Сторонники «чистого ислама» в Сирии

24 января с.г., примерно через девять месяцев после начала в Сирии вооруженного мятежа, в стране была создана экстремистская группировка под названием «Джабха ан-Нусра». Эта организация использует типичную для «Аль-Каиды» тактику борьбы и аналогичную пропагандистскую кампанию. Так, в 45-минутном видео высокого качества, распространенном этой организацией, содержится отчет о проведении террористической операции в Алеппо, а также объясняется, что цель этого нападения — отомстить за женщин Сирии, которые подвергаются издевательствам со стороны сирийских военнослужащих. Демонстрируется рыдающая женщина в никабе, которая говорит, что пятеро солдат сирийской армии ворвались в ее дом, убили ее маленького сына, прижигали ее сигаретами. После этого в видеоотчете изображен молодой человек по имени Абу аль-Бара аш-Шами, который, объясняя причину того, почему он решил стать «живой бомбой», заявляет, что «молодые люди не могут быть безучастными, пока совершаются издевательства над мусульманками». «Я клянусь Всевышним, что наши сестры в Хомсе призывают нас оказать помощь». Он утверждает, что своими глазами видел, что сделали солдаты с той женщиной, и принял решение отомстить за нее и других. В другом видео некий человек, размахивая автоматом около мечети, призывает к войне суннитов против алавитов, шиитов и христиан Сирии.

Подобные пропагандистские кампании с апеллированием к слабым, которые не в состоянии за себя постоять, напоминают видеообращения «Аль-Каиды» в первые месяцы после ввода американских войск в Ирак. Не совсем понятно, сняты ли эти сюжеты в Сирии или на территории другого государства. Можно лишь утверждать, что они высокого качества и направлены на разжигание межконфессиональных столкновений. Реализация этого сценария в Сирии, безусловно, еще больше ослабит позиции центральной власти и укрепит положение оппозиционеров. Ситуация хаоса — благоприятная почва для сторонников «чистого ислама». В таких условиях, обращаясь к все возрастающему количеству обиженных и обездоленных, аффилированные с «Аль-Каидой» группировки получат дополнительные возможности по привлечению в свои ряды новых сторонников.

«Джабха ан-Нусра» выступает против режима Асада, а также против иностранного военного вмешательства во внутренние дела Сирии, включая Турцию и Лигу арабских государств, тем самым вступив в противоречие с призывами Свободной сирийской армии (ССА) к оказанию международной помощи. Группа выступает против усилий ООН по приостановке боевых действий в Сирии. Она призывает к атакам на немусульманские меньшинства САР и в первую очередь алавитов — опору правящего сирийского режима. «Джабха ан-Нусра» призывает уничтожать последователей этой «шиитской секты», используемой Ираном для распространения своего «сефевидского влияния» в регионе с целью восстановления Персидской империи.

«Джабха ан-Нусра» взяла на себя ответственность за ряд взрывов, в том числе с использованием смертников, в текущем году: в Алеппо 10 февраля; теракт у здания полиции и штаба разведки ВВС Сирии 17 марта; нападение на сирийские воинские части, взрыв в культурном центре Ирана в Дамаске 24 апреля.

Независимо от фактической поддержки «Джабха ан-Нусра» в Сирии, декларация организации катализирует полемику известных идеологов джихада относительно важности ведения борьбы против режима Асада под знаменем джихада — доктрины, прочно укоренившейся в идеологии «Аль-Каиды».

Хотя нет достоверных данных относительно числа иностранных боевиков в Сирии, на многих информационных ресурсах радикального характера обсуждается их присутствие в стране. На форумах можно встретить заявления иностранных боевиков о смерти их товарищей, информацию об арестах боевиков на границе.

По некоторым оценкам, только в этом году в Сирию проникли около 3000 иностранных боевиков, что составляет, по оценкам западных СМИ, около 9% общего числа оппозиционеров. Напомним, что иностранцы составляли 10-15% боевиков в Афганистане в 1980-х, 1-3% в Боснии в 1990-х, около 3% в Чечне в 90-х, 1-3% в Афганистане в последние десять лет и 4-10% в Ираке после ввода американских войск.

