Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 октября – 4 ноября 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ливии. В столице Катара Дохе 4 ноября начала работу конференция сирийской оппозиции, на которой предполагается реорганизовать руководящие органы противников президента САР Б. Асада и в очередной раз попытаться объединить их ряды. Всеобщий национальный конгресс (ВНК, парламент) Ливии 31 октября одобрил состав нового правительства страны.

По оценке спецпредставителя ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Л. Брахими, «обстановка в Сирии плохая и становится хуже». В стране продолжаются боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. На минувшей неделе наиболее ожесточенные бои велись в предместьях Дамаска и северо-западной провинции Идлиб. Бои и боестолкновения также происходили в городе и провинции Алеппо, в провинциях Дейр-эз-Зор, Хомс, Хама, Деръа, Латакия и Эль-Кунейтра. В Дамаске было совершено несколько терактов, а в провинции Дейр-эз-Зор боевики подорвали нефтепровод и захватили нефтепромысел. Правительственные войска активно используют авиацию для нанесения ударов по мятежникам. В провинциях Идлиб и Алеппо мятежники все чаще стали нападать крупными силами на базы и гарнизоны правительственной армии. Так, 2 ноября мятежники овладели городом Серакиб, перерезав коммуникации военных между Алеппо и Латакией. Фактически в приграничных районах провинции Идлиб на глубину от 10 до 40 км создана «зона безопасности» для Сирийской свободной армии (ССА). В то же время на восточном и частично на центральном участке границы с Турцией приграничные районы контролируют курдские ополченцы, препятствующие проникновению боевиков на сирийскую территорию. В Алеппо отряды курдов выбили боевиков ССА из курдского района Ашрафия. Израиль подал миссии наблюдателей ООН жалобу на Сирию после того, как 3 ноября три сирийских танка вошли в демилитаризованную зону на севере Голанских высот. В Дамаске объяснили это тем, что войска проводят зачистку района от мятежников.

Вашингтонская администрация подвергла жесткой критике Сирийский национальный совет (СНС), провозгласивший себя ведущей организацией сирийской оппозиции. Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 31 октября, что в США растет разочарование неспособностью СНС объединить оппозицию в Сирии, постоянными склоками между лидерами совета и неспособностью этой организации привлечь на свою сторону более широкие слои населения САР, включая религиозные и этнические меньшинства, особенно алавитов и курдов. Причем «оппозиция не может быть представлена людьми, у которых много хороших качеств, но которые, во многих случаях, не были в Сирии по 20, 30 или 40 лет». Поэтому на руководящие посты должны быть выдвинуты те, «кто находится на переднем крае борьбы». В целом же СНС «больше не может выступать как единственный видимый лидер оппозиции», а Сирии нужна объединенная оппозиция, целенаправленно представляющая интересы всех этнических групп и обеспечивающая их защиту, а также способная успешно противостоять попыткам экстремистов-исламистов перехватить ведущую роль в борьбе против режима Б. Асада.

4 ноября в столице Катара Дохе открылась конференция сирийской оппозиции, которая продлится четыре дня. В ее работе участвуют около 420 представителей от примерно 50 группировок и организаций, ведущих борьбу за свержение режима Б. Асада. В то же время некоторые оппозиционные организации отказались от участия в работе форума. Перед конференцией в Дохе лидеры оппозиции провели предварительную встречу в Аммане, на которой «согласились с необходимостью отложить в сторону идеологические разногласия и сформировать правительство Сирии в изгнании». В Дохе противники Асада намерены создать новый руководящий орган, большинство мест в котором должно быть выделено представителям внутренней оппозиции. Ожидается, что 8 ноября будет объявлено о создании Высшего руководящего органа в составе 50 человек, который сформирует в декабре Исполнительный комитет или переходное правительство. Это правительство будет объявлено «единственным законным представителем сирийского народа» и должно стать альтернативой нынешнему режиму в Дамаске. В качестве кандидата на пост его главы рассматривается Р. Сейф, бывший депутат сирийского парламента, пользующийся поддержкой США и Евросоюза.

Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что главная цель международного сообщества — заставить обе стороны конфликта в Сирии прекратить боевые действия и начать переговоры, так как военного решения сирийского вопроса не существует. Москва также готова обсудить вопрос о вводе в Сирию миротворцев ООН. Китай призывал все конфликтующие силы в САР незамедлительно приступить к поэтапному прекращению огня. Россия поддержала эту китайскую инициативу. В то же время глава МИД Турции А. Давутоглу 30 октября в категоричной форме отверг предложение России вступить в диалог с правительством Сирии, так как подобного рода переговоры могут стать «легитимизацией нынешнего режима, продолжающего насилие».

31 октября Всеобщий национальный конгресс Ливии одобрил состав правительства страны, предложенный премьер-министром А. Зейданом. За вынесение вотума доверия новому кабинету высказались 105 из 132 присутствовавших депутатов. В новый кабинет вошли как либералы из Союза национальных сил, так и исламисты из политического крыла ливийских «Братьев-мусульман» — Партии справедливости и строительства. В то же время ключевые посты, по словам А. Зейдана, достались «независимым кандидатам, не связанным ни с одной из политических партий». Это относится к главам министерств обороны, нефти, иностранных и внутренних дел. В правительстве три вице-премьера, 27 министров и государственных министров, в том числе две женщины. По словам премьер-министра, правительство формировалось «с учетом интересов всей ливийской нации» и «ни одному из регионов не было отдано преимущество, по сравнению с другими».

Между тем до и после голосования по составу правительства группы недовольных ливийцев, в том числе вооруженных, пытались прорваться в здание ВНК, протестуя против нового кабинета министров, считая, что в него вошли лица из бывшего правительства М. Каддафи. В ходе встречи протестующих с премьер-министром А. Зейдан пообещал учесть претензии, предъявленные к некоторым членам возглавляемого им правительства.

В целом обстановка в Ливии остается нестабильной. Так, 4 ноября был совершен теракт в Бенгази, а в ряде районов Триполи происходили вооруженные столкновения между различными группировками боевиков из числа бывших «революционеров».

Внутриполитическая ситуация в Кувейте по мере приближения досрочных парламентских выборов, назначенных на 1 декабря, становится все более напряженной. Силы безопасности в ночь 1 ноября разогнали демонстрацию, организованную оппозицией в поддержку бывшего парламентария и видного оппозиционного деятеля М. аль-Баррака, арестованного по обвинению в оскорблении эмира Кувейта. Полицейские заявляют, что участники акции протеста перекрывали улицы, забрасывали стражей порядка камнями и бутылками. В то же время участники демонстрации, в которой приняли участие до десяти тысяч человек, заявляют, что она носила мирный характер. После демонстрации власти освободили М. аль-Баррака под залог в 10 тыс. кувейтских динаров (35,5 тыс. долларов США). Лидеры оппозиции, несмотря на запрет властей, заявили о намерении провести вечером 4 ноября новую массовую акцию протеста. В этой связи правительство Кувейта заявило, что будет использовать для обеспечения безопасности и наведения порядка не только полицию, но и Национальную гвардию и армию.

30 октября власти Бахрейна приняли решение запретить проведение антиправительственных акций протеста и любых других демонстраций до тех пор, пока в стране не будет восстановлена безопасность и стабильность. В МВД королевства заявили, что власти больше не станут терпеть «повторяющееся злоупотребление» подданными прав на свободу слова. Правительство пошло на запрет манифестаций на фоне нарастающего насилия, не прекращающихся столкновений между полицией и демонстрантами. И все же 2 ноября, несмотря на запрет, в городах за пределами столицы Манамы прошли небольшие по численности демонстрации оппозиционеров.

В столице Турции Анкаре полиция 29 октября разогнала многотысячную демонстрацию оппозиции по случаю 89-й годовщины провозглашения Турецкой республики. Демонстрация была проведена, несмотря на ее запрет губернатором Анкары.

