О ситуации в суданском руководстве

На фоне отделения Южного Судана и нарастающих экономических сложностей Хартум провел ряд важнейших кадровых назначений. Прежде всего, необходимо отметить назначение О.Тахи на должность первого вице-президента. Он уже занимал этот пост с 1998 по 2005 гг. и уступил его южносуданскому лидеру Дж.Гарангу согласно условиям Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Теперь после освобождения этой должности в связи с отделением Юга ее вновь занял О.Таха.

При этом интрига сохранялась практически до последнего дня. Напомним, что в последние месяцы серьезно обострились противоречия в суданской верхушке. Последовала отставка и забвение некогда всемогущего руководителя спецслужб С.Гоша, который был проводником идеи смещения президента О.аль-Башира с его поста и сотрудничества с Международным уголовным судом (МУС) в полном объеме. Естественно, что основными организаторами фронды три года назад были О.Таха и в меньшей степени Нафи Али Нафи. Их опасения были связаны с жесткими действиями Запада по реализации вердикта МУС, что было чревато военной агрессией и кардинальной сменой режима. Так что суданский президент должен быть очень сильно благодарен Вашингтону, который стараниями своего спецпредставителя С.Грейшена, избрал совершенно другой путь, и тем самым удержал заговорщиков от решительных действий.

Предполагалось, что позиции О.Тахи в результате этого сильно пошатнулись, и, как минимум, он останется простым вице-президентом. Этого не произошло, что свидетельствует о том, что он по-прежнему является «вторым человеком» в государстве, несмотря на все катаклизмы. Это объясняется сильными позициями О.Тахи в партийном аппарате и спецслужбах. Несмотря на колеблющихся сторонников, типа министров финансов А.А. аль-Джаза и министра иностранных дел А.Карти, он продолжает контролировать через них ту единственную вертикаль управления партией и государством, которая позволяет нынешнему режиму сохранять «живучесть». Размышления о «диктатуре в Судане» в этой связи кажутся довольно натянутыми: налицо явный «демократический централизм», а, проще говоря, равновесие сил в руководстве, которое определяет «коллективное принятие решений».

О.аль-Башир, как бы ему и не хотелось отстранить О.Таху, сделать этого не может. И вопрос здесь в том, что в условиях ожидаемого резкого ухудшения экономической ситуации, что уже привело на днях к демонстрациям протеста в Хартуме, необходимо сохранить партийный и государственный монолит. При этом ситуация в экономике будет только ухудшаться в связи с отделением Южного Судана, на территории которого остались основные источники углеводородов, а значит, и валютных поступлений. Очень важно понять, как поведут себя в этой ситуации низовые партийные ячейки, влияние на которые имеет тот же О.Таха. В случае его демонстративной опалы О.аль-Башир во многом терял средство управления партией, а протесты в таком случае могли бы приобрести массовый характер. И это не считая продолжающего военного противостояния в Южном Кордофане, Голубом Ниле и Дарфуре. Сами по себе эти конфликты вновь подняли авторитет армии, а тот же О.Таха имеет с армейской верхушкой очень тесные связи еще со времени подготовки и осуществления военного переворота 1989 года. Попытки расколоть единый блок сторонников О.Тахи суданский президент предпринимал уже давно, и это приносило свой эффект. Например, он назначил того же А.А.аль-Джаза и А.Карти на министерские посты, что сделало их позицию не такой бескомпромиссной, как раньше. Окончательно разобрался с С.Гошем, явно убрал «в тень» Нафи. Но «прикормка» или опала не решает главной задачи по окончательному подрыву влияния О.Тахи.

Поэтому О.аль-Башир пошел единственно верным в этой ситуации путем: он возвел на политический Олимп новую фигуру, которая в состоянии побороться за контроль над низовыми партийными ячейками с О.Тахой. Именно побороться, но не установить такой контроль, так как цель этого маневра ослабить конкурента, а не создать себе нового. Ситуация в стране и правящей партии требует появление нового харизматичного «партиарха» (в большей степени духовного наставника, а не политика), который бы не принадлежал к «старой гвардии», имел явный уклон в радикализм и безупречную репутацию. Тот, к чьему голосу прислушиваются массы, но который не имеет ярко выраженных президентских амбиций. А в случае их появления автоматически начинает работать аппарат О.Тахи и его сторонников.

Таким идеальным кандидатом в противовесы стал новый вице-президент Адам Юсеф аль-Хадж. В силу своей бескомпромиссности, фанатичной честности и этнического происхождения (из смешанной семьи арабов с юга Дарфура и фур) он является отличным средством отвлечь внимание О.Тахи от борьбы за верховную власть. Одновременно новый вице-президент должен сплотить ряды простых исламистов, в среде которых он имеет безусловный авторитет. При этом впервые дарфурец занимает такой пост, что является реверансом в сторону неспокойного региона. Ну и конечно он будет продолжать работать со знанием дела над разложением элиты фур, с целью перетянуть ее симпатии на сторону Хартума и максимально ослабить «непримиримого» А.Нура. Ровно поэтому и «неудавшийся» кандидат в «лидеры всех фур» Т.аль-Сисси с готовностью согласился уступить полагающиеся ему по договоренностям в Дохе пост вице-президента.

62.81MB | MySQL:102 | 0,503sec