Плюсы и минусы «арабской весны» для экономики ФРГ: мнения немецких экспертов

Понятно, что потерь намного больше. Очевидны они для десятков фирм ФРГ, которые являются инвесторами и работодателями в Тунисе, Египте и других странах «арабской весны», о чем будет сказано ниже. Однако к ним добавляются суммы из федеральной казны. «Революции в арабском мире выставляют счет» — кратко резюмируют ситуацию ведущие экономические эксперты страны. В то время, когда демократический Запад восхищается природой, начиная с жасмина в Тунисе и кончая цветами верблюжьей колючки в Йемене, рабочий инструмент канцлера Ангелы Меркель – калькулятор, отмечают немецкие комментаторы. Она определяет степень облегчения северноафриканской задолженности. Поэтому переломный момент на Ближнем Востоке может стать еще дороже, чем нам кажется.

Политические потрясения в Северной Африке имеют свою цену, которая отразится на федеральной казне. Это явствует из обещаний стран Запада о немедленной помощи и отказе от прежней суммы долгов стран «арабской весны». Развитые страны не могут допустить, чтобы «первый политический успех оказался под угрозой экономической нестабильности», заявила А.Меркель 26 мая с.г., выступая в бундестаге накануне саммита «восьмерки» во французском городе Довиле. Во Франции эта тема также была в числе центральных. Основные промышленно развитые страны обсуждали, как они могут поддержать реформы, вектор которых уже обозначен в ряде арабских государств.

Меркель назвал подобные меры поддержки «историческими европейскими обязательствами» перед жителями Северной Африке и в других странах арабского мира, указывая, что Германия не может стоять в стороне, когда происходит движение миллионов за свободу и права. Использовать «историческую возможность» возможно, по ее мнению, участием немецкой экономики в преобразованиях. В частности, что касается Египта, то немецкая помощь может быть использована в сфере профессионального образования: ФРГ способна создать и реализовать проект для 10 тысяч человек. В отношении Туниса есть свои сображения: здесь наряду с обучением выпускников учебных заведений, планируется развивать сектор малых и средних предприятий.

Помощь странам протестного движения должна быть оказана оперативно. Лидер партии свободных демократов Райнер Брюдерле предлагает развертывание немецких «команд по развитию процесса» на севере Африки. Такие команды, включающие в себя экспертов и консультантов в различных сферах экономики от менеджмента до конкретной технологии, имеют определенный опыт особенно в ФРГ последних лет, когда требовалось подобным образом поддержать экономические структуры регионов бывшей ГДР, приближая их к современным стандартам.

Эти программы могли бы финансироваться за счет конверсии долга в ближайшие четыре года в объеме 300 млн евро. Кроме того, в поддержку демократических перемен федеральное правительство готово выделить в этом году 30 млн евро, причем в ближайшие несколько лет немецкая помощь, как пообещала А.Меркель, составит 100 млн евро.

Hемецкий налогоплательщик платит высокую цену за готовность североафриканцев двигаться к свободе и демократии. Эксперты называют миллиардные цифры помощи Тунису. Столько стоит, по мнению специалистов МВФ и Всемирного банка, обсуждавших тему на саммите в Довиле, «существенный и эффективный пакет мер». Есть первые требования молодых революционеров, отмечает печать Франции. В Египет надо перечислить 8,5 млрд евро к середине следующего года, в Тунис — 17,6 млрд евро в ближайшие пять лет. Доля Всемирного банка при этом составит 4 млрд евро, предусмотрено активное задействование Европейского банка реконструкци и развития и других финансовых институтов.

Эксперты предупреждают: это только начало трат, впереди более высокие суммы. В течение ближайших пяти-десяти лет ведущие индустриальные страны должны быть готовы инвестировать на реконструкцию экономики Туниса 21 млрд евро. Таков вердикт международных специалистов, в числе которых американский лауреат Нобелевской премии экономист Джозеф Стиглиц. Гигантские траты связаны с программой преобразования туристической отрасли – ведущей в экономике Туниса, а также с проектами по социальной поддержке, которая предусматривает приобретение продуктов питания и энергоносителей. Дальнейший импульс в этом направлении может быть связан с тем, чтобы сделать окрепшую от потрясений экономику Туниса «ассоциированным партнером» Европейского союза.

Без оперативного оказания помощи стране демократическому процессу угрожает провал, считают в федеральном правительстве. Причем, это касается всего региона Северной Африки. И, напротив, срочные финансовые инъекции принесут достаточно быстрые дивиденцы. «Инвестиции в будущее Туниса окупятся сразу же благодаря обстановке безопасности, наименьшего уровня риска фундаментализма в регионе и с учетом того, что здесь будут созданы новые формы экономического рынка», уверен Клаус Циммерман, директор Института экономики труда (Бонн), независимого исследовательского центра, в программах которого задействованы ведущие эксперты ФРГ, США, Франции, Великобритании, Италии. Все эти страны – долговременные и активные партнеры стран «арабской весны». По мнению К.Циммермана, конечная цифра восстановления экономики Туниса 30 млрд долларов. Это сейчас Тунис воспринимается как бездонная бочка, в которую сколько воды ни наливай, столько впустую и уйдет, но, по нашим подсчетам, именно эта страна имеет наивысшие шансы на выживание и развитие, указывает он.

