Ситуация в Алжире: май 2011г.

В течение мая усилия алжирских властей были сосредоточены на двух основных направлениях – как обуздать протестные выступления различных групп населения и как сдержать рост активности «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ как собственно в Алжире, так и в регионе Сахеля.

2 мая, несмотря на действующий запрет на проведение массовых уличных акций в столице страны, сотни студентов попытались организовать манифестацию в Алжире с требованиями изменить систему высшего образования. Полиция применила силу и не позволила студентам покинуть жилой городок столичного университета. В результате вспыхнувших столкновений со стражами порядка ранения получили свыше 20 студентов.

11 мая, пытаясь сдержать протестные настроения в обществе, алжирское правительство одобрило проект дополнительного закона о финансах на 2011 год, который предусматривает ряд мер, направленных на улучшение покупательной способности населения и развитие малого бизнеса. В ближайшее время проект этого закона поступит в парламент.

15 мая в Алжире было объявлено, что спикер Совета нации /сенат верхняя палата алжирского парламента/ Абделькадер Бенсалах начнет 21 мая консультации с представителями политических партий относительно будущих политических реформ. Вместе с ним в этих консультациях примут участие советники президента Мохаммед Туати и Мохаммед Али Бугази. Ранее, 15 апреля, в обращении к нации президент Бутефлика предпринял попытку снять накал протестных выступлений, пообещав провести конституционную реформу, изменить законы о выборах, политических партиях и о прессе. Уже 20 мая стало известно, что в консультациях с властями отказались принимать участие две находящихся в оппозиции ведущих проберберских партии – Объединение за культуру и демократию и Фронт социалистических сил.

16 мая в события в Алжире попытался вмешаться Евросоюз. Как заявил в Алжире еврокомиссар Стефан Фейл, для алжирских властей «жизненно важно прислушиваться к чаяниям алжирского народа, чаяниям, которые он ясно выражает с начала этого года». «Евросоюз приветствовал объявление об отмене чрезвычайного положения и грядущих политических реформах. Мы надеемся, что они будут отвечать чаяниям алжирцев», — заявил Фейл на пресс-конференции после встречи с главой МИД Алжира Мурадом Меделси.

Сложной оставалась в мае и ситуация в Алжире в плане безопасности.

6 мая в Кабилии в районе Джиджелли боевики АКМ подорвали взрывное устройство под военной автоколонной. В результате подрыва одного из грузовиков погибли 5 солдат, 5 получили ранения. Инциденты подобного рода в этом горно-лесистом регионе к востоку от Алжира продолжились и далее.

13 мая стало известно, что в Кабилии в результате нападения боевиков АКМ на передовой блок-пост в районе Джиджелли погибли 7 солдат и 3 исламиста. По данным алжирской прессы, нападавшим удалось застать солдат врасплох во время сна. После атаки один военнослужащий значился пропавшим без вести. Военные тут же начали операцию по прочесыванию местности, которая проводилась при поддержке боевых вертолетов. В ходе операции им удалось уничтожить троих боевиков.

16 мая алжирские СМИ сообщили, что в перестрелке с боевиками АКМ в Кабилии погиб один военнослужащий, двое получили ранения. Боестолкновение произошло в момент, когда военные проводили операцию по прочесыванию местности в 40 км к юго-востоку от г.Тизи-Узу.

В Кабилии в мае участились и инциденты другого рода – похищения коммерсантов с последующим требованием выплаты выкупа за их освобождение. На подобную практику никак не повлияла ликвидация одной из банд, специализировавшейся на похищениях гражданских лиц. Низкая эффективность действий властей привела к тому, что 17 мая в столице Кабилии городе Тизи-Узу прошла всеобщая забастовка, активно поддержанная торговцами.

В мае Алжир оставался на прежних, особых позициях относительно событий, происходивших в Ливии. 3 мая глава МВД Алжира Даху ульд Каблиа предупредил, что отношения между его страной и Ливией будут «очень напряженными», если к власти в Триполи придут повстанцы во главе с Переходным национальным советом /ПНС/. «В случае, если они /повстанцы/ придут к власти в Ливии, я думаю, что отношения между двумя странами будут очень напряженными, — заявил он в интервью газете «Аш-Шурук». – Ливийские повстанцы и ПНС неоднократно нападали на нашу страну, выдвигая против нее всякие обвинения».

