Активность палестинцев переориентируется с Израиля на Сирию

31 октября СМИ сообщили о том, что представители сирийской оппозиции завершают формирование палестинской бригады «Лиуа аль-Асифа» («Буря») для борьбы с режимом Асада. По имеющейся информации, это подразделение сформировано из палестинцев, живших в лагере беженцев Ярмук под Дамаском. Задача бригады будет состоять в борьбе с боевиками организации Народный фронт освобождения Палестины — Генеральное командование (НФОП-ГК).

Несмотря на то что часть руководства и боевиков НФОП-ГК поспешили уехать из Сирии, не желая участвовать в междоусобице, остальная часть осталась верна сирийским властям. Мотивировка такая: благодаря режиму Асадов сотни тысяч палестинцев обрели в Сирии вторую родину и вели при его помощи борьбу против Израиля.

В ответ на это противники сирийского режима из числа палестинцев говорят, что ничего особенно выдающегося в предоставлении подобной помощи со стороны Дамаска нет и что он был обязан помогать своим палестинским братьям в рамках «общеарабского единства и борьбы с сионистским врагом». В этой связи они проводят параллели с оказанием помощи палестинским беженцам другими соседними странами, «которые сделали для них гораздо больше, чем режим Асадов».

НФОП-ГК является едва ли не единственной крупной палестинской организацией, оставшейся верной сирийскому режиму. Ее боевиков власти САР привлекают к спецоперациям в лагере Ярмук, где ее силы уже вступали в бой с отрядами сирийской оппозиции. Тем самым сирийский режим стремится воевать с восставшими против него палестинцами руками самих палестинцев, чтобы избежать обвинений в том, что он борется против «пострадавших от сионистов беженцев».

Однако это получается у него все хуже в силу неспособности конкурировать за влияние в их среде. Как известно, сейчас противники действующего сирийского режима всеми силами пытаются вбить клин между официальным Дамаском и сколько-нибудь значительными меньшинствами страны. Особую роль в этих планах изначально играли сравнительно сплоченные и зачастую обладающие солидным боевым опытом палестинцы.

Как ранее подробно писал автор в своей статье «Палестинский фактор в сирийском конфликте», отношения между палестинцами и режимом Асада стали заметно портиться с лета 2011 г. Тогда палестинцы в основной своей массе отказались участвовать в операциях против единоверцев-суннитов и постепенно стали вовлекаться в вооруженные столкновения на стороне антиасадовской оппозиции.

Подобное поведение палестинских организаций не является чем-то сверхъестественным и нелогичным. Как известно, практически во всех странах проживания их члены пытались в свое время активно участвовать во внутриполитических процессах. Более того: их присутствие зачастую служило серьезным дестабилизирующим фактором и вызывало серьезные внутренние обострения.

В определенном смысле проявление этих процессов, хотя и с особым местным уклоном, произошло и в Сирии. По понятным причинам не остался в стороне главный на территории Сирии палестинский лагерь Ярмук. Так, по информации местных источников, только за время одного из артиллерийских обстрелов в августе с.г. со стороны правительственных сил там погиб 21 человек.

Это событие не осталось незамеченным основными палестинскими организациями. Их руководство заклеймило режим Асада «за регулярные бесчеловечные артобстрелы и бомбардировки». С представителями ХАМАСа, чьи боевики активно и заметно участвуют в боевых действиях против режима Асада с момента июльского вторжения сил оппозиции в Алеппо, солидаризировался глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, обвинивший руководство НФОП-ГК в попытке подыгрывания властям САР и втягивании палестинцев во внутрисирийскую войну.

Как известно, жители лагеря Ярмук и раньше активно участвовали в борьбе против режима Асада, и создание палестинской бригады «Буря» в данном случае играет скорее демонстративную и символическую роль. До этого в организационном плане сирийские палестинцы как общность еще не выглядели до конца определившейся во внутрисирийском конфликте силой. В представлении со стороны ситуация выглядела таким образом, что в противостоянии на стороне оппозиции участвуют лишь отдельные фракции палестинцев вроде ХАМАСа, да и то довольно условно привязанные к сирийской палестинской диаспоре.