На минувшей неделе в городе Диярбакыр на юго-востоке Турции прошла массовая акция протеста курдов в поддержку голодовки, которую объявили 800 курдских заключенных в 48 тюрьмах страны. Демонстрация была разогнана полицией.

31 октября глава ЦИК Афганистана Ф. А. Манави объявил, что талибы и участники других оппозиционных вооруженных группировок, действующих на территории страны, смогут принять участие в голосовании и выставить кандидатуры своих представителей на выборах президента Афганистана, назначенных на 5 апреля 2014 г.

В западных районах Ирана, прилегающих к границе с Ираком, на минувшей неделе прошли учения сухопутных войск под кодовым названием «Зуль-Факар-91». На учениях главным образом отрабатывались действия сил специального назначения и воздушно-десантных войск при проведении «операций быстрого реагирования».

Министр обороны Израиля Э. Барак считает, что Иран отступил от своих ядерных амбиций — но временно. По оценке главы израильского военного ведомства, международные санкции и дипломатические усилия не приведут к урегулированию иранской ядерной проблемы. Поэтому Израиль и его союзники, вероятно, столкнутся с необходимостью принятия решения о нанесении военного удара по ядерным объектам Ирана «в следующем году».

3 ноября президент США Б. Обама продлил еще на год действие односторонних американских политических и экономических санкций против Судана, введенных в 1997 г. Данное решение принято в связи с тем, что, по мнению Вашингтона, действия суданского правительства по-прежнему представляют угрозу для безопасности в регионе, несмотря на то, в последние годы Судан урегулировал ряд спорных проблем с Южным Суданом. Вместе с тем, вооруженный конфликт в провинциях Южный Кордофан, Голубой Нил и Дарфур «продолжает угрожать региональной стабильности», а нарушения там прав человека и гуманитарный кризис «очень сильны». В то же время США выразили готовность продолжать диалог с правительством Судана. В Хартуме решение Б. Обамы назвали проявлением политики «двойных стандартов».

В Тунисе усиливается противостояние между салафитами и правительством. Местные салафиты обвиняют правительство в том, что оно является проамериканским и управляет страной не по законам шариата. На минувшей неделе власти усилили меры безопасности в пригороде тунисской столицы Манубе, что было сделано после беспорядков и столкновений полиции со сторонниками консервативного ислама. Президент Туниса М. Марзуки 31 октября в очередной раз продлил режим чрезвычайного положения до конца января 2013 г. Режим чрезвычайного положения действует в стране с января 2011 г.

Госсекретарь США Х. Клинтон 29 октября посетила Алжир, где провела переговоры с президентом страны А. Бутефликой по вопросам борьбы с терроризмом в Сахеле и Мали. Клинтон пыталась уговорить Бутефлику поддержать международную военную операцию в Мали против исламистов, захвативших север этой республики. Однако А. Бутефлика не дал главе американской дипломатии конкретного ответа по даному вопросу.

На каирской площади Ат-Тахрир 2 ноября прошла акция протеста, организованная сторонниками египетских салафитов, требовавших официального установления в стране законов шариата. Отметим, что движение «Братья-мусульмане» отказалось от участия демонстрации консервативных исламистов.

Приложение

Об иракско-сирийских отношениях

После свержения в 2003 г. в Ираке режима С. Хусейна отношения между Багдадом Дамаском складывались весьма непросто. Руководство Сирии особенно не скрывало свое в целом негативное отношение к новым иракским властям, выступало за прекращение иностранной оккупации Ирака. На территории САР обосновались многие бывшие функционеры прежнего режима, через Сирию во многом осуществлялось финансирование деятельности вооруженной оппозиции багдадскому режиму. В то же время Сирия стала прибежищем для примерно одного миллиона иракских беженцев. Власти Ирака обвиняли Дамаск во вмешательстве во внутренние дела страны, пособничестве местному сопротивлению и иностранным террористам, в попустительстве проникновению в Ирак с территории САР боевиков и террористов.

