Судан: арабские кочевники Дарфура

Кочевые арабские племена являются одним из основополагающих факторов развития ситуации в Дарфуре. Взаимоотношения кочевников с Хартумом носят далеко не безоблачный характер: центральные власти периодически вступают с ними в конфликт по вопросам предоставления автономии, инвестирования в социальную инфраструктуру, и т.п. После отделения Южного Судана вопрос взаимоотношений приобрел новый оттенок, который напрямую связан с режимом новой границы и соблюдения прав кочевников на сохранения «прозрачности» их традиционных кочевых маршрутов. Здесь необходимо учитывать, что, несмотря на все противоречия, арабские кочевые племена остаются в целом верным союзником центральных суданских властей, несмотря на то. что сейчас остро стоит вопрос обещанной правительством компенсации за участие кочевников в боевых действиях против повстанческих групп. Помимо этого, с учетом потери после отделения Юга значительной доли экспортной выручки от продажи углеводородов, Хартум вынужден переориентировать свою экономику на новые ориентиры, одним из которых, несомненно, является сельское хозяйство. Об этом на днях публично заявил и президент Судана О.аль-Башир. Как представляется, вопрос продовольственной самодостаточности страны стоит сейчас особенно остро, ибо напрямую завязан на возможное оживление рецидива т.н. «арабской весны» уже на суданской территории. В этой связи необходимо учитывать, что важнейшим компонентом сельского хозяйства в стране остается животноводство, в котором ключевую роль играют именно кочевые племена. При этом суданское животноводство на сегодняшний день является не только крупнейшим по поголовью во всей Африке, но и является весомой статьей экспорта.

В Дарфуре на это накладывается и традиционное противостояние кочевников и оседлых племен. Конфликты между кочевым и оседлым населением возникают периодически в основном по экономическим проблемам из-за недостатка пастбищ и источников воды, который в свою очередь напрямую связан с сезонными климатическими условиями. Зачастую они решаются самими участниками конфликтов, которые исходят из традиционных механизмов их разрешения. До сих пор в регионе работает система распределения земель между различными племенными группами, которую ввел более 200 лет назад султан Дарфура Хусейн. Напомним, что в планах Хартума изменить административную систему деления Дарфура с целью привести ее в большое соответствие именно с этой схемой разделения земель.

Итак, кочевники составляют на сегодняшний день более 20% всего населения Дарфура, что составляет 1 млн 334 тыс человек. Они в основном концентрируются в пяти районах Северного Дарфура (Кутум, Капкабийя, Аль-Кума, Милит и Аль-Сериф), шести районах Южного Дарфура (Альдьен, Бурам, Идальфирсан, Ринайдальбирди, Тулуз, Тумбуску), и четырех районах Западного Дарфура (Залингей, Дарсила, Мукжар, Вади Салих). При этом все население Дарфура составляет 7,1 млн человек, которые входят более чем в 80 племен. Пропорция между африканскими и арабскими племенами в численном отношении составляет примерно 50 на 50. В Северном Дарфуре проживает 195 000 кочевников (15% от всего населения); в Южном Дарфуре 949 000 (23%), в Западном Дарфуре 240 000 (20%). Общее поголовье скота — 40 140 000. Из них овец и коров – 1 0 30 000 и 30 055 000 соответственно. Самое большое поголовье скота (40 005 000) в Южном Дарфуре.

Традиционными занятиями являются скотоводство и межграничная торговля, что очень сильно страдает от продолжающегося военного конфликта на территории Дарфура. Кочевники имеют на сегодняшний день три автономные административные структуры управления. Это Аль-Ваша (Северный Дарфур) и Комиссия по делам кочевников (Южный и Западный Дарфур). Большинство кочевников также объединено в две крупные гражданские организации: «Сеть Кочевников» (Северный Дарфур) и «Мирное и Социальное Сосуществование» (Южный Дарфур), которые являются весомым механизмом для поддержания диалога с племенной верхушкой. Существует также и механизм взаимодействия с женскими группами кочевых племен через «Сеть Кочевников» и «Сеть развития для женщин» (WIDAN).

Среди основных проблем кочевников: недостаток источников воды; слабая ветеринарная поддержка (гибнет по этой причине более 10% поголовья ежегодно); блокада традиционных кочевых маршрутов на юг (основных их 11 протяженностью от 150 до 200 км, которые «заходят» на территорию Южного Судана более чем на 60 км) и торговых маршрутов в Египет и Ливию (с учетом последних событий в этих странах торговля несет значительные убытки); слабое образование; недостаток современных медицинских и учебных заведений (особенно школ для девочек). До 90% женского населения кочевых племен неграмотны, значительное количество женщин остались вдовами в результате боевых действий и вынуждены проживать в лагерях для беженцев. Военные действия также вызвали массовые миграционные процессы в среде кочевников и отток их разорившейся части в города.

62.81MB | MySQL:102 | 1,927sec