Ранее сообщалось, что ПНС обвинял Алжир в том, что тот поддерживает режим Каддафи, в частности, через направление в Ливию наемников. Официальный Алжир неоднократно отвергал эти обвинения. «Обвинения, выдвигавшиеся ПНС, являются чистой выдумкой. Никто не верит в эти необоснованные обвинения», — подчеркнул Ульд Каблиа.

Говоря о ситуации на алжиро-ливийской границе, министр сообщил, что его страна предприняла «исключительные меры» безопасности на границе между двумя странами протяженностью около 1 тыс.км. Эти меры понятны, поскольку сразу после начала событий в Ливии ливийские военные ушли с границы с Алжиром, оставив ее без охраны со стороны Джамахирии.

12 мая в очередном интервью алжирским СМИ Ульд Каблия предупредил, что транзитный трафик кокаина латиноамериканского происхождения через страны Сахеля и Алжир в Европу приносит огромные дивиденды формированиям АКМ. По его данным, обеспечение безопасности транспортного коридора позволяет АКМ получать значительные средства, которые затем идут на закупки вооружений и средств транспорта. Как отметил Ульд Каблиа, «главная цель АКМ – дестабилизировать Алжир путем вооруженной борьбы, которую эта организация ведет против нашей страны».

Что касается каннабиса, то, по данным министра, Алжир из страны – транзитера этого «мягкого» наркотика превратился в страну – потребителя. «Ежегодно в Алжире захватывается до 74 тонн каннабиса», — сообщил он.

В мае в связи с началом сезона отпусков вновь подтвердилось, что в Алжире немало сторонников исламизма, которые не будучи в рядах исламистских бандформирований не прочь принять участие в невоенных акциях. В ночь с 5 на 6 мая блюстители мусульманской морали разгромили несколько отелей и повредили припаркованные у них автомобили в районе приморского городка Тиши в 200 км к востоку от Алжира. Своими действиями они хотели выразить протест против «покушений на нравственность», якобы совершавшихся постояльцами отелей. В ряде мест произошли столкновения между нападавшими и охраной отелей. В Алжире четверг – первый день уик-энда, и приморские отели были заполнены посетителями. Постояльцы, среди которых было много детей, были шокированы происшедшим.

Число сторонников исламской морали скоро может заметно увеличиться. Как заявили для агентства АФП двое видных представителей исламистского движения, от 7 до 8 тысяч находящихся в тюрьмах Алжира исламистов обязались отказаться от насилия с тем, чтобы воспользоваться плодами проводимой властями политики национального примирения и выйти на свободу. «От 7 до 8 тысяч исламистов письменно обязались не участвовать в дальнейшем в вооруженной борьбе с тем, чтобы получить свободу в рамках политики национального примирения», — заявил, в частности лидер алжирских салафистов Абдельфаттах Зирауи. «Эти заключенные воспользуются президентской амнистией. Соответствующее решение может быть принято в ближайшие дни», — уточнил Эль-Хашеми Сахнуни, один из основателей запрещенного Исламского фронта спасения.

На основании положений инициированной президентом Абдельазизом Бутефликой и одобренной на референдуме в 2005 году Хартии мира и национального примирения к настоящему времени уже освобождены из мест лишения свободы свыше 2 тысяч исламистов, осужденных по делам, связанным с терроризмом, свыше 7 тысяч сложили оружие и сдались властям.

По словам Зирауи, он входит в состав некоего комитета, составленного из бывших заключенных и бывших полевых командиров исламистских бандформирований. Участники этого комитета ведут переговоры с властями относительно освобождения новых групп исламистов. «После начала реализации положений хартии алжирские и иностранные улемы призвали власти Алжира объявить амнистию в отношении всех узников – жертв национальной трагедии. После переговоров власти согласились с этим», — утверждал он. По его словам, политику национального примирения якобы поддерживают и те находящиеся в заключении исламисты, которые за совершенные деяния приговорены к смерти или пожизненному заключению.

Если алжирские власти действительно пойдут на освобождение нескольких тысяч исламистов, этот шаг может еще больше расколоть алжирское общество, потерявшее в результате развязанного исламистами в 1991г. внутриалжирского противостояния до 200 тысяч человек. Похоже, исламисты все же выдавали желаемое за действительное – 29 мая премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья опроверг «слухи» о скором освобождении тысяч исламистов, осужденных по статье «терроризм».

52.29MB | MySQL:103 | 0,482sec