И все же, как в Багдаде, так и в Дамаске отчетливо понимали необходимость нормализации двусторонних отношений. Постепенно стали налаживаться политические контакты и экономические связи. В 2006 г. были восстановлены дипломатические отношения. Ирак и Сирия приняли меры по усилению охраны общей границы, что уменьшило поток боевиков, проникающих в Ирак. Изначально руководство САР придерживалось позиции сохранения территориальной целостности Ирака, выступало против создания на иракском севере независимого курдского государства. В Дамаске заявляли о необходимости достижения национального примирения в Ираке, стали официально ограничивать деятельность иракской баасистской оппозиции в стране, но отвергали требования Багдада о выдаче ее деятелей Ираку.

В 2007 г. Дамаск посетил премьер-министр Ирака Н. аль-Малики. По итогам его переговоров с президентом САР Б. Асадом была подчеркнута обоюдная заинтересованность в налаживании политического диалога и развитии полномасштабного сотрудничества между двумя странами. Позднее стороны заявили о переходе «к отношениям стратегического партнерства» и экономической интеграции. Был создан Высший сирийско-иракский комитет по сотрудничеству. Дамаск также посетили президент Ирака Дж. Талабани, лидеры различных иракских партий и движений. При этом Б. Асад, утверждал, что Сирия занимает «равноудаленную позицию по отношению ко всем политическим силам в Ираке». Отметим, что контакты руководства САР с различными политическими силами Ирака, в том числе оппонентами Н. аль-Малики, наглядно демонстрировали важность сирийского фактора в Ираке. В 2009 г. состоялся визит в Ирак тогдашнего премьер-министра Сирии Н. Атари, в ходе которого был подписан ряд документов по сотрудничеству в сферах торговли, финансов, экономики, здравоохранения и культуры.

Сирия сыграла важную посредническую роль в урегулировании вопроса о формировании нового иракского правительства после парламентских выборов в марте 2010 г. Во многом этому способствовало решение Б. Асада о «снятии вето» на выдвижение кандидатуры Н. аль-Малики на пост премьер-министра Ирака на второй срок.

Антиправительственные выступления, начавшиеся в Сирии в марте 2011 г., последующее расширение их масштабов и перерастание в прямое вооруженное противостояние между оппозицией и правящим режимом вызвали серьезную озабоченность иракского руководства. В Багдаде изначально высказались в поддержку усилий сирийских властей по сохранению «внутреннего единства страны», а Н. аль-Малики в своем послании Б. Асаду подчеркнул, что Ирак стоит на стороне Сирии «против заговоров», имеющих цель дестабилизацию обстановки в соседней республике. Иракские шиитские политики выразили беспокойство в связи с возможным падением в Сирии режима Асада, что по их оценкам, может привести к увеличению политического веса суннитов в Ираке, который они потеряли после свержения режима С. Хусейна. В то же время деятели суннитской оппозиции осудили «преступные действия сирийского режима против братского сирийского народа» и приветствовали «борьбу сынов сирийского народа против угнетения и тирании». Имеется информация о том, что иракские радикальные суннитские группировки направляют в САР деньги, оружие и боевиков. Жестким противником режима Асада позиционирует себя глава иракской курдской автономии М. Барзани. На территории автономии сирийские курды проходят военную подготовку, отсюда поступает оружие для сирийских повстанцев.

Дальнейшее осложнение ситуации в Сирии и связанное с этим усиление внешнего давления на дамасский режим обусловливают повышенное внимание Багдада к событиям в САР и сирийскому направлению иракской внешней политики. Причем, в отличие от большинства арабских стран, Ирак воздержался при голосовании в ЛАГ по санкциям против Сирии, заявив, что они «окажут отрицательное воздействие на сирийский народ, а не на режим». В Багдаде осудили решение Лиги о приостановке членства Сирии в этой организации и не стали отзывать своего посла из Дамаска, как это сделал ряд арабских стран. Иракское руководство не приемлет иностранное, а тем более военное вмешательство в САР. Ирак не поддержал идею ухода Б. Асада в отставку, заявив, что данный вопрос «должен быть решен сирийским народом без какого-либо внешнего вмешательства». Несомненно, что на иракской позиции по Сирии сказывается давняя взаимная неприязнь между шиитским руководством Ирака и суннитской саудовской монархией, которая выступает одним из главных инициаторов ужесточения давления на режим Б. Асада.

