Визит министра обороны Германии Томаса Де Мезьера на Ближний Восток

В поле зрения экспертов ФРГ находится визит министра обороны Германии Томаса де Мезьера на Ближний Восток, состоявшийся 12-14 июля с.г. Он проходил в два этапа и включал посещение Израиля и Кипра. Первый этап — встречи с политическим руководством Государства Израиль и обсуждение ряда актуальных проблем, в числе которых меняющаяся в связи с арабскими революциями ситуация; Иран; военно-техническое немецко-израильское сотрудничество. Второй этап, заключающий пребывание в регионе, проходил на юге Кипра, где базируется немецкий контингент, участвующий в миссиях UNIFIL и Active Endeavour.

Таким образом, географически поездка в регион выглядела следующим образом: Тель-Авив – Иерусалим – Лимасол. Персонально: встречи с премьер-министром Биньямином Нетаниягу, министром обороны Эхудом Бараком, начальником штаба израильских вооруженных сил генерал-лейтенантом Биньямином Ганцем, членами комиссии кнесета по иностранным делам и безопасности под председательством Шауля Мофаза, руководителями миссии UNIFIL и Active Endeavour (в открытой печати не названо, с кем именно).

Немецкие обозреватели разделились в оценках визита Томаса де Мезьера в Израиль. Одна часть политологов считают, что это следует рассматривать как рутинное событие, поскольку особых изменений в обоюдном курсе в рамках военно-технического сотрудничества не последует. Другая часть обозревателей склоняются к версии, что этот визит — важная часть военно-политических консультаций накануне осени, когда палестинцы будут склонять ООН к версии одностороннего признания палестинского государства. Поэтому взаимные консультации Израиля с его главным союзником и военно-стратегическим партнером в Европе в лице Германии в столь ответственный момент могут быть названы как угодно, только не рутинными.

Следует пояснить, из чего проистекает значительное расхождение во взглядах немецких политологов. Во-первых, израильские СМИ «старательно проигнорировали» приезд федерального министра обороны, его встречи и беседы с премьер-министром Израиля Б. Нетаниягу, министром обороны Э. Бараком, другими политическим лидерами страны. Во-вторых, в ходе этих бесед был обойден молчанием наиболее острый и актуальный сюжет, волнующий немецкое общество: решение федерального правительства о продаже Саудовской Аравии 200 танков «Леопард-2» германского производителя. Как известно, многие политики ФРГ считают прибытие на Аравийский полуостров заказанной партии бронетехники существенным препятствием на пути решения ряда ближневосточных проблем. От главной — израильско-палестинское противостояние, поскольку меняет расстановку сил не в пользу Израиля. До не менее важной — судьбы арабских революций в формате полуострова, поскольку «Леопарды» с навесными отвалами, которые помогают в тралении мин в песчаной местности, вполне могут быть использованы против демонстрантов (считается, что такие прецеденты уже имели место).

Наиболее объективную оценку визиту дает профессор Герберт Вульф, ведущий сотрудник Института по развитию и миру при Университете Дуйсбурга-Эссена. Он подвергает критике планы федерального правительства по продаже танков в Саудовскую Аравию, отмечая, что подобная поставка в зону военных действий нарушает руководящие принципы экспорта вооружений. Федеральный кабмин часто выступает против этих принципов, руководствуясь «интересами оборонно-промышленного комплекса — отрасли, которая испытывает трудности». С одной стороны, Германия принимает участие в поставке танков для удержания власти авторитарного правительства Саудовской Аравии, которое способно использовать бронетехнику против своего собственного народа и народов других арабских стран. С другой стороны, Германия декларирует желание помочь арабским странам в их стремлении к демократии. «Лицемерная политика может иметь очень серьезные последствия», указал Герберт Вульф.

Обозреватели ведущих СМИ ФРГ приходят к мнению, что в любом случае в ходе визита высокого немецкого гостя израильтянам были даны надежные гарантии, что оружие, которое Германия поставит Саудовской Аравии, не будет использовано против них, а послужит фактором сдерживания для притязаний Ирана.

По этой причине интрига с условным названием «200 «Леопардов» на Ближний Восток» — а заказ этот был осуществлен в обход всех парламентских комиссий, отвечающих за безопасность, за вооружения, их производство и зарубежные поставки — в Израиле вообще не обсуждалась в ходе визита, а в Германии уже имеет свои последствия в виде продолжающейся дискуссии, которая, впрочем, не привела ни к каким результатам, кроме одного: федеральный кабмин ведет свою, понятную только ему военно-стратегическую политику, не считаясь с парламентариями.

