Экономический кризис в Судане

По оценкам ряда экспертов, экономика Судана входит в затяжной кризис, который может привести в среднесрочной перспективе к возникновению народных волнений по «тунисскому» или «египетскому» сценарию.

В настоящее время состояние экономики Судана характеризуется следующими факторами:

— высокий уровень инфляции (21% в год);

— отрицательный рост ВВП (-0,2% в 2011; прогноз: -0.4% в 2012 году);

— высокий уровень нищеты и безработицы (в октябре с.г. число лиц, которые подпадают под международные стандарты нищеты и бедности, составило 60% населения);

— высокий уровень задолженности государства (38 млрд долларов при нежелании многих кредиторов предпринимать меры по списанию долгов или их реструктуризации);

— неудачи внешней дипломатии на этом направлении (попытки министра иностранных дел Судана добиться от членов Парижского клуба о списании долгов натолкнулось на непонимание. Одновременно провалились попытки взять кредит в 4 млрд долларов у ряда арабских стран на стабилизацию национальной валюты);

— повышение цен (жесткая линия Хартума по введению в действие механизмов по снижению государственных затрат привела к резкому скачку цен практически на все товары. Особенно это стало заметно в последние шесть месяцев, после того, как суданским правительством было принято решение об отказе субсидирования цен на дизельное топливо, бензин, авиационный керосин и сахар. Как следствие, рост цен на все виды топлива составил 36%, продовольствие 139%; сорго 100%);

— безработица (особенно сильно и болезненно ударила по сельскохозяйственному сектору, в котором занято до 80% местного населения).

— резкое ухудшение криминальной обстановки (в среднем 71.7 случаев бандитизма за месяц по сравнению с 57.7 за аналогичный период прошлого года).

На экономику также крайне негативно воздействует факт продолжения активных боевых действий в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. За восемь лет войны в том же Дарфуре, по оценкам ряда экспертов, Хартумом было затрачено порядка 36 млрд долларов. С учетом продолжающейся линии центрального правительства по силовому усмирению мятежных регионов, военные требуют резкого увеличения выделяемых средств. На борьбу с партизанами суданская армия уже сейчас тратит 70% всего своего бюджета. Попытки восполнить дефицит путем печатания новых денег привели к крайне негативным последствиям для национальной валюты и росту инфляции. Как следствие, такая не совсем разумная политика дает в руки партизан мощное оружие в виде экономического блока требований.

Также крайне затратной является и проводимая ныне Хартумом политика по налаживанию внутреннего диалога в Дарфуре, которая получила название «Дарфур-Дарфур». На указанные цели планируется затратить 470 млн долларов, которые должны быть направлены более чем в 193 проектов по развитию социальной инфраструктуры. В период с февраля по сентябрь с.г. на эти цели потрачено уже более 100 млн долларов. При этом экономическая отдача указанных мероприятий остается крайне низкой. Главный куратор дарфурского направления в правительстве Гази Салахетдин не обладает всей полнотой полномочий для того, чтобы сделать экономическую составляющую превалирующей над чисто военными методами усмирения мятежной провинции.

Отделение Южного Судана также очень серьезно повлияло на ухудшение экономического положения. Хартум потерял около 75% своих месторождений углеводородов, что, несомненно, отразилось на экспортных доходах. При этом неудачей закончились пробные бурения на границе Южного Кордофана и Южного Дарфура в районе блока № 6.

Южный Кордофан и Голубой Нил, которые стали сейчас ареной ожесточенных боев, являются основными производителя традиционного и основного продукта питания — сорго. На тот же Южный Кордофан приходится 37% его производства. Борьба против повстанцев в этом штате автоматически ухудшает продовольственную ситуацию как минимум для 13 штатов и областей Судана, что крайне негативно может отразиться на их лояльности к центральному правительству.

К негативным для экономики факторам надо отнести и продолжающейся режим санкций со стороны США. Они не позволяют Хартуму свободно выступать на рынке кредитования своей экономики. Плюс ощущается недостаток современной технологий, что особенно болезненно сказывается на перевооружении сахарной отрасли страны. Это же отражается и на авиационной отрасли: из-за недостатка запасных частей для «Боингов» отменены все рейсы на внутренних линиях в Судане.

52.36MB | MySQL:103 | 0,726sec