Однако за исключением государственной помощи по погашению задолженности, а также предоставлением десятков миллиардов в качестве помощи и в планах партнерства, Европа может помочь демократическому движению и другими мерами. Зеленые, к примеру, настаивают на увеличении приема беженцев из Северной Африки. Германия должна быть более щедра в своей внешней политике, подчеркивает Фритьоф Шмидт, эксперт по внешней политике этой партии. Он и его сторонники клемят позором Европу за то, что она вдруг задумалась о пограничном контроле, пытаясь сдержать поток североафриканских беженцев. «Двери Европы открыты, — констатирует Клаус Циммерман. — В них входят различные потоки беженцев, в том числе и новые экстремисты». От которых Европа не знает как избавиться, добавляет немецкая оппозиция. Так что теперь борьба с исламским радикализмом вступает в новую фазу – он получает новую площадь и замечательные условия для распространения. Не случайно глава партии социал-демократов Франк-Вальтер Штайнмайер обвинил правительство в отсутствии ответов на «шторм» в регионе Ближнего Востока, который благополучно докатился до Бранденбургских ворот.

«Шторм» был неожиданностью не только для высших чиновников ФРГ, но и для фирм Германии, имеющих свои представительства в Северной Африке. Напряженная ситуация в Египте уже к концу января с.г. оказала существенное влияние на немецкие компании. На фондовой бирже акции крупнейших туристических компаний оказались под ударом. В первые же дни «арабской весны» они потеряли в цене от 3 до 10 процентов стоимости. Зато в условиях панического бегства сотрудников ряда немецких фирм весьма прибыльно для себя поработали египетские авиаперевозчики, говорит Маттиас Демаре, аналитик Exane BNP Paribas в Париже. После предупреждения МИДа ФРГ о том, что поездки в Египет могут представлять опасность, такие немецкие туроператоры, как Thomas Cook и TUI, вынуждены были пойти на отмену поездок, возврат денег и бесплатную услугу по изменению маршрута отдыха. Акции этих фирм, традиционно связанных с североафриканским регионом, потеряли в цене больше всего. Впрочем, список пострадавших немецких компаний солидный.

Акций Leoni значительно потеряли в цене. Номинал снизился более чем на пять процентов до 30,73 евро. Leoni имеет завод в Египте, и понятно, что опасения ряда немецких инвесторов не беспочвенны. Производство приостановлено. Сотрудники, опасаясь за жизнь, не выходят на работу. Здесь производят весьма дефицитную продукцию — наборы кабелей и комплексных систем электропроводки для легковых и грузовых автомобилей. На предприятии в Большом Каире занятыт 4000 человек. Оно входит в десятку крупнейших концернов в Северной Африке. Основные места присутствия Leoni в регионе, кроме Египта, — Тунис и Марокко.

Metro, сеть крупнейших в мире супермаркетов, насчитывает 700 сотрудников в Египте. Ряд иностранных работников в первые же часы массовых протестов отправилась на родину, откуда еще не вернулась. Гигант розничной торговли пострадал: в результате беспорядки два крупных магазинах подверглись нападению и разграблены, один из них частично сожжен. Эти потери особенно неприятны в связи с тем, что Metro к тому времени успел проработать в Египте лишь полгода.

BMW прекратила работу сборочного завода на окраине Каира. Здесь заняты более ста работников, два сотрудника и члены их семей. BMW производить в Египте несколько моделей, в том числе 3,5,7, X1 и X3. Финансовые последствия в результате «арабской весны» относительно невысоки за счет того, что в прошлом году был создан значительный задел: сошли с конвейера 3 тысячи обычных и 180 малолитражек.

Volkswagen приостановил поставки автомобилей в Северную Африку: остается полностью неясным, достигает ли автомобиль пункта назначения, сказал представитель компании в Вольфсбурге. Ранее были прерваны поставки в Тунис после того, как транспортные средства других производителей после прибытия в порты страны были сожжены. Своих производств у Volkswagen в Северной Африке нет.

Администрация ThyssenKrupp отдала распоряжение сотрудникам пребывать дома до дальнейшего распоряжения. ThyssenKrupp в Северной Африке – это 1870 рабочих мест, причем лишь 70 приходятся на граждан ФРГ. Крупнейший работодатель из Германии работает с дочерней компанией в Египте Uhde.

