Отказ Алжира от углубления сотрудничества с Западом в антитеррористической сфере

Алжир в очередной раз ужесточил правила пролета через свою территорию иностранных негражданских самолетов. Соответствующим приказом, подписанным еще в конце августа Абдельмалеком Гунейзи, фактически исполняющим должность министра обороны Алжира (президент Абдельазиз Бутефлика, совмещающий основную должность с должностью главы оборонного ведомства, фактически делегировал ему многие из соответствующих функций), закрыл воздушное пространство страны для американских самолетов-разведчиков.

В сопроводительных документах значилось, что тем самым иностранная разведывательная авиация попадает в тот же «запретный» список на пролет, что и боевая авиация, включая истребители и самолеты радиоэлектронной борьбы, в отношении которых уже действует подобный режим.

Таким образом, алжирская сторона ответила на американскую просьбу разрешить полеты для трех патрульно-разведывательных самолетов EP-3 Orion, которые должны были взлетать с авиабазы Рота в Испании.

Тем самым алжирская сторона ужесточила введенные весной-осенью 2011 г. в связи с кампанией НАТО против Ливии правила по пролету через воздушное пространство АНДР западной боевой авиации, в том числе запретила американским и французским БПЛА совершать полеты над алжирской территорией.

Расширение разведывательных миссий Вашингтон планировал в связи с дальнейшим развертыванием операций своего африканского командования (АФРИКОМ) в регионе и Алжир занимал в этих планах не последнее место.

Изначально, когда в 2007 г. АФРИКОМ только начинал операцию «Несокрушимая свобода в Транс-Сахаре» (ОНС-TS), ставшую военным компонентом программы Terror Госдепа США, страны Сахеля и некоторые другие африканские государства дали согласие на участие в ней. В ее рамках проводились военные учения с местными вооруженными силами (Буркина-Фасо, Чад, Мавритания, Сенегал и Нигер). Также американские инструкторы проводили дополнительное обучение своих коллег. Параллельно по нарастающей шло развитие антитеррористического сотрудничества Запада и с Ливией.

Перед началом военных операций против исламистов, командование АФРИКОМ изначально планировало взять регион под плотный контроль как с воздуха, так и на земле. В воздушной разведке кроме «Орионов» оно рассчитывало активно применять БПЛА. Причем речь шла об использовании особых беспилотников. Камеры наблюдения на них должны были ставиться внутри самолета, а не под крыльями.

Данные воздушной разведки должны были дополнять сообщения с земли. Для этой цели АФРИКОМ заказал 83 специальных полноприводных автомобиля для ведения сухопутной разведки в странах Сахеля. Конкурс на закупку подобных машин и обучение персонала был объявлен 11 июня 2010 г. Как ожидалось, особая раскраска и наличие среди членов экипажей проверенных местных жителей позволит им контролировать ситуацию на местных магистралях и на прилегающих к ним территориях, не рискуя быть обнаруженными противником.

Об увеличении внимания США к региону свидетельствовал рост соответствующих расходов: по сравнению с 2007 г. (50 млн долларов) они увеличились до 278 млн долларов в 2010 г. Причем Вашингтон рассчитывает на еще большее расширение своего военного присутствия США в Сахеле, что потребует дополнительных ассигнований.

Следует заметить, что переговоры о предоставлении воздушных коридоров для американской авиации начались еще в декабре 2009 г. Их лично вел американский посол в Алжире Дэвид Пирс, который, стараясь выторговать право пролета самолетов-разведчиков, пытался обусловить это необходимостью отслеживания «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ), особенно в Мавритании и Мали.

Однако алжирское руководство изначально выдвинуло ряд условий, делавших миссии самолетов-разведчиков США ненужными. Так, например, Алжир заявил о том, что предложения о пролете необходимо представить «по крайней мере за две недели».

Примечательно, что параллельно США пытались договориться об аренде военно-воздушной базы (ВВБ) на алжирской территории. Речь шла о ВВБ в районе Таманрассета на юге страны, поскольку отсюда удобнее всего отслеживать передвижения в регионе. Эта идея была более логичной, чем направление за тысячи километров с разведывательными миссиями над Сахелем самолетов из Испании.

Не случайно, что зимой 2009-10 гг. Алжир посетил целый ряд высокопоставленный американских военных, дипломатов и спецслужбистов, которые провели со своими алжирскими коллегами титаническую работу, чтобы склонить их к усилению «антитеррористического сотрудничества».

Среди наиболее заметных встреч следует отметить переговоры 3 февраля 2010 г. между Джиной Аберкромби-Уинстенли, высокопоставленным чиновником координационного бюро Государственного департамента по борьбе с терроризмом и начальником полиции Алжира Али Тунси. Этому событию предшествовала встреча главы АФРИКОМ генерала Уильяма Уорда и командующего воздушными силами АФРИКОМ Рональда Ладниера с членами алжирского правительства.

