Почему Мумбаи становится мишенью террористов (к терактам 13 июля)

Три взрыва, прогремевших вечером 13 июля с.г. в городе Мумбаи, в районах Опера Хаус, Завери Базар и Дадар, примерно в 19.10 вечера, унесшие, по разным оценкам, от 17 до 21 жизней (при этом около ста человек, по данным зарубежных СМИ, были ранены), вновь потрясли не только Индию, но и весь мир. Эти теракты стали первой крупной атакой террористов на Индию с ноября 2008 г., когда в течение трех дней в том же городе действовали террористы, которые впоследствии были уличены в прямой связи с террористической группировкой «Лашкар е-Тайба», базирующейся на территории соседнего Пакистана. Автор данной статьи писал об этом на сайте Института Ближнего Востока в ноябре 2008 г., сразу после терактов в Мумбаи и ровно через год, в ноябре 2009 г., когда отмечалась годовщина гибели мирных жителей и иностранных туристов в результате этого страшного теракта. Тогда автор выражал уверенность, что власти Индии и все те, кто обеспечивает безопасность в этой стране от террористов, предпримут все усилия для того, чтобы найти заказчиков этого преступления.

Теперь мы стали свидетелями «дежавю» в Мумбаи, хотя масштаб этих террористических атак не такой, каким были атаки в ноябре 2008 г., когда большое количество террористов, приплывших в Мумбаи на лодках по морю и организовавших десять отдельных нападений на жителей и иностранных туристов, захвативших самые дорогие и переполненные отели города, в течение трех суток успешно отбивали атаки индийских сил безопасности. Теракт же 13 июля с.г. в отличие от атак террористов в ноябре 2008 г. не задействовал террористов-смертников, и для его осуществления были использованы автомашины с бомбами, управляемыми дистанционно, а также выбраны районы города, которые расположены не в центре Мумбаи. Как считает американский аналитический центр «Стратфор», тактика террористов в атаке 13 июля более напоминала ту, которую используют так называемые более непрофессиональные группировки, такие как «Индийские муджахеддины», которые и раньше выбирали своей мишенью переполненные кварталы в некоторых городах Индии. Тем не менее эта террористическая атака произошла в критический момент в американо-пакистанских отношениях, когда Вашингтон собирается ускорить вывод своих воинских подразделений из Афганистана, а также в критический момент возобновления мирного диалога в индийско-пакистанских отношениях. Поэтому, на наш взгляд, интересно порассуждать о том, почему именно Мумбаи становится мишенью террористов, кто эти террористы (в отсутствии каких-либо официальных данных о террористах с индийской стороны, которая уже неделю проводит следствие по данному эпизоду).

Итак, почему снова Мумбаи, который даже на общемировом фоне в условиях, когда терроризм стал поистине глобальной угрозой и никто в мире не может чувствовать себя в полной безопасности, выделяется частотой и жестокостью совершаемых терактов?

Причин, на наш взгляд, несколько. Это крупнейший город Индии, ее признанный экономический и культурный центр. В известной степени — это визитная карточка современной, динамично развивающейся Индии. Именно здесь находится знаменитое архитектурное сооружение — Ворота Индии (Баб-э_Хинд — на урду). И хотя сегодня большинство гостей прибывают в Индию по суше, эти ворота, стоящие на набережной города, остаются символом индийского гостеприимства. Именно это особое место, которое занимает Мумбаи в сознании любого простого индийца, делает теракты, совершаемым там, особо значимыми. И именно это делает этот город привлекательной мишенью для террористов, как местных, так и прибывших из-за рубежа. Кроме того, теракты в столице Индийского союза, Дели, были бы слишком очевидны для властей Индии в плане того, насколько они могут обеспечить защиту страны от угрозы ее безопасности со стороны террористов.