Томас де Мезьер, как один из политических лидеров ФРГ, находясь в Израиле, обозначил существо немецко-израильских интересов другим образом. Во-первых, это продолжение военно-технического сотрудничества двух стран.

Напомним, что Германия и Израиль согласились с необходимостью более тесного военного сотрудничества в начале 2008 года в рамках первых межправительственных консультаций. Формулировка «более тесное сотрудничество» предполагает широкий спектр: взаимные технологические проекты; обмен научно-техническими достижениями в оборонной сфере; широкий обмен офицерами с целью повышения боевой выучки и освоения новых технологий. Сегодня сотрудничество актуализировано, в частности, темой укрепления подводного флота Израиля и темой поставок беспилотников Heron. Говоря конкретнее, обсуждались сроки поставок шестой подводной лодки Dolphin с внесенными израильскими инженерами конструктивными особенностями, значительно расширяющими возможности подлодки. Ранее уже сообщалось об изменениях, которые позволяли подлодке подобного класса действовать в условиях мелководья, держать в поле зрения значительный фрагмент морской акватории и береговой линии, использовать торпедные аппараты для запуска крылатых ракет. В конструкцию шестой подлодки внесены дополнительные особенности, делающие ее абсолютно уникальным продуктом совместного немецко-израильского сотрудничества.

Во-вторых, точно так же, как модифицированный германский Dolphin способен весьма успешно выполнять боевую задачу, израильский беспилотник Heron может усилить обстановку в сфере безопасности в условиях пересеченной местности Гиндукуша, где завершают миссию военнослужащие бундесвера. Напомним, что в настоящее время в Афганистане задействованы три израильских беспилотника, которыми управляют офицеры бундесвера, прошедшие спецкурс обучения в Израиле.

О количественных показателях и сроках поставки в Афганистан Heron шла речь между министрами обороны ФРГ и Израиля. По понятным причинам, данные не обнародовались. Однако на переговорах подчеркивалось, что на заключительном этапе пребывания бундесвера в Гиндукуше вероятно усиление нападений Талибана и других экстремистских группировок как на базовые лагеря на севере страны, так и на патрули. Использование беспилотников израильского производства позволит минимизировать угрозы и потери германского контингента. «Мы будем продвигать сотрудничество в сфере вооружений», заявил де Мезьер, комментируя его «безусловно, успешный ход», который дает основания для продления соглашения с Израилем в использовании беспилотных летательных аппаратов Heron на два года, до 2014 года. Фактически речь идет о дате завершения миссии НАТО в Афганистане, в которой задействованы и бундесверовцы.

Беспилотные летательные аппараты Heron были использованы для поддержки миссий элитных войск KSK (немецкий спецназ) в Афганистане, пояснил шеф федерального миноброоны, подчеркнув, что армия Германии получила тем самым «очень хороший опыт». Он основан в том числе на сотрудничестве ведущих инженерно-конструкторских кадров израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) и немецкого производителя оружия Rheinmetall.

Таким образом, обе стороны проявили заинтересованность в военно-техническом сотрудничестве в ближне- и среднесрочной перспективе. Неслучайно министр обороны Израиля Эхуд Барак, встречавший немецкого гостя с воинскими почестями, высоко оценил Германию «как стабильного и надежного партнера», что проявилось, в частности, «в предоставлении Германией Израилю самых современных подводных лодок и систем ПВО Patriot», подчеркнул Э. Барак.

Как и ожидалось, одним из основных вопросов в ходе визита стал вопрос о вероятных последствиях одностороннего провозглашения палестинского государства в сентябре. В частности, израильская сторона довела до сведения шефа федерального Минобороны свою точку зрения на возможное размещение миротворческих сил ООН. Де Мезьер подтвердил, что принял к сведению опасения Израиля — это государство «не желает доверять свою безопасность и защиту войскам ООН», подчеркивает печать ФРГ. «Миссия ООН имела бы смысл только в том случае, если обе стороны приветствовали бы ее, в том числе ее рамки, порядок и время», указал он.

Израильская сторона постаралась доказательно обосновать свою точку зрения одному из лидеров федерального правительства, которое «несет особую ответственность по отношению к Израилю». С этой целью был предпринят полет де Мезьера на вертолете вместе с израильским коллегой и представителями высшего генералитета Израиля вдоль границ сектора Газа, откуда за несколько часов до полета в сторону Израиля были пущены четыре ракеты. «Мы видели сверху, сколь мала страна, как она уязвима и как должна обеспечивать собственную безопасность», прокомментировал полет федеральный министр обороны.