К середине февраля 2010 г. американские переговорщики, включая Пирса, доносили о смягчении алжирских условий и заявляли о грядущем появлении авиабазы США в Таманрассете как о состоявшемся факте. Однако подобные заявления о «близости прогресса» им пришлось делать на протяжении всего 2010 г., вплоть до начала «арабской весны» (соответствующие переговоры проводились и в начале 2010 г.), которая и омрачила «антитеррористическое сотрудничество» США и Алжира.

Примечательно, что в числе главных лоббистов получения базы в Таманрассете выступили представители Инженерного корпуса американских вооруженных сил, которые, однако, не разъяснили подробно суть своих намерений, указав лишь на то, что причины для получения такого объекта очень веские – выполнение операций АФРИКОМ. Это может косвенно указывать на то, что американская сторона рассчитывала использовать эту авиабазу не только для выполнения разведывательных миссий.

Свет относительно возможного использования США военных объектов на территории АНДР был пролит в январе 2012 г., когда алжирские генералы заявили о том, что наотрез отказываются даже обсуждать сдачу в аренду своих баз для специальных сил западных стран, включая США.

Смысл одновременного ведения параллельных переговоров и по военной базе, и по предоставлению воздушных коридоров состоял в не таком уж и хитром расчете Вашингтона. Очевидно, что американцы в отношении Алжира имели «программу-минимум» и «программу-максимум»: в том случае, если алжирцев не удастся убедить пойти на последнее, то в этом случае, согласно их ожиданиям, руководство АНДР должно было согласиться хотя бы на предоставление воздушных коридоров.

Но добиться соглашения не получилось. США не смогли сделать алжирской стороне предложения, от которого бы она не смогла отказаться. Тем более, что согласно алжирским источникам, американцы пытались добиться от руководства АНДР разрешения на использование с ВВБ под Таманрассетом «самолетов-разведчиков без опознавательных знаков».

Как заявляли в июне 2010 г. американские представители, США интересовала именно небольшая база для приема двух разведывательных самолетов без опознавательных знаков («желательно Pilatus PC-12 NG»), а также БПЛА, оснащенных инфракрасной камерой и видеокамерами высокого разрешения. В связи с этим АФРИКОМ рассчитывал собрать три команды из наемников (пилоты, аналитики и технические специалисты), чтобы начать разведывательные полеты еще в августе 2010 г. Полученные снимки и другая развединформация должна была направляться в штаб-квартиру АФРИКОМ в Штутгарте.

Как бы там ни было, эта пикантная подробность заставила алжирских генералов насторожиться относительно истинных намерений США в регионе и вызвала среди них разные кривотолки, для каких именно миссий могли понадобиться «самолеты-призраки».

Другим серьезным препятствием на соглашения стал отказ США от развития военно-технического сотрудничества с Алжиром, который во главу угла этих переговоров поставил стремление приобрести американские разведывательные БПЛА. На эту тему он ранее уже вел безуспешные переговоры с Вашингтоном.

Алжирские военные заявляли, что рассчитывают применить разведывательные БПЛА Predator для наблюдения за перемещениями «Аль-Каиды». Однако Вашингтон дал им понять, что рассматривает эти самолеты «как стратегическое оборудование и дает очень мало разрешений на их экспорт даже для ближайших союзников».

В результате представители США не смогли исправить ситуацию даже щедрыми денежными предложениями и заявлениями, согласно которым база необходима им «не на длительный срок». Во многом отказ Алжира был обусловлен той тревожной обстановкой в регионе, которая сложилась в ходе кампании НАТО против Ливии в 2011 г., за время которой отношения АНДР с Западом заметно ухудшились.

К тому же алжирское руководство и так никогда полностью не доверяло ни Брюсселю, ни Вашингтону, ни Парижу, не считая искренними их «союзнические намерения». Алжирские военные опасались, что, оказавшись на территории АНДР, американские военные если не напрямую займутся подрывной деятельностью, то, пользуясь моментом, усилят сбор разведданных по Алжиру.

В частности, эти подозрения подогревались донесениями из разных источников об усилении интереса к Алжиру западных спецслужб. Например, в них говорилось, что только в 2009 г. на сбор разведданных в регионе через американские спецслужбы их тунисские коллеги получили по меньшей мере 8.8 млн долларов.