Химическая компания BASF из-за беспорядков в Египте приостановила выпуск продукции. Офисы закрыты. BASF насчитывает в североафриканских странах около 100 сотрудников. В дополнение к маркетингу, компания имеет производство в Каире, которое занимается выпуском товаров строительной химии для местных клиентов.

Symrise (производство парфюмерии, косметики, продуктов питания) – это 150 сотрудников и производственно-административные помещения в пригороде Каира, в 30 милях от центра города. После указания руководства о временном закрытии фирмы сотрудники приняли к сведению информацию: в условиях кризиса никто не может точно сказать, что произойдет завтра.

Жить сиюминутной выгодой – этот девиз продемонстрировали авиаторы Египта. В условиях паники в первые недели каирской весны они взвинтили цены на перелеты до Германии до 3-8 тыс. евро за билет. Благо, возможности аэропорта позволяли это делать. Дело в том, что именно немцы потратили несколько лет для того, чтобы преобразовать Каирский аэропорт в главные воздушные ворота Африки. Они предоставили и план реконструкции терминалов и новые технологии. Занималась этими проблемами группа экспертов из Франкфурта-на-Майне. Они и учили египтян, как надо действовать, чтобы побыстрее окупить затраты. Эвакуируя от 1000 до 1200 немцев на родину по запредельным ценам за авиабилеты, египтяне показали, что были прилежными учениками.

Журналист Кристиан Мюссгенс оказался поражен не только этим обстоятельством. По существу, ни у немецких фирм, ни у администрации аэропорта, ни у авиаперевозчика не было согласованного плана эвакуации, поэтому все было в стадии импровизации. Персонал не был готов работать в условиях чрезвычайной ситуации. Руководители ряда немецких компаний, казалось бы, совсем недавно обсуждали подобные темы на своих конференциях, а RWE, Thyssen-Krupp, BASF не посчитали нужным делать даже это. И те и другие оказались одинаково неэффективны: ни концепций безопасности, ни аварийных телефонов, ни плана эвакуации. Это трудности, которые будут происходить все чаще в ближайшие годы, уверен Кристиан Мюссгенс: цены на сырьевые товары являются обычным явлением, как и привлечение малого и среднего немецкого бизнеса в опасных странах.

«Арабская весна» подает международным предпринимателям четкий сигнал. Подобные явления будут повторяться. По прогнозам британского научно-исследовательского института EIU, в Либерии, Руанде и Лаосе в 2011 году цена на сырье вырастет более чем на 7 процентов, в Узбекистане на 8,5 процента, в Эфиопии и Эритрее на 10 процентов. Все это – зоны проблемных экономик в виду господства авторитарных и непредсказуемых режимов, указывают британцы. И если те же немецкие компании хотят извлечь выгоду в этих регионах, они должны быть готовы к рискам.

Как показывают исследования консалтинговой фирмы Corporate Trust, сегодня треть немецкого среднего бизнеса действует «в зонах повышенной опасности в кризисных регионах», но лишь единицы подготовили планы для срочной эвакуации сотрудников, если возникнут беспорядки. Между тем, как подчеркивает Вальфрид Зауэр, основатель и шеф Result Group, консалтинговой фирмы кризисного менеджмента, подобные разработки ею уже подготовлены, надо лишь адаптировать их к конкретной компании и конкретным условиям ее работы. «Мы ожидаем рост спроса на услуги, случай с Египтом, показывает, какие преимущества они имеют, если предприятия готовы к неожиданностям». Девять отделений Result Group в ФРГ готовы помочь. Консалтинговые услуги недешевы, от 15 до 40 тыс. евро за пакет рекомендаций, включая концепции безопасности, стоимость связи, планы аварийного вывода из кризисного района. Как правило, расход получается по 2 тыс. евро на голову. Разве жизнь сотрудников не дороже, приводит свой довод Вальфрид Зауэр. Тем более, что каждая такая голова приносит не один миллион дохода своей фирме, комментируют немецкие эксперты сложившуюся ситуацию.

Страны «арабской весны» входят в список проблемных регионов. К примеру, представителей Египта и Туниса в числе участников 14-го немецко-арабского экономического форума, проходившего 11-13 мая с.г в берлинском отеле Ritz Carlton, никто в числе выступавших не увидел. Между тем, этот традиционный саммит собрал на сей раз 600 участников из 27 стран. Здесь обсуждались актуальные темы региона Северной Африки и Ближнего Востока: генеральный секретарь арабо-германской торгово-промышленной палаты Абдулазиз аль-Михлафи указал в их числе инфраструктуру, строительство, сферу финансовых услуг, водохозяйственные проблемы, логистику, транспорт, транспорт и другие.