В этом плане теракт 13 (опять 13-го!) декабря 2001 г. против индийского парламента, который осуществили террористы, прибывшие с баз подготовки в соседнем Пакистане, поставили ситуацию в регионе Южная Азия и индийско-пакистанские отношения на грань ядерной войны. Только в результате особых посреднических усилий ведущих мировых держав, прежде всего США, ситуацию, которая оставалась напряженной в течение всего 2002 г., удалось разрядить, и в конце 2002 г. между Нью-Дели и Исламабадом начался процесс мирного диалога, который был прерван атаками на Мумбаи в ноябре 2008 г. и только сейчас возобновляется. Тот ноябрьский теракт 2008 г. унес жизни 166 человек.

Можно вспомнить и другой, еще более кровопролитный теракт — взрывы в поездах в Мумбаи в июле (опять в июле) 2006 г., когда погибли свыше двухсот человек. Автор данной статьи тогда беседовал с известным индийским аналитиком из Мумбаи Сундипом Васлекаром, директором аналитического центра «Стратежик Форсайт Групп», расположенного в этом городе. У него чудом спасся старший сын, опоздавший на поезд, в который была заложена взрывчатка. Наконец, Мумбаи — это плавильный котел, город, в котором всегда жили и живут сейчас индусы, мусульмане, сикхи, представители других индийских конфессий и в котором террористам при желании легко раствориться среди населения.

Сегодня же, говоря о расследовании теракта 13 июля, союзный министр внутренних дел Индии П. Чидамбарам был очень осторожен в выборе выражений. Он сказал, что пока еще рано говорить о том, какие силы совершили этот новый теракт и какие цели они преследовали. Однако он не преминул указать на то, что Индия на западе соседствует с такими странами, как Пакистан и Афганистан, которые являются очагами повышенной террористической активности. На это указывали и официальные индийские лица в Москве, с которыми на прошлой неделе беседовал автор данной статьи.

До сих пор ни одна из известных террористических организаций не взяла на себя ответственность за эти взрывы, отмечает эксперт Российского института стратегических исследований Борис Волхонский. Он отмечает, что было бы преждевременно обвинять какую-либо одну группировку в проведении этого теракта, пока не проведено тщательное расследование. Но многие наблюдатели уже склоняются к тому, что главный виновник будет назван очень скоро — задолго до окончания официального расследования. В зарубежных СМИ уже появились сообщения, что характер взрывных устройств указывает на все ту же группировку «Лашкар-е Тайба» (ЛеТ), а отсюда недалек вывод о новой причастности к данному теракту пакистанских спецслужб, часть сотрудников которых имеют тесные связи с ЛеТ. Тем более что, как было отмечено выше, нити прошлого теракта в ноябре 2008 г. вели именно в Пакистан, к ЛеТ. Впрочем, сегодня автор данной статьи не располагает проверенной и надежной информацией о том, что и на сей раз к этому теракту причастен Исламабад. Тем более что не стоит забывать: в глобализированном мире террористы являются врагами любого государства. Пакистан так же является их жертвой, как и многие другие страны, включая Индию.

Тем не менее, анализируя теракты 13 июля с.г. в Мумбаи, следует принимать во внимание, что атаки ноября 2008 г. вскрыли тот предел, до которого традиционные исламистские джихадистские группировки, базирующиеся в Пакистане, из той же ЛеТ, могли сотрудничать с транснациональными джихадистскими элементами наподобие «Аль-Каиды», которая в попытке отомстить за ликвидацию в мае с.г. своего лидера Усамы бен Ладена в Пакистане попыталась подстегнуть кризис в отношениях между Исламабадом и Нью-Дели. Такой кризис на фоне начала вывода американских войск из Афганистана еще больше осложнит и без того непростые американо-пакистанские отношения и сотрудничество этих стран по Афганистану, потенциально делая обстановку в регионах Южная Азия и АфПак еще более нестабильной и взрывоопасной и способствуя скорому приходу к власти в Афганистане Талибана после окончательного вывода оттуда войск США. Впрочем, для дальнейшего анализа терактов 13 июля и их последствий для Индии, Пакистана, США и Афганистана требуются надежные факты, показывающие, кто на самом деле был причастен к этим новым преступлениям террористов в Индии. А это станет известно уже в ближайшее время.

52.09MB | MySQL:103 | 0,632sec