Проблемы модернизации института семьи и брака в Саудовской Аравии

25 сентября 2011 года король Саудовской Аравии Абдалла ибн Абд аль-Азиз  аль Сауд предоставил женщинам королевства избирательное право. Саудовские женщины получили возможность голосовать на муниципальных выборах, а также выдвигать свои кандидатуры в Консультативный совет (Маджлис аш-Шура), который считается одним из реальных центров национальной внутриполитической жизни страны[i].

Предоставление женщинам королевства избирательного права является знаковым событием, так как затрагивает один из фундаментальных институтов общества – институт семьи и брака. Данный институт оказывает непосредственное влияние на качество человеческого капитала. Вступая в брак, люди начинают выстраивать длительные отношения, которые помимо духовной составляющей, включают в себя и сугубо материальные аспекты. В случае успешного брака синтез материальных и духовных составляющих может многократно увеличивать качество человеческого капитала. Являясь своеобразной страховкой от разных жизненных неурядиц (в том числе финансового характера), брак даёт людям чувство защищённости, что положительно сказывается на их жизни.

Кроме того, брак позволяет супругам пользоваться «внутрисемейной специализацией»[ii]. Если один из супругов берёт на себя большую часть семейных обязанностей, второй получает возможность усиленно работать и приобретать навыки, необходимые на рынке труда, в результате чего его стоимость, как работника, резко возрастает. При прочих равных условиях люди, состоящие в браке, получают большие доходы, нежели люди, живущие поодиночке[iii]. Успешный брак положительно воздействует и на психологическую составляющую жизни человека. Исследователи утверждают, что люди, живущие в браке, обладают лучшим физическим и психологическим здоровьем, а также склонны считать себя более счастливыми.

Однако для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами института семьи и брака, люди, заключающие брак должны обладать равными правами, что следует из самого определения слова «брак». С юридической точки зрения, брак – это равноправный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Во многих арабских странах описанное равноправие исключено, учитывая ревностно отстаиваемое мусульманами положение о безоговорочном главенстве мужчины в семье.

Гендерное неравенство, существующее в арабском мире, можно проиллюстрировать при помощи Индекса Развития, учитывающего гендерные особенности, который рассчитывается специалистами Программы развития Организации Объединённых Наций. Несмотря на то, что этот индекс, включает в себя такой показатель, как доход на душу населения, богатым арабским странам Персидского залива не удалось подняться выше 32 позиции в рейтинге ПРООН (см. табл.). В подобной ситуации сложно говорить о позитивном воздействии брака на качество человеческого капитала. Логично предположить, что подчинённое положение женщины во многих странах арабского мира приводит к обратным результатам.

Предоставление женщинам Саудовской Аравии избирательного права – шаг, направленный на улучшение человеческого капитала королевства, а, следовательно, на его экономическое и политическое развитие. Однако эту проблему можно рассмотреть под другим углом.

На протяжении длительного периода времени Саудовская Аравия претендует на роль лидера в исламском мире. Однако, предоставляя женщинам избирательное право, саудовский король нарушает нормы ваххабитской ветви суннитского ислама, которые требуют строгой сегрегации женщин, включая школы, больницы и другие общественные учреждения. Иными словами, делая шаг в сторону модернизации института семьи и брака, власти Саудовской Аравии открывают себя для критики со стороны радикальных исламистов и, что самое главное, Ирана, который также претендует на лидерство в мусульманском мире. Имеет ли право страна, нарушающая заветы ислама, претендовать на роль религиозного лидера? Вероятно, нет. Следовательно, противники Саудовской Аравии получают серьёзный козырь в борьбе против королевства.

Таблица. Индекс Человеческого Развития (учитывающий гендерные особенности) в арабских странах 2007-2008 гг.[iv]

 

Перед властями страны встаёт проблема выбора: либо модернизация важнейшего общественного института, либо борьба за религиозное лидерство. В настоящее время, власти делают ставку на модернизацию, однако, нет гарантий, что их позиция не изменится после столкновения с аргументированной критикой их давних оппонентов.

 


[i] Косач Г.Г. Саудовский консультативный совет: закон о пожертвованиях, Институт Ближнего Востока, 2011,http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/06-10-06a.htm

[ii] Becker, Gary S. A Treatise on the Family. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. Цитирую по: Alois Stutzer, Bruno S. Frey Does Marriage Make People Happy, Or Do Happy People Get Married? The Institute for the Study of Labor (IZA), Bonn, Germany, Discussion Paper No. 1811 October 2005, p.4

[iii] Alois Stutzer, Bruno S. Frey Does Marriage Make People Happy, Or Do Happy People Get Married? The Institute for the Study of Labor (IZA), Bonn, Germany, Discussion Paper No. 1811 October 2005, p.3-4

[iv] Human Development Report 2007/2008 Fighting climate change: Human solidarity in a divided world, United Nations Development Programme, 2007

42.89MB | MySQL:92 | 1,081sec