Судан: взрыв на военной фабрике

Британская газета «Санди Таймс» опубликовала свою версию взрыва на фабрике военной амуниции и боеприпасов в пригороде столицы Судана Хартуме. Напомним, что 24 октября с.г. на воздух взлетела фабрика, производящая боеприпасы и военную амуницию. При этом погибло четыре человека, еще 35 были ранены, разрушено несколько домов в окрестностях. Хартум тут же обвинил в случившемся Израиль, самолеты которого, якобы, нанесли удар по фабрике. При этом никаких явных признаков воздушного нападения зафиксировано не было, но кто-то незадолго до взрыва якобы видел в небе какие-то истребители.

В этой связи британские журналисты подтвердили версию «израильского следа» и увязали это нападение с масштабным иранско-суданским сотрудничеством в области ВТС. Кроме того, этот удар, по их предположению, является генеральной репетицией военного удара по иранским ядерным целям, к которому вовсю готовятся ВВС Израиля. Решение об этом нападении было принято уже давно, после того, как израильские агенты ликвидировали в ОАЭ эмиссара ХАМАСа и, якобы, изъяли у него документы, которые свидетельствовали об использовании суданских производственных мощностей для пополнения арсенала ХАМАСа в секторе Газа. Вспомнили также две атаки с воздуха на караваны с оружием, которые шли через суданскую территорию на Синай и ликвидацию эмиссара ХАМАС под Порт-Суданом, которые также приписывались ВВС Израиля. Сразу отметим, что многое в версии британской газеты является пересказом заявлений различных деятелей внутренней суданской оппозиции, типа известного критика режима Хасана ат-Тураби. Большинство из них, кстати, не разделяют версию израильского нападения.

По нашим данным, «израильская» версия является малоправдоподобной. Все перечисленные три атаки на караваны с оружием и эмиссара ХАМАСа на территории Судана, по данным ряда экспертов, были осуществлены американскими беспилотниками, которые базируются в Эфиопии и Йемене. При этом конечно не исключен обмен разведывательной информацией между израильскими и американскими разведорганами. Что же касается ликвидации эмиссара ХАМАСа в ОАЭ, то есть версия (которая была потом подтверждена американскими аналитиками), что в этом случае речь шла о попытке похищения, с целью его дальнейшего обмена на израильского военнослужащего Гилада Шалита, а не о ликвидации как самоцели. Кроме того, вопрос с переброской оружия на Синай через суданскую территорию имеет довольно запутанную предысторию. Утверждать однозначно, что оно целиком и полностью предназначалось для ХАМАСа в Секторе, было бы неправильно. Эмиссары движения участвовали в его переброске, но конечным адресом прибытия груза в разное время были разные люди и организации. Оно частично направлялось на Синай для вооружения спящих ячеек «Хизбаллы» и лояльных Тегерану групп, а также в период активной фазы борьбы против Каддафи перебрасывалось через египетскую территорию ливийским повстанцам. И тогда караваны с оружием снаряжали и оплачивали далеко не иранцы, а катарцы. Оружие для этих целей в тот период времени закупалось в Йемене. И Хартум в данной цепи работал очень исправно с учетом крайне неприязненных отношений с бывшим ливийским лидером. С той поры многое изменилось: Каддафи был свергнут и убит, а к власти в Египте пришли «Братья-мусульмане». Собственно с последними в Хартуме связывают очень большие надежды на резкое улучшение двусторонних отношений, и, прежде всего, – в жизненно важной для Хартума в настоящее время экономической сфере. Стимулировать в этой связи вооружение бедуинов и исламистов на Синае, которые сейчас являются «головной болью» для Каира, было бы очень большой внешнеполитической ошибкой и выглядит нелогично.

Что же касается иранско-суданского военного сотрудничества, то оно действительно окрепло в последнее время. Это продиктовано крайним дефицитом вооружения и боеприпасов у суданской армии для борьбы с повстанцами в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. Речь в первую очередь идет об авиабомбах, которые позволяют суданской армии более или менее успешно сдерживать активность повстанцев. Именно такая фабрика взорвалась в Хартуме и, по нашей версии, в данном случае имело место нарушение техники безопасности. Отсюда и воронки от авиабомб на месте инцидента, которые зафиксировали американские спутники. Сразу же после этого суданские власти отдали приказ о переносе производства в пустынную местность. Такие же фабрики, кстати, расположены и в других районах страны: Южном Кордофане, Восточном Судане и Дарфуре. На них помимо авиабомб также производятся патроны и гранаты. Наивно говорить о том, что авиабомбы имеют какую-то ценность для синайских бедуинов или ХАМАСа.

Тегеран действительно помогает Хартуму обойти эмбарго. Цена этой услуги, как представляется, выражается не в деньгах, а в перспективе. Имеется в виду предоставление Суданом своей территории для активизации логистических каналов поставок оружия на Синайский полуостров в случае резкого обострения обстановки. В том числе и в первую очередь, в случае нанесения удара со стороны Израиля по иранским ядерным целям. И создание оружейных фабрик на суданской территории позволяет в какой-то мере отказаться от рискованных традиционных маршрутов поставки этого оружия через Эритрею и сократить время доставки. Но эта идея может найти серьезное сопротивление в Хартуме в случае начала новой эры в судано-египетских отношениях. И этот момент может стать в данном случае решающим.

52.29MB | MySQL:103 | 0,605sec