В Сирии боевики салафитской направленности представлены, помимо «Джабха ан-Нусра», «Батальоном Абдаллы Аззама», «Боевой группой Думы», «Батальонами аль-Фарука», «Батальоном Халеда ибн аль-Валида», «Бригадой Уммы», «Бригадой ястребов Шама».

Иностранные боевики в Сирии представлены ливанцами, иракцами, иорданцами, палестинцами, кувейтцами, тунисцами, ливийцами, алжирцами, египтянами, саудовцами, йеменцами, суданцами, афганцами, бангладешцами, пакистанцами, а также гражданами ряда европейских государств. По сообщениям СМИ, большинство из них прибыли в Сирию через Ливан и Турцию.

Сегодня в Сирии международные террористы влияют на обстановку в стране уже не меньше, чем оппозиционеры. ССА не хватает дисциплины, а между ее лидерами постоянно возникают разногласия при распределении финансов. По оценкам боевиков, салафитские вооруженные формирования на несколько порядков лучше оснащены и подготовлены. Салафиты финансируется гораздо лучше ССА благодаря связям среди радикальных исламистов во всем мире. Они же наладили переправку боевиков из Йемена, Саудовской Аравии, Ирака и Иордании. У салафитов четко расставлены приоритеты: прежде всего — строительство исламского государства.

В последнее время иностранные боевики наводнили Сирию, что заставляет опасаться утверждения в стране «Аль-Каиды» в случае падения режима Асада. По оценкам западных изданий, уже около сотни ливанских салафитов проникли в Сирию для участия в боевых действиях. Пока они составляют меньшинство повстанцев, но в последние месяцы их доля постоянно растет. При этом около 900 человек составляют иракцы, большинство из которых ранее принимали участие в боевых действиях против американских войск у себя в стране.

Бывшие участники войны против режима Каддафи в Ливии, которых поддерживает Катар, составляют один из наиболее многочисленных контингентов. Эти иностранные боевики обычно не смешиваются с сирийскими оппозиционерами ССА.

Иностранные боевики убеждены, что расхождения с ССА носят идеологический характер. Сторонники «чистого ислама» считают членов ССА безбожниками, выступающими против проекта создания халифата. При этом салафиты осознают, что с ССА договориться невозможно. Вследствие этого боевики из группировок, связанных с «Аль-Каидой», сохраняют терпение. По их убеждению, с наступлением хаоса и власть и ССА будут ослабевать и тогда люди встанут на сторону джихадистов.

Своими атаками джихадисты демонстрируют международному сообществу, что они — самые заклятые враги режима Асада. Подрывая начиненные взрывчаткой автомобили и совершая другие резонансные теракты, они увеличивают приток новобранцев из-за рубежа и гарантируют поступление новых финансовых средств.

Нередко салафиты стремятся не афишировать свое участие в диверсионных операциях, прикрываясь ССА. Причем это устраивает светские силы, которые также не хотят дискредитировать себя в глазах международного сообщества.

Иордания является важной промежуточной страной для иностранцев, переправляющихся в Сирию, не только в силу ее близости, но и в силу присутствия здесь ведущих сторонников международного джихада, таких как Абу Мухаммад ат-Тахави, призывающих к поддержке добровольцев, стремящихся попасть в Сирию. При этом власти королевства пресекают попытки нелегально пересечь границу соседнего государства. По меньшей мере, десять иорданских джихадистов были арестованы спецслужбами страны за попытку попасть в САР.

Ливийские ветераны боевых действий с войсками М. Каддафи также принимают участие в боевых действиях в Сирии. В частности, повстанцы из бывшей Джамахирии отмечают, что их соратники по оружию гибнут в боях с армейскими подразделениями Асада.

Тем не менее количество ливийцев, действующих в Сирии, незначительно. Более того, они в основном воюют на стороне ССА, а не в отрядах джихадистов. Сообщается, что ливийцы проникают в САР через территорию Турции. Несмотря на присутствие некоторых ливийцев в близком окружении лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, количество моджахедов ливийского происхождения в Сирии пока минимально. Вероятно, они в своем большинстве заняты переделом власти в самой Ливии.

