Нефтегазовое сотрудничество России с монархиями Персидского залива. Часть 4

Государство Кувейт

Кувейт способен дать России многое в плане накопленных финансовых ресурсов и опыта в добыче нефти, но до сих пор между странами отсутствуют совместные крупные нефтегазовые проекты. С чем это связано?

Прежде всего, эффективному энергетическому партнерству не способствует информационный вакуум, в котором пребывают потенциальные инвесторы двух государств. В этой связи необходимо восполнить существующие пробелы и, охарактеризовав двусторонние политико-экономические связи, проанализировать инвестиционную привлекательность Кувейта.

В 2010 г. состоялись переговоры министра иностранных дел России С.В. Лаврова со своим кувейтским коллегой и М. Сабахом ас-Сабахом, прибывшим в Москву, чтобы обсудить вопросы энергетического партнерства. По словам арабского чиновника, в будущем Кувейту могут понадобятся навыки и опыт российских нефтяников в области нефтедобычи, которую кувейтское правительство планирует постепенно увеличивать и к 2020 г. ежесуточно добывать до 5 млн баррелей, вместо 2,7 млн.

Вообще подобная задача стоит перед странами ОПЕК, которые вынуждены отстаивать свои пошатнувшиеся позиции на посткризисном мировом энергетическом рынке.

В начале сентября 2009 г. на очередной встрече нефтяной картель высказал публичные претензии к России в связи с тем, что та не сокращала производство нефти на фоне низких цен, как к тому призывала организация.

Тогда глава ОПЕК А. аль-Бадри заявил, что встревожен нежеланием Москвы сотрудничать с организацией, а министр энергетики Катара А. Аль Аттыйя раскритиковал Россию за то, что она не присоединилась к решениям ОПЕК о сокращении добычи.

На что последовал российский ответ о том, что Москва будет развивать сотрудничество с ОПЕК, однако решение об объеме экспорта нефти будет принимать на основе своих национальных интересов.

Реформирование ОПЕК, приватизация и увеличение ближневосточных инвестиций в российскую энергетическую отрасль — вот тот путь, который видят аравийские монархии для решения новых задач. Начало этому процессу кувейтскими властями успешно положено.

В частности, Кувейт поддерживает тесные связи с Россией во многих отраслях энергетики. Между двумя странами постоянно проводятся консультации и координация деятельности глобальном нефтяном рынке, что стало одним из поводов создания совместного комитета по торгово-экономическому, научному и техническому сотрудничеству.

Примечательно, что в географическом плане Россия расположена близко к Кувейту. К тому же, оба государства являются крупнейшими нефтедобывающими странами. Названное обстоятельство очень важно для проведения выгодной энергетической политики.

Россия выглядит для арабских инвесторов привлекательно еще и в силу специфики их капитала, тесно связанного с государством и правящими кланами. Это особенно характерно для Кувейта, Саудовской Аравии и ОАЭ, предпринимательские круги которых предпочитают полный контроль над бизнесом, хотят сами принимать все ключевые решения, однако за пределами своих стран это не всегда возможно. Вот почему кувейтские инвесторы десятилетиями держали нефтедоллары на западных счетах, и лишь в последние годы правящая семья решила диверсифицировать капиталовложения.

Что касается российского участия на кувейтской территории, то в перспективе оно возможно в ряде следующих проектов. Так, «Сибнефть», участвуя в консорциуме, наряду с иностранными корпорациями, возглавляемыми компанией «Шеврон», может претендовать на осуществление крупного проекта по развитию северных нефтяных месторождений Кувейта. Компании «Машиноимпорт», «Трест Коксохиммонтаж», «Технопромэкспорт» участвовали в предквалификации и в торгах на осуществление кувейтских проектов. «Роснефть» также рассматривает возможность выхода на энергетический рынок Кувейта.

Здесь необходимо подчеркнуть, что высокую инвестиционную привлекательность Кувейта во многом формирует пакет макроэкономических и микроэкономических критериев, особенно с учетом высокого уровня развития хозяйственной инфраструктуры. Страна до сих пор является одним из «островков» благополучия и процветания во всем регионе. Это подтверждается тем, что в государстве принят закон о прямых иностранных инвестициях, который нацелен на привлечение в промышленность иностранного капитала.

Теперь потенциальный российский инвестор может осуществлять свою деятельность на основании лицензии, выданной ему по решению министра торговли и промышленности в соответствие с рекомендацией, сделанной комитетом по иностранному капитальному инвестированию после получения одобрения в соответствующих компетентных органах.

Стоит особо отметить, что кувейтским законодательством предусмотрен ряд привилегий иностранным инвесторам.

Во-первых, освобождение от уплаты подоходного налога или любых других налогов на период, не превышающий десяти лет с момента действительного начала осуществления проекта, с освобождением от уплаты налога с новых инвестиций, вкладываемых в данный проект, на аналогичный период времени.

Во-вторых, предоставление возможности избегания двойного налогообложения, заключение соглашений, исключающих возможность двойного налогообложения.

В-третьих, полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов при ввозе машин, оборудования, запасных частей, необходимых для сооружения, замены, расширения и развития деятельности, а также сырья, полуфабрикатов, упаковочных материалов, необходимых для целей производства.

В-четвертых, выделение земли и объектов недвижимости для целей инвестирования в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта.

В-пятых, возможность задействовать иностранную рабочую силу в соответствии с законами и подзаконными актами Кувейта.

По прогнозам автора, в ближайшей и среднесрочной перспективе экономическое и финансовое положение страны будет оставаться устойчивым, так как существенный приток поступлений от нефтяного экспорта будет позволять правительству решать актуальные текущие задачи и планировать экономическое развитие Кувейта.

В то же время нынешняя тенденция свидетельствует о том, что рост ВВП в стране будет замедляться, даже несмотря на запуск крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на ближайшие 10 лет. Это объясняется относительно небольшими аккумулятивными возможностями ограниченной по своим масштабам кувейтской экономики. Еще не так давно Кувейт в числе немногих государств был бесспорным лидером в арабском регионе по основным социально-экономическим показателям и имел отличные перспективы дальнейшего процветания.

Анализ состояния и перспектив нефтегазового сотрудничества России со странами Персидского залива, позволяет прийти к следующим выводам.

Интересы России в арабском регионе имеют тенденцию к поэтапному запуску новых и укреплению уже существующих проектов. Для этого целесообразно использовать эффективные механизмы для продвижения собственных компаний на рынках монархий Персидского залива. Первым является активный переговорный процесс с участниками двух региональных профильных организаций – Форума стран — экспортеров газа и Организации стран-экспортеров нефти. Вторым – конструктивный диалог с местными предпринимателями на предмет расширения сферы российских капиталовложений.

38.89MB | MySQL:86 | 1,094sec