Размышления о ливанском и саудовском влиянии на ситуацию в Сирии

Бои в Сирии, а то, что происходит в районе турецко-сирийской границы необходимо квалифицировать именно таким образом, со всей очевидностью показывают, что страна полным ходом идет к настоящей гражданской войне. Теперь становится понятным, что потери сирийских силовиков вызваны не расстрелом непокорных военных (как это очень долго утверждали оппозиционеры), а действиями партизанских отрядов. Мы уже говорили, что такие потери (например, в дивизии, которой командует брат президента Махер и которая несет основную тяжесть борьбы с протестующими только убитых около 700 военнослужащих) не могут быть вызваны исключительно «внутривоенными разборками». Речь идет о полномасштабной партизанской войне. То, что произошло в Джаср-аль-Шугур – это классический эпизод этой самой войны. Теперь не побоимся предсказать появление на дорогах мин-ловушек и фугасов. Караваны с оружием из Ирака начинают потихоньку делать свое дело.

Одновременно с этим началась и активизация антисирийской кампании в международных СМИ, на фоне которой Париж и Лондон начинают готовить очередную резолюцию в Совете Безопасности ООН. После того, как Москву и Пекин, откровенно говоря, «кинули» в Ливии, представляется, что ее прохождение может встретить серьезные препятствия. Но сейчас о другом. Насколько серьезен «ливанский и саудовский след» в последних событиях на сирийском направлении? И вообще, насколько иностранная составляющая может влиять на развитие ситуации?

Что касается иракских поставок оружия и боеприпасов, то очень сложно предположить, что это является инициативой кого-то из иракских политиков и руководителей. Естественно, что их об этом попросили, и попросили очень настойчиво. Если принять во внимание, что переброска идет по каналам, которые контролируют люди Айада Алауи, то «заказчиками» могут являться только две стороны: американцы или саудовцы. А, скорее всего, и те, и другие.

Дамаск при этом настойчиво утверждает, что к событиям в Сирии причастны и люди из блока Саада Харири. Доказательств этому нет, но одно очевидно: Саад Харири и его саудовский покровитель принц Бандар не питают никаких симпатий к Башару Асаду. В этой связи очень интересно вспомнить предысторию этой вражды.

По оценке ряда экспертов, само назначение покойного Р.Харири на пост премьер-министра Ливана стало возможно благодаря серьезному компромиссу между Дамаском и Эр-Риядом. Ливан находился в жесточайшем экономическом кризисе, сирийский ставленник президент Эмиль Лахуд с преодолением сложностей явно не справлялся. Указанная ситуация в свою очередь очень негативно влияла на экономическое положение в самой Сирии, так как обе страны в этом плане являются фактически сообщающимися сосудами. Дамаск был фактически вынужден пойти на свое согласие по приходу к власти саудовского протеже, который мог в очень короткий срок привести в страну саудовские инвестиции и выправить положение. Однако приход Р.Харири к премьерству был оговорен рядом условий, в том числе и прямыми денежными вливаниями сирийскому руководству. Интересно, что чемоданы с «налом» регулярно перевозились самим Р.Харири в Дамаск, в Сирии началось реализовываться ряд саудовских проектов в туристическом и гостиничном бизнесе, и все были, в общем-то, довольны. Пока Р.Харири и его саудовские покровители не перешли «красную черту».

Проще говоря, пока Р.Харири не стал играть основную роль в расшатывании сирийского режима. Естественно, что действовал он не один, а лишь являлся «приводным ремнем» к сирийским силовикам и партийному руководству. Дело в том, что с учетом тесной коммерческой связи Р.Харири с рядом высокопоставленных сирийских военных, в голове некоторых политиков в Эр-Рияде (и как представляется, и Вашингтоне) возникла мысль по смещению Б.Асада и установлению в Сирии более «ручного режима». Трудно переоценить сирийскую роль в процессе БВУ, иракских делах и влиянии на тот же Ливан. В качестве основного исполнителя этого плана стал главный сирийский куратор на ливанском направлении генерал Гази Канаан. Он был попросту «куплен» на корню Р.Харири. Именно Г.Канаан должен был стать «душой переворота» вкупе с рядом обиженных режимом лиц. Таких, как например, суннит Фарук Шараа, у которого явно не сложились отношения с братом президента Махером.

Если верить этой версии, заговорщики недооценили осведомленность сирийских спецслужб. Как следствие, последовали очень жесткий ответ, итогом которого стало убийство Р.Харири и «самоубийство» Г.Канаана. Одновременно были национализированы ряд проектов принца Бандара в Сирии. Отметим, что вся эта идея по свержению Б.Асада была во многом и инициативой именно принца Бандара, который заручился поддержкой США. Король Абдалла на тот период времени придерживался совершенно иной точки зрения на перспективы взаимоотношений с Дамаском. Двухгодичная опала Бандара в Италии и отстранение его от кураторства саудовской разведки стала ответом Абдаллы, который взял курс на улучшение отношений с сирийцами. Итогом такого курса стала победа блока С.Харири на выборах и его премьерство. И то, и другое было бы невозможно без открытой сирийской поддержки. Взамен «сирийский след» полностью исчез из обвинительных материалов международного трибунала по расследованию убийства Р.Харири.

Сейчас все возвращается на круги своя, что совпало по времени с усилением того же Бандара. Возьмемся предсказать, что давление на Дамаск по всем линиям станет только усиливаться. Ливийский вариант (пусть и не в полной мере) постараются отработать и в Сирии, особенно с учетом того, что оппозиция Б.Асаду гораздо многочисленнее, чем М.Каддафи. В этой ситуации ключевой становится роль России, в руках которой судьба резолюции в Совбезе ООН. Анкара, похоже, свой выбор сделала и после отказа Дамаска интегрировать во власть представителей «мягких» исламистов, все больше и больше начинает заигрывать с оппозицией. При этом переход оппозиции к отрытым формам вооруженного сопротивления дает сирийской армии полный карт-бланш по применению полномасштабных силовых рычагов воздействия на ситуацию. что вызовет еще более многочисленные жертвы. Говорить о том, что сирийская армия переломила ситуацию пока рано. За всей этой историей с протестами, помимо действительного недовольства, очень много и других факторов. В частности, саудовских денег.

52.29MB | MySQL:103 | 0,625sec