Ситуация в Марокко: сентябрь 2012г.

1 сентября в Танжере не без скандала завершился VII-й съезд молодежного крыла исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/, формально находящейся у власти в Марокко. За день до закрытия съезда власти запретили проведение церемонии закрытия форума по соображениям безопасности». Эта церемония должна была состояться в центре Танжера на площади имени ООН с участием более чем 2,6 тысяч участников форума. В ходе этой церемонии предполагалось выступление лидера ПСР и премьер-министра Абдельиллы Бенкирана.

Возможно, именно Бенкиран предпочел обойтись без сомнительного выступления, поскольку в ходе съезда молодые исламисты резко критиковали премьера за достаточно мутные отношения, которые он поддерживает с окружением монарха, которое осуществляет реальную власть в стране, а также за церемонию принесения присяги монарху, через которую ранее прошел Бенкиран. «Кто на самом деле правит в Марокко? Кто обладает реальной властью? Почему не взять в качестве примера турецкий или египетский опыт?», — такие вопросы с трибуны съезда задавали молодые исламисты. «Мы вошли в правительство, однако не получили власть», — признал один из выступавших.

Не исключено, что запрет на проведение церемонии закрытия съезда на одной из центральных площадей Танжера был введен теми, кто реально правит в Марокко, то есть дворцом, поскольку эта церемония все же состоялась в присутствии того же Бенкирана в одном из спортивных залов. Там премьер призвал молодежь ПСР «продолжить их борьбу в рамках уважения национальных ценностей – ислама, единства страны и монархии».

3 сентября американский Фонд им. Роберта Кеннеди опубликовал предварительный доклад по итогам визита его представителей в сахарские провинции Марокко. Согласно выводам авторов доклада, несмотря на определенное улучшение ситуации в регионе, Рабат в целом не уважает права человека в этих провинциях, где царит «климат террора». Они же осудили «полную безнаказанность тех, кто творит нарушения прав человека», потребовав от правительства Марокко «прекратить использование насилия против сторонников независимости сахарских провинций».

5 сентября последовало еще одно заявление, на сей раз – со стороны официального лица, относительно одного из аспектов прав человека. Как заявила на церемонии открытия в Касабланке международного конгресса по проблемам насилия в отношении женщин министр по делам женщин, семьи и социального развития Марокко Басима Хаккауи, 6 млн марокканок являются жертвами насилия в любых его формах, в том числе свыше половины – в семейном кругу.

В Палате представителей /нижняя палата марокканского парламента/ с 2010 года пылится проект закона, предусматривающего наказания за различные виды физического и морального насилия в кругу семьи, однако депутаты не торопятся принимать его.

22 сентября специальный докладчик ООН по борьбе с пытками Хуан Мендес по итогам 7-дневного визита в Марокко заявил на пресс-конференции в Рабате, что пытки в стране не исчезли, хотя ситуация по данному вопросу «в целом улучшилась». Он сослался на «достоверную информацию», полученную в ходе поездки, согласно которой наиболее часто «блюстители порядка» используют по отношению к задержанным «избиения, электрические разрядники, прижигания сигаретами». По оценке Мендеса, эти действия «эквивалентны пыткам».

Мендес прибыл в Марокко по приглашению Рабата с целью «помочь властям заставить чиновников уважать нормы правового государства». Два дня он провел в сахарских провинциях, где встречался как с местными властями, так и представителями гражданского общества. В Эль-Аюне – административном центре сахарских провинций – он посетил местную тюрьму. Мендес сообщил, что до и в ходе визита получил «сотни жалоб» от сахарцев, и намерен изучить заявления всех без исключения заявителей.

Говоря о мерах властей по подавлению манифестаций, прошедших в Марокко на фоне «арабской весны», Мендес констатировал «чрезмерное» применение силы со стороны Рабата.

По словам Мендеса, окончательную версию своего доклада он представит Совету по правам человека в Женеве в марте 2013 года.

С противоречивыми показателями подошло правительство Бенкирана к своему первому началу учебного года в образовательных учреждениях, которое в Марокко приходится на 15 сентября. В стране не утихают акции социального протеста, начавшиеся на фоне «арабской весны», состояние экономики страны характеризуется в целом негативными показателями, множатся слухи о росте противоречий между различными ветвями власти, и в частности, между правительством исламистов и дворцом в лице главы МВД Моханда Лаенсара.

