Размышления о ситуации в Ираке после вывода американских войск

Бегство вице-президента Ирака Т.Хашими в Курдистан от «справедливого иракского правосудия», в общем-то, является закономерным итогом американской политики в этой стране. По мере вывода американских войск из Ирака градус напряженности только нарастал, чему свидетельство – резкий всплеск террористической активности с запредельным количеством жертв. Это давно уже не «проделки» пресловутой «Аль-Каиды», а совершенно четкий след суннитско-шиитской борьбы за власть. Более того, логичное следствие отголосков той старой истории, когда победившую на выборах группировку Айяда Алауи «не пустили во власть», тем самым, упустив редкий случай для достижения глобальной нормализации в стране. Отметим при этом тогдашнюю «примиренческую» позицию Госдепартамента США.

Руководство Ирака стремительно дрейфует в сторону Тегерана. Еще одним проявлением этого стало официальное решение Багдада о закрытии всех лагерей иранской оппозиционной организации «Моджахеддин Халк» на территории страны. В частности, речь идет в первую голову о лагере «Ашраф». Здесь крайне интересным является факт того, что юрисдикция лагеря подпадала под действие меморандума между властями США и Ирака от 2009 года, в котором американцы оговаривали особые условия для своих союзников после своего ухода. Иракские власти согласно этому соглашению обязывались не выдавать членов организации иранским властям, соблюдать гуманные отношения согласно международным нормам, и т.п. Такая «забота» американцев объяснялась, в общем-то, очень просто: члены организации активно использовались ЦРУ США для проведения активных и разведывательных операций против Ирана. В частности, цепочка ликвидаций ряда иранских ученых-ядерщиков, по данным ряда экспертов, была осуществлена именно членами этой организации. Помимо этого, неприязнь со стороны шиитских руководителей Ирака вызвали и факты задействования членов «Моджахадин Хальк» в операциях внутри страны в интересах американских разведслужб. В частности, иранские боевики похищали членов ряда шиитских группировок, в том числе и сторонников Муктады ас-Садра. Они либо ликвидировались в последствии, либо удерживались на территории лагеря «Ашраф», где подвергались допросам с целью получения информации.

В новом заявлении Багдада по этому вопросу подтверждается приверженность достигнутым договоренностям, но уже со значительными оговорками. Прежде всего, «Моджахеддин Халк» признана террористической организацией со всеми вытекающими последствиями. Обитатели лагеря не признаются теперь Багдадом беженцами, к ним может применяться «индивидуальный подход». Проще говоря, иракцы теперь вправе арестовывать членов организации по тем или иным уголовным обвинениям. Сразу же всплыл факт тесного сотрудничества руководства организации со спецслужбами С.Хусейна, эпизоды которого теперь будут «тщательно расследоваться».

Таким образом, США теряют свою разведывательную и диверсионную базу в Ираке, что особенно болезненно должно отразиться на их разведывательной деятельности на иранском направлении. Естественным направлением для передислокации штаб-квартиры организации остается Иракский Курдистан, который все отчетливее превращается в «государство в государстве». Все это, несомненно, негативно влияет на степень усиления прессинга со стороны Вашингтона в отношении Ирана.

Таким образом, необходимо сделать главный и основной вывод из «иракской эпопеи» США. В результате многомиллиардных затрат и тысяч человеческих жизней американцы получили в результате абсолютно нелояльный режим, который активно блокируется с еще более нелояльным Тегераном. Эту битву за Ирак Вашингтон сейчас уверенно проигрывает. Это очень сильно помогает иранцам противостоять нажиму со стороны США и их союзников. Более того, именно иракцам сейчас принадлежит ключевая роль в поддержке сирийского режима, который получает основное снабжение именно через иракскую границу.

Сам Ирак также является потенциальным очагом напряженности, поскольку крайне сомнительно, что около 50% населения страны ( с учетом курдов), которые являются суннитами, будут спокойно наблюдать за усилением шиитского влияния. И это не говоря уже о курдах, которые все активнее начинают обособляться и вести речь о собственной государственности. Кроме чисто суннитско-шиитского противостояния, еще один потенциальный конфликт существует вокруг принадлежности Киркука, который шииты не собираются отдавать курдам без боя.

И в конце об угрозах Тегерана «перекрыть Ормузский пролив». По нашей оценке, это не более чем риторика, поскольку в глобальных планах Тегерана ни в коем случае не ввязываться в открытый конфликт с теми же американцами. Его результат абсолютно предсказуем, а иранцам важно затянуть время, дабы максимально близко подойти к решению своей главной задачи – получению ядерного оружия

52.24MB | MySQL:103 | 0,500sec