Размышления о «Таблиг джаамат»

В среде экспертов-востоковедов сейчас вновь развернулась дискуссия в отношении пакистанской религиозного движения «Таблиг джаамат». Разброс мнений огромен: кто-то говорит о том, что это мирные мусульмане, не имеющие никакого отношения к джихаду; другие утверждают, что в лице этого движения мы имеем дело с отработанной моделью рекрутирования новых членов в ряды «Аль-Каиды». По данным тех же французских спецслужб, порядка двух тысяч человек из числа прошедших военную подготовку в лагерях этой организации в Пакистане, затем влились в ряды «Аль-Каиды» и принимали активное участие в боях против американских и натовских «оккупантов» в том же Афганистане. Власти республик Центральной Азии тоже бьют тревогу: по их данным, члены движения активно вербуют своих сторонников среди местного населения, которое превращается затем в некую «пятую колонну» и занимается подрывной деятельностью. Верховный Суд России еще в 2009 году внес эту организацию в списки «запрещенных».

С другой стороны, многие уважаемые российские эксперты утверждают, что ничего плохого в деятельности этой организации нет. Напрмер, П. Топычканов указывает на отсутствие предпосылок для джихада в идеологии «Таблиг». А. Малашенко из Центра Карнеги говорит о том, что связь «между «Таблиг» и проведением террористических актов отсутствует». Это во многом справедливо, поскольку прямых контактов между террористами и руководителями движения не существует, никаких публичных заявлений по этому поводу никто не делал и т.п. Но этого и не надо ждать, такие заявления никто из руководителей серьезных организаций никогда и не делает, так как это будет означать конец легальной деятельности в принципе. Для громких заявлений на пленку существуют «изгои» типа Усамы бен Ладена или «наконечники копья» вроде пакистанской «Лашкар е-Тайбы». «Таблиг» создавался для распространения влияния и идеологии, а не для проведения самоубийственных терактов. В этой системе роли распределены с самого начала и на «чужую поляну» никто не лезет. Отсюда «непубличность» и игнорирование любой ненужной рекламы.

Мы сейчас не будем вдаваться в исторические подробности возникновения движения, это мало что иллюстрирует и доказывает. При анализе таких явлений необходимо четко себе отдавать отчет в том, что идеологические установки, которые были провозглашены в начале 20 века, имеют очень малое значение для людей века 21. Каждое поколение приходит со своими установками, которые определяются конкретным этапом исторического развития, и нынешний Папа Римский сильно не похож на своего коллегу в веке 17, хотя тексты молитв и не изменились. Почему в данном случае эта логика не применима для мусульман? Шаг от философа в террористы всего один, что может подтвердить тот же А.Малашенко, который вел в свое время серьезные философские диспуты с тогда еще легальными и вполне себе «миролюбивыми» лидерами «кабардинского джамаата» и тоже нашел, что «никакой связи между ними и террором нет. А есть только социальный протест». А то, что они потом все пошли на штурм Нальчика, можно объяснить и «неудачным стечением» обстоятельств, и коррумпированностью местных властей, которые «достали» местное население. Собственно те же самые мотивы используют в своей пропаганде и джихадисты, поскольку любая религия, в том числе и ислам, имеет первоначальную природу протеста.

Поэтому автор предлагает опираться исключительно на факты.

Движение «Таблиг» проводит военную подготовку в своих лагерях на территории Пакистана. Этот факт установлен. В связи с этим возникают закономерные вопросы: зачем и почему. Зачем миролюбивой организации бойцы и почему пакистанские власти позволяют спокойно готовить у себя «под носом» вооруженные отряды. Не известно ни одного правительства в мире, которое позволит делать такие вещи, не будучи в этом заинтересованным. Из этого вытекает второй очень важный вывод о том, что «Таблиг» действует при покровительстве пакистанских властей и спецслужб. И здесь принципиально важно, что спецслужбы «не отслеживают их деятельность», а курируют ее. Почувствуйте разницу.

Попробуем это доказать.

Все эксперты сходятся еще на одном факте. В период правления Зия уль Хака в Пакистане он разрешил «Таблиг» создавать свои структуры в армии. Найдите хоть одну армию мира, в которой позволят легально действовать любой идеологической структуре. Идеология любой армии одна – это присяга и устав. Допустить, что в пакистанских спецслужбах сидят «недотепы», невозможно. В частности, глобальный проект по названию «талибы» ими сработан на «пять» и с тонким знанием предмета, чему их американским (и не только) коллегам еще надо поучиться.

Такое возможно только тогда, когда:

а) эта организация находится под полным контролем властей

б) когда необходимо обеспечить взаимное проникновение этих двух институтов.

В данном случае на примере «Таблиг» мы имеем универсальный механизм пакистанских военных для распространения своего влияния в различных исламистских структурах и создания резидентур «глубокого прикрытия» в регионах своего интереса. Применительно к Центральной Азии это объясняется близостью к Афганистану, который, безусловно, является зоной национальных интересов Пакистана.

«Рассылка» членов организации по всем «горячим точкам» тоже выглядит очень логично. Во-первых, приобретается очень ценный боевой опыт, а во-вторых, не существует более оптимальной модели для отслеживания процессов внутри самих джихадистов.

Группы паломников «Таблиг», которые, недоедая, «под дождем и снегом» несут веру в народ (по версии ряда представителей казанского муфтията) на профессиональном сленге называются «агентами-маршрутниками». Чтобы не заподозрили в приверженности к «конспирологической теории» извольте пример.

В 1996 году органами безопасности России была пресечена деятельность группы паломников «Таблиг». Из изъятых у них записей следовало, что группа шла по маршруту региона Северного Кавказа с акцентом на посещение Чечни. Эту, тогда очень неспокойную территорию, они «облазили» тщательно, по маршруту делали записи о дислокации российских войск в том или ином пункте; их количестве и вооружении. Очень подробно описывался аэродром «Северный», включая количество и модификации размещенных там самолетов и вертолетов и т.п. Давался анализ состояния банддвижения, его руководителей и полевых командиров. Анализировались условия для создания в тех или иных населенных пунктах ячеек движения, давались очень конкретные характеристики местных религиозных авторитетов. Группа двигалась от «маяка» к «маяку», у них имелись адреса и контакты людей практически в каждом населенном пункте, где они останавливались. Примечательно, что в эвакуации группы после «засветки» живое участие приняли сотрудники посольства Пакистана в Москве, которые проявили небывалую активность в этом вопросе и сумели вывезти на родину всех членов группы за считанные часы.

Такая деятельность юридически называется шпионажем. В интересах кого, предлагаем домыслить самим читателям. Представляется, что теперь недоверчивым экспертам станут более понятны мотивы Верховного Суда РФ о запрете деятельности «Таблиг» на территории нашей страны.

А вывод из этой истории только один. В мусульманских странах наличие любой мощной легальной религиозной организации возможно только при условии разрешения на это со стороны официальной власти. И очень часто такое разрешение мотивируется конкретной заинтересованностью в использовании этого механизма для продвижения своего влияния с параллельным сбором информации по тем или иным аспектам.

52.19MB | MySQL:103 | 0,504sec