В последние годы ежегодный показатель экономического роста королевства колебался между 4 и 5%. Сразу после назначения на пост премьера Бенкиран заявил, что в 2012г. этот показатель составит 5,2%. Однако прогноз Верховного комиссариата по планированию не такой оптимистичный – всего 2,4%, что вынуждает власти прибегать к непопулярным мерам по экономии средств при том, что еще в августе МВФ объявил об открытии для Марокко линии «предохранительных» кредитов на сумму в 6,2 млрд долларов с тем, чтобы защитить страну от негативного воздействия кризисных явлений в соседней Европе. Не решается проблема безработицы среди молодежи, показатель которой достиг отметки в 30%. Последнее особенно опасно для хрупкого социального мира.

11 сентября в ходе международной конференции в Марракеше по вопросам использования солнечной энергии заместитель министра энергетики Марокко Мохаммед Знибер сообщил, что запланированное строительство в королевстве пяти электростанций, работающих на энергии Солнца, потребует до 9 млрд долларов инвестиций в период до 2020г. «Наша цель – до 2020г. получать до 42% необходимой электроэнергии от возобновляемых источников, в том числе 14% – от солнечных электростанций», — сказал замминистра. К 2020г. Марокко планирует вырабатывать за счет энергии Солнца 2.000 МГВТ электроэнергии. Он выразил уверенность в том, что необходимые средства для строительства пяти солнечных электростанций будут получены от зарубежных инвесторов. В мае с.г. начались работы по строительству первой солнечной электростанции в Уарзазате. Она будет самой мощной в мире среди подобных электростанций и вырабатывать 500 МГВТ в год. Ее строительство должно быть завершено в 2015 г. Реализовывать проект будет консорциум во главе с саудовской компанией ACWA Power International. В нем также участвуют две испанских компании.

Кроме солнечной энергетики Марокко планирует развивать комплексы, трансформирующие в электричество энергию ветра.

В течение сентября марокканские власти продолжали политику запугивания и репрессий в отношении участников протестного «Движения 20 февраля», родившегося под влиянием «арабской весны». 12 сентября суд Касабланки приговорил пятерых активистов Движения к различным срокам тюремного заключения по обвинению в «участии в неразрешенной манифестации». Трое из них получили по 10 месяцев тюрьмы каждый, двое – по 8 месяцев. Все они были арестованы в Касабланке 22 июля. Осужденные в ходе процесса утверждали, что подвергались пыткам в полицейских участках во время предварительного заключения. Правозащитники сразу же назвали этот процесс политическим. По их данным, в настоящее время в тюрьмах королевства находятся до 70 активистов Движения.

18 сентября «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/ призвала своих сторонников в регионе последовать примеру тех, кто штурмовал американское консульство в ливийском городе Бенгази, и атаковать американские посольства в других странах Магриба с тем, чтобы убить американских послов. Понятно, что еще до этого призыва охрана американских представительств в Марокко была усилена.

23 сентября вторая политическая сила страны – национал-консервативная Партия Истикляль /ПИ/ — и союзница ПСР по правительственной коалиции, впервые с момента основания в 1944 году избрала своего лидера на альтернативной основе. Для этого свыше 900 выборщиков собрались в приморском городке Схират ка югу от Рабата. За право сменить на посту генерального секретаря ПИ Аббаса эль-Фасси, в период с 2007 до 2011 года занимавшего по совместительству пост премьер-министра Марокко, боролись 53-летний мэр Феса, бывший профсоюзный активист Хамид Шабат и 62-летний Абдельвахид эль-Фасси, сын исторического лидера ПИ Аллаля эль-Фасси. По итогам голосования лидером ПИ стал Хамид Шабат.

4 сентября, перепутав все и вся, официальное марокканское информационное агентство МАП сообщило о нахождении в Марокко «с официальным визитом» некоей «российской военной делегации» во главе с Михаилом Петуховым, которая обсуждает в королевстве «вопросы военного сотрудничества» между двумя странами. При проверке этой информации выяснилось, что речь шла о визите делегации Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству /ФС ВТС/, и, соответственно, в Рабате обсуждались вопросы исключительно военно-технического сотрудничества /ВТС/. В чем МАП было полностью право, так это в том, что визит российской делегации подобного уровня в Марокко наносился впервые. Как водится в подобных случаях, когда речь идет о ВТС, никакой информации о работе российской делегации в Марокко не сообщалось. По имеющимся данным, Марокко проявляет интерес, в частности, к российской бронетанковой технике, средствам ПВО и вертолетам. Возможному заключению контрактов будет способствовать недавнее соглашение о ВТС, подписанное между Россией и Марокко.

В целом, противоречия между дворцом и вошедшими в правительство исламистами из ПСР, скорее всего, неизбежно должны привести к правительственному кризису. Остается только узнать, кто станет инициатором этого разрыва.

52.42MB | MySQL:106 | 0,668sec