Реакция пакистанских СМИ на новые моменты в политике Индии в Афганистане

В последние дни в пакистанской печати активно обсуждаются новые моменты в политике Индии в Афганистане в свете начавшегося вывода американских войск из этой страны и предпринимаемых попыток Индии по укреплению Афганской национальной армии (АНА) как одной из составляющих общей стратегии Нью-Дели в Афганистане. На наш взгляд, для специалистов по региону АфПак и пакистано-индийским отношениям представляет большой интерес анализ мнения пакистанских СМИ по данному вопросу и оценка возможных сценариев развития пакистано-индийских отношений.

Крупные пакистанские газеты (как англоязычные, так и урдуязычные) в своих оценках последних шагов Индии по укреплению АНА (в офицерском корпусе которой доминируют этнические афганские таджики, относящиеся к Северному альянсу) сходятся во мнении, что эти шаги будут рассматриваться пакистанским военно-политическим истеблишментом с особым беспокойством. На наш взгляд, здесь ничего нового, поскольку любое укрепление позиций Нью-Дели в Афганистане вызывает понятную нервозность Исламабада, который традиционно рассматривает Афганистан как сферу своего особого влияния, а его территорию как продолжение «стратегической глубины» Пакистана в его постоянном противостоянии с региональным антагонистом — Индией.

В этой связи пакистанская печать, в частности, прогнозирует индийско-пакистанский «ползучий конфликт», переходящий в открытый вооруженный конфликт между двумя странами, а также открытую гражданскую войну в Афганистане (которая, на наш взгляд, в скрытой форме уже имеет место в Афганистане). Мы считаем, что такой прогноз пакистанской прессы вполне корректен. Интересно, что в этой связи англоязычная пакистанская «Дейли таймс» спекулирует на тему того, что «на определенном этапе» в Афганистане может иметь место «военный переворот» и, как следствие этого, «смена режима» в пользу Индии. Газета напоминает, что свержение монархического строя в Кабуле в 1973 году, а также приход к власти в Афганистане «коммунистического правительства» НДПА произошли при поддержке афганской армии. Действительно, нынешнее преобладание этнических афганских таджиков в армейском руководстве и органах безопасности Афганистана означает, что они «вряд ли откажутся от своего существующего доминирующего положения» в силовых и властных структурах этой страны, а «индийская поддержка может только подстегнуть их амбиции относительно прихода к власти в Афганистане».

По мнению пакистанской печати это означает, что Индия «фактически втягивается в этническое разделение в этой стране путем поддержки непуштунских племен» (которые фактически доминируют в вооруженных силах страны), хотя это и «маскируется дружелюбием Нью-Дели в межгосударственных связях с нынешним режимом» в Афганистане. Пакистанские СМИ считают это «повторением индийской политики 1990-х годов». На наш взгляд, если обострится этническая поляризация в Афганистане, выиграет от этого прежде всего афганский «Талибан». Ведь большинство международных обозревателей сходятся во мнении, что нельзя добиться стабилизации внутренней обстановки в Афганистане до тех пор, пока остается «отчуждение афганских пуштунских племен».

По мнению индийских наблюдателей эта новая (на самом деле, обновленная старая) стратегия Индии в Афганистане может означать, что «Шарм-аш-Шейхская инициатива» премьер-министра Манмохана Сингха (по налаживанию мирного диалога с Исламабадом), которая уже вызвала в Индии резкую критику общественности, означает, что Нью-Дели «способствует неожиданной смене своей тактики в пользу «ползучего» индийско-пакистанского конфликта». Анализ мнений пакистанской прессы о нынешней стратегии Индии в Афганистане позволяет прогнозировать два возможных сценария дальнейшего развития пакистано-индийских отношений.