Сети по переправке боевиков проходят через Ирак, Турцию, Иорданию и Ливан. Многие иностранцы переправляются вначале в Каир, а затем уже наземным транспортом добираются до Сирии. Другие из Египта добираются до Иордании, а уже после этого на автомобилях до Сирии.

Одним из центров финансирования сирийского джихада является ливанский город Триполи. Сеть функционирует благодаря благотворительным ассоциациям стран Персидского залива, в частности, Charity Eid. Приграничные с Сирией районы Ливана превратились в «прибежище террористов».

В районе Арсал, расположенном между городами Баальбек и Хермель, местное население численностью 40 тысяч человек, в большинстве занято в сфере контрабанды оружия, различных товаров, наркотиков. По сути, это часть теневой экономики, как и в других районах долины Бекаа. Арсал пользуется репутацией ключевого пункта в сети контрабанды оружия, наркотиков и джихадистов, который включает деревню Мадждал Анжар, район Аккар северного Ливана и окрестности Триполи. Деревня Мадждал Анджар, расположенная рядом с сирийско-ливанской границей, уже печально известна тем, что была перевалочным пунктом добровольцев, стремящихся участвовать в боевых действиях на территории Ирака против американских войск. Оружие, ввозимое контрабандой в этот населенный пункт, используется радикальными исламистами в «пограничных» областях Ливана, таких как Баб эт-Табане и Джабаль Мухсен. Мадждал Анжар является основным «поставщиком» боевиков для суннитских отрядов сирийской оппозиции. По сути, область Баальбек-Хермель служит цитаделью поддержки сирийского режима.

Среди арабских государств Саудовская Аравия заняла наиболее непримиримую позицию по отношению к режиму Б. Асада, в первую очередь в силу ее нацеленности на ослабление геополитических позиций Ирана.

Слияние Саудовской Аравии и джихадистских интересов в Сирии может способствовать побуждению королевством моджахедов на усиление их действий в Сирии для реализации своих планов. Тем самым Саудовская Аравия может не только использовать радикальных исламистов в своих планах, но и в будущем несколько ослабить позиции экстремистов у себя внутри страны.

Боевые действия в Сирии сузили риторический разрыв между джихадистами и арабскими режимами, которые хотят видеть режим Б. Асада свергнутым, и в первую очередь на это рассчитывают в Саудовской Аравии. Джихадисты отвергают легитимность правительств арабских стран и западных государств, однако они, тем не менее, часто повторяют заявления лидеров «вероотступнических режимов», если они следуют в унисон салафитским воззрениям. 25 февраля с.г. министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал назвал правящий в Дамаске режим «оккупационной силой». Тезисы, приводимые принцем, широко освещались в арабских средствах массовой информации. Две недели спустя муфтий Саудовской Аравии Абд аль-Азиз Аль Шейх сказал, что «обязанность каждого мусульманина, в зависимости от его возможностей, оказать содействие сирийскому народу. Любой должен вести джихад против алавитов с помощью денег, оружия, воевать на стороне муджахедов в Сирии… а тем, кто не может, по крайней мере, следует поддержать сирийцев словом».

Вопрос о том, является ли Сирия «оккупированной», весьма важен для джихадистов. Ключевой причиной, почему салафитские идеологи выступают против вмешательства моджахедов, является сомнение в том, что САР находится под иностранной оккупацией. «Оккупированная Сирия» служит веским основанием для идеологического обоснования объявления джихада. Сторонники джихада считают, что Сирия находится под властью шиитов (алавитов).

Международные радикальные исламистские структуры проявляют значительный интерес к событиям в Сирии и имеют определенные возможности для участия в этих событиях.

В отличие от светских сил, «Аль-Каида» и связанные с ней группировки имеют совершенно четкие цели и программные установки. Салафиты нацелены на то, чтобы спровоцировать хаос и упрочить позиции в этой одной из ключевых стран арабского мира.

Более того, для радикалов от ислама это государство еще интересно тем, что в других странах «арабской весны» радикальные салафиты, по сути, отдали инициативу светским и умеренно настроенным исламским силам.

52.23MB | MySQL:103 | 0,501sec