«Аль-Каида» воспитает поколение юных джихадистов

Всего несколько месяцев прошло со дня ликвидации лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, а изменения, происходящие в характере деятельности движения, в методах и средствах, которые оно использует, уже весьма заметны. То, что «Аль-Каида» после операции американского спецназа в пакистанском городке Абботабад не будет прежней, стало понятно практически сразу же. Бурные времена «арабской весны» диктовали необходимость реформ в тактике и стратегии движения, если его лидеры и дальше хотели претендовать на хоть какое-то влияние среди широких мусульманских масс. Бен Ладен же не особенно спешил как-то реагировать на происходившее в арабских странах – даже соответствующее тематическое видео обращение было опубликовано уже после его смерти.

Впрочем, прошедшие месяцы подтвердили, что некоторые моменты всё же остаются неизменными. Первое: позиции Аймана аз-Завахири в движении достаточно сильны, чтобы не допустить какой-то серьёзной междоусобицы. По крайней мере, открытой. Второе: йеменское отделение, считавшееся самым активным в «Аль-Каиде» в период, предшествовавший ликвидации У. бен Ладена, удерживает это звание и сегодня. Именно из этого отделения пришла весьма неожиданная инициатива, с помощью которой исламисты в самом ближайшем будущем рассчитывают не только вернуть утраченные позиции в государствах Магриба и Аравийского полуострова, но и существенно усилить свой кадровый резерв. Звучит серьёзно и даже немного устрашающе. При этом речь идёт «всего лишь» об анимационном фильме. Или, проще говоря, о мультике для потенциальных юных джихадистов. Об этом сообщил сайт британского антиисламистского аналитического центра Фонд Киллиама.

В конце июля представители йеменского отделения «Аль-Каиды» выступили с заявлением, согласно которому в финальную фазу вошла подготовка мультфильма (планируется, что он выйдет на арабском языке), призванного рассказать детям об истории движения и побудить их к совершению террористических актов. Причём сделано всё было в лучших традициях голливудской рекламной кампании, когда выходу фильма предшествует публикация кратких сведений о содержании и нескольких кадров (на публичное обозрение было выставлено 4 кадра). И это ли движение претендует на то, чтобы бороться с Западом, его ценностями и образом жизни?

В заявлении, размещённом на арабоязычном сайте джихадистов аль-Шамук (al-Shamouk), говорится следующее: «Анимационный фильм «Аль-Каида на Аравийском полуострове» – это захватывающая история, рассказывающая о том, кто подвёл религию ислама и пророка, о том, почему лидеры арабских стран являются агентами Запада и о других исламских проблемах. Главная цель фильма – побудить детей и молодёжь следовать пути лидеров исламского джихада. Фильм включает в себя реальные случаи и героические акции моджахедов на полуострове пророка. Среди них рейды, вооружённые бои и ликвидации. Данное кино – это религиозные усилия по просвещению наших сыновей и молодёжи в целом, попытка научить их тому, как жить благородной жизнью под сенью шариата. Это альтернатива тому яду, который транслируется другими телевизионными каналами для детей и юношества».

Джихадисты также воспользовались возможностью и спросили мнение своих сторонников о выпущенных кадрах. В особенности их интересовало соответствие изображений шариату и догматам ислама в целом. Аудитория джихадистского портала в массе своей предсказуемо поддержала инициативу йеменского отделения «Аль-Каиды», однако высказала и ряд критических замечаний. По мнению некоторых, необходимо сделать имидж героев фильма более привлекательным, поскольку пока он является очень уж монструозным. Другое популярное предложение сводилось к тому, что необходимо убрать из заглавия мультфильма название «Аль-Каида», чтобы не отпугнуть сразу же потенциальных сторонников, расширив таким образом аудиторию зрителей.

Комментируя данную новость, аналитик Фонда Киллиама и бывший активист Ливийской исламской группы борьбы (The Libyan Islamic Fighting Group) Номан Бенотман сказал следующее: «Независимо от того, будет ли выпущен этот фильм или нет, данный прецедент демонстрирует, что «Аль-Каида» стала с бОльшим вниманием относится к медиа пропаганде и рекрутменту. Движение использует новые методы, чтобы сделать терроризм привлекательным для молодёжи и даже для детей. Это ещё раз подчёркивает, что исламисты рассматривают Интернет и новые медиа в качестве важного элемента в своей пропаганде. Тем не менее, этот план может иметь для «Аль-Каиды» и негативные последствия, поскольку многие родители-мусульмане наверняка увидят в этом прямую попытку со стороны исламистов вызвать разногласия в семье, подорвав авторитет родителей. Также можно рассматривать этот мультфильм как свидетельство того, что «Аль-Каида» испытывает большие сложности с вербовкой новых активистов во многих странах арабского мира. Бренд движения был серьёзно дискредитирован и абсолютно не ясно, помогут ли решения вроде этого всерьёз повлиять на ситуацию. Группы, представляющие гражданское общество и демократические движения Ближнего Востока должны обратить внимание на эти инициативы «Аль-Каиды». Размещённые в Интернете мультфильмы/карикатуры могут быть полезны в процессе формирования сложных комплексных сообщений для широкой аудитории, включая людей, которые не читают газет и не посещают политические митинги. Демократически настроенные мусульмане могли бы взять на вооружение подобные приёмы, которые помогли бы в формировании основ для понимания демократических процессов широкими слоями населения в странах с мусульманским большинством».