Таким образом, де Мезьер, по его признанию, смог лучше и детальнее представить степень угроз израильтянам для принятия политических решений, которые обсуждались в ходе последующей встречи с премьер-министром Биньямином Нетаниягу. По мнению немецких обозревателей, предоставленная де Мезьеру возможность своими глазами убедиться в реальности нарастающих рисков эскалации насилия была базой для переговоров с Нетаниягу. Этим объясняются оценки де Мезьером названных переговоров. Печать ФРГ приводит их, в том числе: «состоялся интенсивный, очень содержательный разговор».

Израильское руководство, встречаясь с высоким гостем из ФРГ, напомнило: ранее представители палестинской администрации выразили надежду, что члены «ближневосточного квартета» — США, ЕС, Россия и ООН — обяжут Израиль признать независимость Палестины и что новосозданное палестинское государство станет 194-м членом ООН. Глава федерального Минобороны указал, что это становится еще одной проблемой региона со всевозможными последствиями, если палестинская декларация независимости будет принята в одностороннем порядке. Этот шаг, запланированный Палестинской национальной администрацией на осень, значительно осложняет ход ближневосточных мирных переговоров, если не делает их и вовсе нежизнеспособными. «Этого сценария можно избежать», отметил федеральный министр, указав, что в настоящее время «ближневосточный квартет» выступает за возобновление переговоров между Израилем и палестинцами.

Как уже указывалось, одной из главных тем разговора двух лидеров был Иран. Стороны обменялись мнениями о роли Ирана в событиях на Ближнем Востоке, об угрозах для Израиля. Расхождение вызвала тема объема угроз в связи с тем, что Израиль не исключает возможности нанести упредительный и, по мнению немецкого гостя, преждевременный удар по Ирану. Этот вопрос остался открытым, поскольку де Мезьер придерживается убеждения, что есть и другие варианты воздействия на Иран. Они обсуждались в ходе бесед с Б. Нетаниягу и не расшифровывались в прессе.

Говоря о втором этапе визита Томаса де Мезьера, следует упомянуть о том, что хотя здесь не было программных выступлений федерального министра, многое о бундесвере в его ближнесрочной перспективе стало понятней. Томас де Мезьер беседовал в Лимасоле с военнослужащими, которые принимают участие в миссиях UNIFIL и Active Endeavour. В частности, шеф минобороны пообещал, что в последнюю неделю октября с.г. будет объявлено будущее место базирования бундесвера, принимающего участие в международных военно-морских операциях. Он также сообщил о том, чем вызвано реформирование бундесвера и как будет выглядеть его переориентация в свете новых задач. Эти процессы приведут к тому, что германские вооруженные силы будут более компактными и более эффективными. Например, численность бундесвера, как ожидается, снизится до 185 тысяч человек, число гражданских сотрудников — до 55 тысяч. Будут изменены и места дислоцирования бундесвера, включая участников международных миссий в рамках НАТО.

Выводы

Первый. В процессе переговоров тема саудовского заказа вообще не затрагивалась. Это может означать, в частности: она была обговорена до начала визита главы Минобороны ФРГ, и данные поставки не могут поставить под угрозу ни безопасность Израиля, ни обязательства ФРГ перед Израилем и Саудовской Аравией, ни стратегические интересы Саудовской Аравии. Скорее всего, речь идет о договоренностях, существо которых скрыто от глаз и ушей широкой общественности.

Второй. Немецкий гость и израильское руководство выразили одинаковую степень обеспокоенности по ряду обсуждаемых тем. В том числе по поводу ядерных вооружений Ирана и нарастающей угрозы вмешательства Ирана в региональные проблемы. Дискуссии по данной теме носили, по оценке де Мезьера, «очень конструктивный тон».

Третий. Отмечена равная степень тревоги за неконструктивные действия палестинской стороны, ранее уже получившей такую же оценку Германии, и определенное разочарование действиями «ближневосточного квартета».

Четвертый. В ходе переговоров в Израиле Томас отметил уникальную особенность немецко-израильского сотрудничества. Оно заключается в том, что Израиль — страна, не входящая в НАТО, единственная, кроме США, имея в виду внешнеполитический вектор ФРГ, с кем у немцев складываются «настолько интенсивные и конструктивные отношения». Де Мезьер указал на полное взаимопонимание обеих сторон по целому спектру вопросов мировой, региональной и двусторонней политики.

Использовались данные сайтов федерального Минобороны, n-tv.de, israelnetz.com, SPIEGEL ONLINE, hr-iNFO, Die Presse.

52.33MB | MySQL:103 | 0,513sec