Судан-Южный Судан: обманчивый успех переговоров

Как мы и говорили ранее, успех на переговорах между Хартумом и Джубой, в ходе которого было ратифицировано девять соглашений (о демаркации границы, гражданстве, пенсиях, налогообложении, торговле, разделу экспортной выручки за экспорт углеводородов, безопасности, и т.п.), является очень обманчивым. Совершенно очевидно, что стороны пошли на этот «прорыв» не столько по доброй воле, сколько по крайней необходимости. Крайне бедственное экономическое положение, галопирующая инфляция и резкое падение уровня жизни населения вынуждают Джубу и Хартум пойти «на мировую» по разделу нефтедолларов, что совершенно не означает того, что между ними установится прочный и долгий мир. Межсуданское урегулирование в очередной раз демонстрирует нам удивительный пример «африканской дипломатии», в рамках которой оказывается можно спокойно торговать и воевать одновременно. Речь естественно идет не о прямых боестолкновениях, на что у противоборствующих сторон просто нет ресурсов, а об инспирировании подрывной деятельности на сопредельной территории.

29 октября повстанцы из Революционного фронта Судана (РФС) объявили о том, что они обстреляли из ракет город  Эль-Фашер. Ответственность за это взяли на себя отряды Движения за справедливость и равенство (ДСР), которые с прошлого года влились в РФС. Их представитель заявил, что «обстрел проводился ракетами «катюша» и другим тяжелым вооружением, что помимо отрядов ДСР в нападении принимали участие и бойцы СОД-М.Минави».  Около месяца назад появлялись сообщения о том, что ДСР переживает не самые простые времена. В частности, указывалось на то, что  Нджамена, которая имеет очень серьезное влияние на процессы, происходящие внутри группировки, стимулировала раскол в ее командовании.  Вчерашний эпизод, который, кстати, пока не подтверждается официальными источниками в миссии ООН в Дарфуре, является свидетельством того, что часть боевиков во главе с братом покойного харизматичного лидера ДСР Хусейном Ибрагимом  продолжает проявлять активность. Их перебазирование на север Дарфура означает «открытие второго фронта», что объективно оттягивает силы правительственной армии от Южного Кордофана и Голубого Нила. В условиях отказа Нджамены и далее оказывать «непримиримым» повстанцам из ДСР материально-техническую поддержку, они рассчитывают на получение подкрепления, прежде всего, из южных районов Ливии, где расцвел махровым цветом «черный рынок» продажи оружия и боеприпасов всевозможных модификаций.

Синхронно с этим повстанцы из Суданского народно-освободительного движения-Север (СНОД – Север) обстреляли позиции суданской армии в столице Южного Кордофана Кадугли. По заявлению пресс-секретаря организации А.Лодди, это было сделано в ответ «на бомбардировки правительственной авиации позиций повстанцев»  Сложно сказать, были ли такие бомбардировки на самом деле, но обстрел совершенно точно был приурочен к визиту в Кадугли министра обороны Абдель Рахмана М.Хуссейна и руководителя разведслужбы М.Атты. Сам обстрел был произведен в тот момент, когда они осуществляли праздничную молитву в одной из мечетей города, что, безусловно, также было сделано намеренно. Последние в свою очередь обещали «распылить» отряды повстанцев, в случае повторения такого рода инцидентов. Сразу оговоримся, что сделать это суданская армия не в состоянии, несмотря на превосходство в авиации и тяжелой технике. Несмотря на это, по приказу министра обороны в Кадугли начали перебрасываться дополнительные армейские части. Ряд экспертов в этой связи предполагают, что суданская армия после окончания мусульманских праздников  предпримет усилия по «окончательной зачистке» районов штата, которые с июня прошлого года находятся под контролем повстанцев.

Таким образом, второе по значимости соглашение по безопасности «трещит по швам». Попытки Хартума разоружить отряды СНОД-Север с «последующей их инкорпорацией в вооруженные силы страны» натыкаются на явное нежелание повстанцев выполнять условия договора. На это есть свои причины. Во-первых, это соглашение подписывалось без участия представителей РФС, что делает организацию в принципе «свободной» от выполнения его пунктов. Хартум полагает, и во многом обоснованно, что СНОД-Север является филиалом СНОД, и  руководители последнего в состоянии полностью руководить повстанцами. Судя по всему, это лишь отчасти соответствует действительности. Да, на стороне повстанцев фактически воюет две южносуданские кадровые дивизии, но не это является определяющим в поддержании боеготовности партизан. За год противостояния налажены воздушные коридоры материально-технической поддержки партизан  из Уганды и Кении, которые действуют во многом автономно от Джубы.  Это свидетельствует о том, что у СНОД-Север появились более могущественные спонсоры, которые заинтересованы в поддержании очага нестабильности в этом районе. Косвенным свидетельством этого является и факт того, что руководство РФС сразу же после объявления о прогрессе на переговорах в Аддис-Абебе и ратификации девяти «мирных» соглашений  между Джубой и Хартумом, сделало официальное заявление о том, что «его конечной целью является свержение суданского режима силовым путем».  Повстанцы на сегодняшний день контролируют порядка 40%  территории Южного Кордофана и нет никаких предпосылок того, что эта ситуация может измениться в ближайшей перспективе.

Джуба в свою очередь занимает двойственную позицию. Она, скорее всего, выведет свои дивизии из Южного Кордофана и Голубого Нила и даже будет приветствовать создание буферной зоны на границе с присутствием международных наблюдателей, что предусмотрено соглашениями. При этом будет «закрывать глаза» на то, что часть военнослужащих этих двух дивизий будут воевать на стороне СНОД-Север в качестве «добровольцев». В условиях функционирования воздушного коридора материально-технической поддержки СНОД-Север, буферная зона вряд ли как-то серьезно повлияет на боеготовность партизан. Джуба при этом будет сохранять влияние на ситуацию, официально дистанцировавшись от активности СНОД-Север. Цель простая – «подвесить» ситуацию до окончательного решения главного спорного вопроса по определению статуса нефтеносного штата Абъей.

62.84MB | MySQL:102 | 0,419sec