От себя добавим, что в этой ситуации более показательным является не столько то, какие методы «Аль-Каида» выбирает для привлечения новых сторонников и возвращения былого влияния, сколько то, что она вообще это делает. Это может свидетельствовать только о том, что намерения исламистов по-прежнему серьёзны и в самом ближайшем будущем стоит ждать ещё более оригинальных «предвыборных» ходов. «Предвыборных», потому что сегодняшнюю тактику движения вполне можно сравнить с тактикой, стремящихся вернуться «в игру» западных политических партий, прибегающих к нестандартным решениям, дабы обрести былую популярность и привлечь новых избирателей. Кроме того, совсем скоро должны состоятся выборы, например, в Египте, на которых исламисты обязательно попытаются провести в политику явных или скрытых агентов влияния. Так и получается, что декларируя борьбу с ценностями и образом жизни западного мира, «Аль-Каида» на практике не гнушается этот самый образ использовать там, где ей необходимо. Вот только ей не нужны избиратели. Ей нужны стрелки, смертники, кадровый резерв. И чем необычнее будут выглядеть те же смертники, чем сложнее их будет распознать (а кто заподозрит ребёнка?), тем будет лучше для всемирного исламизма.

Ставка на воспитание поколения юных джихадистов – вариант, по большому счёту, беспроигрышный. Не следящие за пропагандой исламистов на соответствующих сайтах родители-мусульмане вполне могут и не узнать о существовании этого «захватывающего» мультфильма пока не станет слишком поздно, и он не будет скачано на телефоны и домашние компьютеры тысячами подростков. А сомневаться в том, что данный опус найдёт благодарного зрителя среди легко восприимчивых к насилию и ко всему новому детей и подростков, к сожалению, не приходится. В итоге кто-то наверняка будет завербован. Таким образом, исламисты нагло и открыто бросают вызов уже не западному обществу, а традиционной мусульманской семье. Именно поэтому ответственность за успешное противодействие подобным деструктивным инициативам сегодня лежит, прежде всего, на самих мусульманах.

Кроме того, отчасти этот мультфильм мог стать ответом «Аль-Каиды» на высмеивающие исламистов киноленты и карикатуры, в достаточно большом количестве создаваемые в последние годы на Западе. В Европе и США сегодня проживает достаточно много тех, кто сочувствует идеям джихадистов, а потому подобные произведения вряд ли могли остаться незамеченными ими. Самым интересным из них стал вышедший в прокат в начале 2011 года британский фильм «Четыре льва», снятый режиссёром Кристофером Моррисом (подробно о фильме см. http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/448665/). По сюжету, четверо проживающих в Великобритании мусульман (один из которых к тому же этнический британец) горят желанием защитить ислам самым традиционным для джихадистов способом – подорвав себя в каком-нибудь людном месте. Вот только они толком ничего не знают ни о своей религии (оперируя вместо этого традиционной для выходцев из Пакистана гремучей смесью из местных традиций, искажённого ислама и разнообразных предрассудков), ни о том, как вообще можно осуществить свои замыслы. Результат – искромётная комедия с элементами фарса о том, что нужно, прежде всего, думать своей головой (с точки зрения обычного зрителя весьма обидная для настоящих исламистов, как и задумывалось её создателями).

Несмотря на всю комичность, «Четыре льва» снят с большим вниманием к деталям и является ярким свидетельством того, что в британском обществе достаточно хорошо изучили не только джихадистские учения, но и саму религию, которую эти учения искажают. Впрочем, как бы ни хотелось, а в реальной жизни действуют не такие нелепые джихадисты, которые к тому же не вредят никому кроме себя, а хорошо подготовленные убийцы-смертники. И анимационный фильм, который готовит «Аль-Каида» – лишь ещё один шаг к тому, чтобы их ряды пополнились.

52.4MB | MySQL:103 | 0,639sec