Причем, каждая страна определила для себя приоритетную сферу, где сотрудничество с ФРГ видится ей особенно перспективным, подчеркивает Александер Теттенборн, руководитель отдела Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока федерального министерства экономики и технологий. Для Омана – строительство железной дороги, для Кувейта – строительство международного аэропорта, для Саудовской Аравии – сектор водопользования и канализации, для Марокко – строительство социального жилья. Иордания и ОАЭ определили в аспекте диверсификации энергоотрасли использование солнечной энергии, Катар — в контексте подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 года (ЧМ-2022) – совершенствование воздушного транспорта. В списке активных участников форума отсутствуют главные участники «арабской весны»: Египет, Тунис, Ливия, Йемен. Кроме того, тема немецко-катарского сотрудничества, которое получило самый высокий прирост среди стран арабского мира (45% в 2010 по сравнению с 2009 гг), обсуждалась в ходе визита федерального президента Кристиана Вульффа в Катар 27-28 февраля с.г. В ходе визита уточнялись направления двухстороннего сотрудничества в рамках грандиозного, стоимостью 142 млрд долларов проекта ЧМ-2022.

Безусловно, на фоне этой довольно безоблачной кооперации немецкие контакты с Египтом и Тунисом, особенно в перспективе, смотрятся как весьма сомнительные, делают вывод немецкие аналитики.

Вместе с диктатором Бен Али унесли ноги из страны десятки немецких предпринимателей. Произойдет ли перезагрузка немецко-тунисских отношений, неизвестно, отмечает пресса ФРГ. Безусловно, произойдет, если будет создана позитивная политическая обстановка и будет осуществлен поворот в сторону демократии, утверждает оптимистично настроенная часть комментаторов.

Политические дивиденды «арабской весны» можно будет подсчитывать тогда, когда в Тунисе и Египте пройдут парламентские выборы. А вот убытки ощущаются уже сегодня.

Руководство авиакомпании Air Berlin подвело итоги первого квартала 2011 года. Мягко говоря, выглядит ситуация не самым лучшим образом, поосторожничал Ульф Хюттмайер, финансовый директор Air Berlin, связывая ее с кризисом в Северной Африке. Air Berlin — крупнейший немецкий перевозчик в Египет и Тунис и второй по объемам пассажиропотока в Германии. Причем, этого престижного места он достиг как раз невысокими ценами на билеты. Недавно Air Berlin объявил о повышении цен. В числе причин, кроме роста цен на топлива, нестабильная ситуация на севере Африки. Она вместе с топливом обошлась авиаперевозчику в 180 млн евро.

Свои сложности в связи с беспорядками в Северной Африке у второго в Европе туроператора Thomas Cook. Спрос на поездки в регион восстанавливается медленнее, чем ожидалось, как следует из данных анализа с октября 2010 г. по март 2011 г. Возможно, лишь в летнее время может будет несколько наверстать упущенное, но пока продано только около 60 процентов от первоначально запланированного объема путевок в Египет, Тунис и Марокко. Чтобы частично покрыть убытки, туроператор повысил цены на услуги, правда, лишь на три процента.

Отсутствие прежней популярности североафриканского направления компенсируется курортами других стран. Особенно это ощущается на примере другого немецкого туроператора Alltours, четвертой в табели о рангах туристической компании в ФРГ. Немцы, а также примкнувшие к ним туристы из Голландии, Австрии и Швейцарии в период «арабской весны», которая пришлась на зиму, путешествовали с Alltours, как никогда, активно. «Это была лучшая зима в нашей истории», сказал Вилли Ферхуфен, генеральный директор Alltours: более 300 тыс. туристов с октября по апрель означают 16-процентный прирост по сравнению с предыдущим годом.

«Арабская весна» подыграла другим странам. Особенно популярными стали Турция (увеличение объема продаж путевок на 75 процентов) и Майорка (увеличение на 44 процента). Сейчас планируется рост спроса в сторону Канарских островов, материковой Испании, Хорватии, Турции, говорит В.Ферхуфен. Он было пошатнулся в прошлом году, но теперь резко пошел вверх благодаря (или вопреки) волнениям в Северной Африке. Alltours оптимистично оценивает предстоящий сезон. Примечательно, что в одном ряду с Северной Африкой стоит Греция, куда число желающих попасть резко сократилось в связи с забастовочным движением. Таким образом, страна, которая могла бы покрыть дефицит бюджета за счет традиционного туризма, вновь теряет миллионы евро.

Прогнозы показывают: число клиентов Alltours увеличится на 7,5 процента, рост доходов – до 10. В известном смысле мы даже благодарны «арабской весне»: она позволила разнообразить маршруты в страны, где вместе со стабильностью отмечается достаточный уровень сервиса и относительно невысокие цены, отмечает Вилли Ферхуфен.

Использованы данные сайтов Financial Times, Deutschland, Handelsblatt, FAZ, боннского Института экономики труда (IZA).

52.25MB | MySQL:103 | 0,551sec