Первый сценарий (негативное развитие) предполагает, что можно согласиться с прогнозом пакистанской печати о том, что стратегия Индии в Афганистане приведет к продолжающемуся «ползучему» конфликту Нью-Дели с Исламабадом и даже к новому вооруженному конфликту. Исламабад вряд ли смирится с усилением позиций Индии в этой соседней с ним стране и рассматривает любое активное проникновение Индии в Афганистан как «стратегическое окружение» Пакистана по обеим сторонам своих границ. Вполне вероятно, что пакистанские спецслужбы по мере вывода американских войск из Афганистана усилят свои тайные операции в этой стране с целью активного противодействия Индии и поддержки тех сил в Афганистане (прежде всего, афганских пуштунов), которые выступают против этнических афганских таджиков и их преобладания в АНА. Эта поддержка может включать и растущую поддержку афганского «Талибана», по мере того как станет очевидной неспособность режима президента Х. Карзая стабилизировать внутреннее положение в стране после вывода большей части американских войск. Что же касается возможности гражданской войны в Афганистане, то, как мы отметили выше, в неявной форме она уже происходит. Но Исламабад вряд ли заинтересован в этом в силу того, что очередной внутренний гражданский конфликт в Афганистане означает крайнюю нестабильность на западных границах Пакистана и дальнейшее обострение отношений Исламабада с Вашингтоном, в чем Исламабад объективно также не заинтересован, несмотря на резкие антиамериканские заявления его руководителей. Но, наш взгляд, возможен переход гражданского внутреннего конфликта в Афганистане из «скрытой» фазы в «открытую», что также означало бы резкое обострение пакистано-индийских отношений, вплоть до вооруженного конфликта между обеими странами. Вероятность такого сценария высока.

Второй сценарий (сохранение статус-кво), в отличие от прогнозов пакистанской прессы, предполагает, что в пакистано-индийских отношениях сохраняется статус-кво, и «ползучий конфликт» Нью-Дели и Исламабада не перерастает своих сегодняшних рамок. Исламабад при этом продолжит активное противодействие стратегии Нью-Дели в Афганистане, сохраняя каналы для возобновления мирного диалога с Индией, что, собственно, на наш взгляд, сейчас и происходит. В таком сценарии объективно заинтересован и Вашингтон, поскольку резкое обострение отношений Пакистана с Индией и открытый конфликт их интересов в Афганистане противоречит стратегии США на сохранение своего присутствия в регионе АфПак и после вывода из Афганистана большей части своих вооруженных сил. Кроме того, поддержание мирного диалога Исламабада с Нью-Дели соответствует стратегии США, направленной на противодействие усилению позиций Китая, как в региональном, так и в глобальном контексте, использующих при этом поддержку как Индии, так и своего «стратегического партнера» по борьбе с международным терроризмом Пакистана, даже несмотря на самый низкий за последнее десятилетие уровень двусторонних американо-пакистанских связей. Вероятность развития такого сценария представляется более высокой по сравнению с первым сценарием.

В целом, последние комментарии ведущих пакистанских СМИ по поводу политической стратегии Индии в Афганистане отражают традиционную позицию Исламабада в отношении индийских интересов в этой стране.

Что же касается реакции по данному вопросу ведущих политических деятелей Пакистана и представителей политических партий, то на сегодняшний день ее пока нет. Скорее всего, это связано с тем, что пакистанский политический истеблишмент занял выжидательную позицию в отношении Индии. Как представляется, руководство Пакистана настроено на полноценный политический диалог с Индией в свете последних инициатив обеих стран по возобновлению их сотрудничества и развития двусторонних отношений (сюда можно отнести и визит нового министра иностранных дел Пакистана летом с.г. в Нью-Дели, и ее заявление о стремлении Исламабада к плодотворному сотрудничеству с Индией). Кроме того, в настоящий момент оно не заинтересовано в каких-либо заявлениях по поводу афганской политики Индии, провоцирующих углубление конфликтного потенциала в отношениях между Пакистаном и Индией. Кроме того, Исламабад ждет дальнейшего развития ситуации в Афганистане в свете начавшегося вывода американских войск из этой страны и продолжения «мирного диалога США с умеренными талибами» и, вероятно, готовится к внесению соответствующих корректив в свою политику в Афганистане.

62.86MB | MySQL:102 | 0,604sec