Образование же отдельной бригады из ее числа для многих сомневающихся и не определившихся палестинцев должно стать сигналом о том, что их община в Сирии в основной своей массе выступила против действующего режима. А это в свою очередь уже является знаком к вступлению их в отряды оппозиции, поскольку неучастие в борьбе в этом случае с точки зрения прочих единоплеменников будет выглядеть как предательство.

Не менее важным сигналом к действию это стало и для других палестинцев. Так, в последние недели и месяцы против Асада выступили даже представители тех палестинских организаций, которые оставались лояльны по отношению к нему с самого начала конфликта. Речь в том числе идет, по крайней мере, о двух беженских лагерях на территории Северного Ливана — Бадауи и Нахр аль-Барид, в которых проживают около 75 тысяч человек. В октябре они изменили свое прежде нелояльное отношение к представителям сирийской радикальной оппозиции и направили ей в помощь своих боевиков, имеющих солидный боевой опыт внутриливанского противостояния. Подобное поведение они объясняют «участившимися случаями необоснованного нападения сирийской армии на приграничные районы Ливана», но куда более вероятным является объяснение удачной работы иностранных спецслужб, враждебных САР, и эмиссаров ХАМАСа.

Важную роль в окончательном переломе сознания палестинцев сыграли даже не кадры атакованных сирийской армией палестинских лагерей в Сирии, распространяемые СМИ, а саудовские и особенно катарские деньги. Недавний визит в сектор Газа эмира Катара позволил ХАМАСу не только на официальном уровне получить весьма солидные по местным меркам средства. По имеющейся информации, были и негласные договоренности катарских представителей с руководством ХАМАСа и других палестинских организаций об активизации борьбы с Дамаском в обмен на дополнительное финансирование, включая выплату месячного довольствия «добровольцам» от тысячи долларов США и выше. Для Катара привлечение на свою сторону опытных палестинских боевиков служит важным элементом в деле дестабилизации сирийского режима.

Переориентация палестинской активности также произошла не без косвенного участия новых египетских властей. Президент Мухаммед Мурси является одним из самых заметных арабских деятелей, выступающих за свержение режима Асада. Для него переправка из палестинско-египетского приграничья в Сирию джихадистских групп также в определенной степени снимает «головную боль».

И в этой борьбе за умы и сердца палестинцев чаша весов уже летом текущего года уверенно склонилась на сторону оппозиции: если на стороне Асада к настоящему времени сражаются сотни палестинских боевиков, то на стороне его противников счет уже идет на тысячи. Их выступление еще больше затрудняет и без того тяжелое положение сирийского режима. Между тем, согласно палестинским источникам, несмотря на жесткую критику действий сирийских властей из Палестины для участия в боях против Асада пока готова выехать лишь меньшая часть боевиков.

Впрочем, этот вопрос также можно решить в положительном ключе при необходимой идеологической обработке и материальной, прежде всего финансовой, помощи. Но даже в том случае, если произойдет более заметное вовлечение палестинцев в гражданскую войну в Сирии, это не сможет резко изменить баланс сил в пользу оппозиции, по-прежнему уступающей правительственным силам по техническим средствам ведения боя.

Но в наиболее выигрышной ситуации в случае перенаправления активности палестинских радикалов против Сирии оказывается Израиль, которому остается лишь наблюдать за тем, как враждебные ему силы ослабляют друг друга в разгорающейся борьбе. Причем этому государству, занимающему во внутрисирийском конфликте нейтральную позицию, даже не требуется предпринимать никаких усилий.

Разумеется, это не приведет к полной переориентации палестинских боевиков на «сирийский фронт», но последние события отражают тенденцию временного ослабления «угрозы  из Газы» в отношении Израиля. Весь вопрос в том, насколько затянется сирийский кризис и как глубоко будут вовлечены в него палестинцы.

52.24MB | MySQL:103 | 0,539sec