Эта подозрительность Алжира к Западу фактически переросла в уверенность относительно наличия у него недобрых замыслов после того, как американцы провалили «тест на искренность» на переговорах о поставках БПЛА. Руководство спецслужб АНДР не исключало, что в случае появления в Таманрассете американцев они уделят особое внимание расположенному там же международному (региональному) Центру по борьбе с терроризмом, основанному под эгидой Алжира. Там проходят соответствующую подготовку представители силовых структур не только государств Сахеля, но и других африканских стран.

Формально, основания для усиления активности в регионе у Запада были. Алжирские силовики относительно контролируют лишь собственную территорию, чего не скажешь о соседних Мали и Мавритании, где действуют многочисленные вооруженные группировки, продолжающие похищать европейцев и угрожающие интересам западных компаний в соседних с ними странах.

Как бы там ни было, алжирская сторона не жаждет получения такой западной помощи. Появление здесь американских и французских военных как минимум бы бросало тень на региональное лидерство Алжира в области безопасности.

Кроме того, у алжирских военных есть четкое ощущение того, что они сами «держат руку на пульсе», не давая развернуться террористам, а появление на территории АНДР военной базы США даст козыри исламистам для усиления критики «продажного прозападного режима».

Еще одной причиной срыва соглашения между Алжиром и США по Таманрассету стало другое проявление «американской неискренности» с точки зрения алжирских генералов, а именно – развитие параллельного сотрудничества Вашингтона с Рабатом.

Так, например, они с большим раздражением восприняли проведение американо-марокканских маневров African Lion. Дело в том, что американские ВВС (самолеты-разведчики, к которым в мае 2012 г. присоединились БПЛА) появились на авиабазе в Гуэльмиме, в дальней южной части Марокко, в конце апреля 2011 г. Там, согласно данным алжирских источников, появились десятки офицеров ВВС США. Примечательно, что это произошло в момент нарастания противоречий по Ливии и из-за действий алжирского правительства по подавлению собственной оппозиции.

И наконец, печальный ливийский пример дал основания алжирской стороне полагать, что даже если они будут делать все, как того желает Вашингтон, это не гарантирует спокойной жизни. Более того, некоторые алжирские генералы на основе опыта сотрудничества Каддафи с США сделали вывод, что подобная уступчивость может быть воспринята как проявление слабости и использована американцами против их же партнеров.

Так, алжирский источник в Ливии доносил о том, что всего за 330 тысяч долларов США «получили доступ к ливийским военным секретам». Именно столько Вашингтон выделил на переподготовку силовиков Каддафи в 2008-09 гг. Кроме того, согласно информации алжирских спецслужб, американцы фактически установили над ливийскими силовиками контроль, вручив им «троянского коня» в виде оружия и главное, средств связи, позволяющих экстренно связываться с АФРИКОМ. Следует заметить, что на тот момент отношения Запада с Каддафи находились на пике своего развития.

Отказ Алжира от углубления сотрудничества с Западом в антитеррористической сфере может затруднить реализацию операций АФРИКОМ в регионе, поскольку алжирское воздушное пространство необходимо американцам для получения достоверной информации о ситуации в регионе. Но это не является настолько критичным, чтобы сорвать их.

Алжирское руководство продолжает проявлять завидное упрямство, не желая видеть тот факт, что американцы и их союзники уже нашли выход из положения. Во-первых, США перестраховались тем, что наняли для ведения разведки у частных компаний стран Сахеля самолеты Pilatus PC-12.

Во-вторых, для наблюдения за этим районом американцы пользуются услугами своего давнего союзника и регионального конкурента Алжира в лице Марокко, предоставившего им небольшую авиабазу Гуэльмим.

В-третьих, Франция которую также коснулся алжирский отказ, использует для авиаразведки территорию Чада и других африканских стран, входивших в ее колониальную империю.

Между тем, подобное поведение Алжира, считавшегося партнером «по антитеррористической коалиции», говорит о многом. С политической точки зрения такое поведение алжирского руководства является вызовом, который может послужить толчком к дополнительному ухудшению отношений с Западом. А это может похоронить десятилетние достижения Бутефлики по налаживанию диалога с Брюсселем и Вашингтоном после десятилетней гражданской войны 1990-х гг.

Впрочем, пока у Алжира еще есть время изменить свое решение. Однако алжирское руководство вряд ли на пойдет на попятную. Сейчас оно спешно укрепляет свои вооруженные силы. Судя по всему, его решимость не поддаваться нажиму Запада, не в последнюю очередь обеспечена недавним получением из России четвертого по счету дивизиона ЗРК С-300. Тем не менее, в более глубокой ссоре Алжиру, крайне нуждающемуся в притоке иностранных инвестиций для модернизации своей стагнирующей энергетической отрасли, никакой необходимости нет.

 

52.32MB | MySQL:103 | 0,554sec