Иракские руководители прямо указывают «на угрозу прихода к власти в Дамаске экстремистов, которые займут враждебную позицию по отношению к демократическому Ираку», высказывают серьезные опасения в связи с усилением межконфессионального противостояния в Сирии и развязыванием в этой стране масштабной гражданской войны. В Багдаде опасаются, что вооруженное противостояние в САР может негативно повлиять на «хрупкий межконфессиональный» баланс в Ираке, считают, что возможное падение режима Асада может привести к крупному межконфессиональному конфликту в регионе. В целом усиливающееся вооруженное противостояние в Сирии во все большей степени негативно сказывается на ситуации в Ираке.

В связи с событиями в Сирии власти Ирака ввели повышенные меры безопасности вдоль всей линии сирийско-иракской границы (605 км). На границе произошло несколько боестолкновений иракских пограничников с боевиками. Отмечается рост контрабанды оружия из Ирака в Сирию. Исламистские боевики, воюющие в Сирии против режима Асада, переходят на территорию Ирака для отдыха, пополнения людьми и припасами. Правительство Ирака рекомендовало своим гражданам в Сирии как можно скорее покинуть эту страну в связи с происходящей там эскалацией насилия.

В Багдаде заявляют, что выступают против поставок оружия всем участникам сирийского конфликта, подчеркивая при этом, что «все грузы, поставленные в Сирию через Ирак, являются гуманитарной помощью, а не вооружениями. Ирак не позволит ни одной стороне использовать свою территорию или воздушное пространство в целях поставок оружия». В этой связи Багдад официально предупредил Тегеран, что не допустит военные поставки из ИРИ в САР через свою территорию, в том числе воздушным путем.

В настоящее время иракское руководство оказывает значительную моральную, финансовую и иную помощь сирийскому руководству во главе с Б. Асадом. Так, Ирак по просьбе иранского руководства переводит в Сирию средства для выплаты денежного довольствия военнослужащим сирийской правительственной армии и сотрудникам спецслужб. Немаловажным для ослабленной экономики САР являются поставки иракского топлива (по информации западных СМИ). Дамаск же в ответ ликвидировал на своей территории сеть суннитских оппонентов Н. аль-Малики.

В то же время Н. аль-Малики неоднократно призывал Б. Асада провести «необходимые перемены в Сирии, без которых не удастся стабилизировать страну», «дать народу больше свободы, сформировать правительство национального единства и провести свободные выборы под наблюдением ЛАГ и ООН». В Багдаде осуждают насилие и кровопролитие в Сирии, настаивают на его незамедлительном прекращении, но при этом «негативно относятся к финансированию террористов и подстрекательской и клеветнической деятельности некоторых СМИ по событиям в САР». В Багдаде осудили преступления, осуществляемые вооружёнными террористическими группировками на территории Сирии. Иракское руководство постоянно подчеркивает свою приверженность мирному пути разрешения сирийского кризиса. Ирак поддержал миссии спецпосланников ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннана и Л. Брахими в интересах достижения «мирного компромисса, который восстановит национальное согласие между сирийцами». Иракцы готовы поддержать политический диалог между противоборствующими сирийскими сторонами. Багдад регулярно контактирует с сирийской оппозицией, а 8 октября Н. аль-Малики заявил, что «Ирак не поддерживает в происходящем в Сирии конфликте ни оппозицию, ни власти».

В целом политика Багдада в отношении Сирии определяется, прежде всего, национальными интересами Ирака. И эта линия будет продолжена.

55.78MB | MySQL:117 | 0,673sec