Сирия: перспективы развития ситуации

В предыдущих статьях мы говорили о жестком решении Вашингтона «значительно обновить» исполнительные органы сирийской оппозиции. Представитель Госдепартамента США П.Вентрелл в этой связи заявил, что «США разочарованы в деятельности Сирийского национального совета (СНС)». Совещание «друзей Сирии» в Дохе, которое должно состояться на этой неделе, должно фактически «запустить» процесс создания сирийского «правительства в изгнании», в которое войдут представители не только СНС, но и лица, которые, как указывает П.Вентрелл, могли бы заниматься «практической работой».

Пожалуй, это заявление ясно обозначает два основных итога более годичного открытого вооруженного противостояния между сирийским режимом и его оппонентами. Первый – это то, что СНС, на который возлагались основные надежды «друзей Сирии», полностью провалил свою миссию. Он не смог стать единственным и координирующим органом оппозиции, который не только представлял бы оппонентов Асада на международной арене, но и смог бы эффективно руководить всеми вооруженными формированиями непосредственно на сирийской территории. СНС  на сегодняшний день составлен из различного толка интеллектуалов, которые имеют слабое влияние на внутрисирийские процессы, и при этом еще и зачастую откровенно не могут терпеть друг друга. История еще раз доказала, что интеллигенция не в состоянии возглавить революцию, так как в данный момент сирийской истории  необходимы прежде всего кулаки, а не совесть. Другими словами, во время гражданской войны необходим «Реввоенсовет, а не Учредительное собрание». И это наконец-то осознали в Вашингтоне. Интеллигенция теперь понадобится только в послеасадовский период времени для организации политического плюрализма на выборах, что многих ее представителей категорически не устраивает.

СНС создавался в тот момент времени, когда основной формой борьбы оппозиции были мирные демонстрации. Тогда признанные традиционные оппоненты режима из лица сирийской интеллигенции были востребованы народом, а Народно-демократическая партия во главе с Р.Турки, безусловно, во многом определяла  настроения и руководила протестными выступлениями. Но по мере абсолютно предсказуемой и логичной трансформации протестных мирных форм борьбы в открытое вооруженное противостояние, роль легальных светских партий начала уменьшаться катастрофически. Попытки на этом этапе перестроить СНС и насытить его новыми кадрами успеха не принесли. Ставленник НДП Дж.Сабра, специально направленный для этой цели из Сирии, с указанной миссией не справился: четкое деление оппозиции на «внутреннюю» и «внешнюю» стало фактом, а по мере роста вооруженного сопротивления стали обостряться и межконфессиональные противоречия. Хочется это кому-нибудь или нет, но этот момент становится приоритетным для противоборствующих сторон. Сирийские интеллектуалы в очередной раз упустили момент, и руководство в вооруженном сегменте оппозиции практически полностью перешло к двум основным силам, которые главенство СНС не признавали. Это Сирийская свободная армия (ССА), руководитель которой Р.аль-Асаад категорически отказывается подчиняться директивам СНС, и собственно исламисты, чей вес сейчас возрос чрезвычайно.

Будем циничны. Такая ситуация стала возможной исключительно из-за нежелания Запада давать реальные деньги СНС. После признания его на первом этапе восстания в «качестве единственной силы сирийского народа», западниками не было сделано ровным счетом ничего, чтобы подкрепить это заявление материально. А без этого важнейшего условия  все декларации остаются словами. Это еще раз демонстрирует нам очень слабую готовность Запада к «арабской весне», он не в состоянии сделать ставку на какую-то конкретную политическую силу  из огромного и разрозненного спектра оппозиции. Это свидетельствует о слабой информационной составляющей о сирийской действительности у западного разведсообщества. А вот Эр-Рияд и Доха цену материальной поддержке оппонентов Асада знают хорошо, поскольку прекрасно учитывают все нюансы арабского менталитета. Начав фактически с нулевого рейтинга «Братьев-мусульман» внутри Сирии (спасибо за это старшему Асаду), они в настоящее время вывели исламистских радикалов в безусловные лидеры среди отрядов вооруженной оппозиции. И это произошло за счет жесткой дисциплины внутри самих «братьев», но во многом и по причине откровенной «перекупки» местных координационных  народных комитетов внутри самой Сирии. За счет этого, с учетом  четкого географического признака дислокации этих комитетов, они смогли получить лояльность местного населения для своих отрядов, которые к тому же активно насыщались иностранными «добровольцами».  Именно эти «добровольцы», в отличие от той же ССА, сейчас определяют жесткую вертикаль управления вооруженными отрядами, поскольку не связаны местными реалиями и родственными связями, и подчиняются только тому, кто им платит. «Подсадив» местное население на финансовую иглу, они являются тем стержнем, вокруг которого и формируются отряды исламистов из местного населения, что способствует радикализации протестных настроений в сторону жесткого «джихадизма». Сам по себе этот факт делает проблематичным достаточное представительство во власти в послеасадовской Сирии светского сегмента общества. Кроме того, «братья» под видом «независимых» кандидатов очень серьезно представлены в СНС, где они попросту блокируют его работу.

Вторым итогом стало то, что оппозиции и их спонсорам не удалось, несмотря на все попытки, повторить в Сирии «ливийский сценарий». «Сирийский Бенгази», в котором можно было бы создать альтернативные от сирийского режима органы управления, и откуда в перспективе началось бы наступление на сирийскую столицу, не случился. Отсюда вновь начались разговоры о создании «правительства в изгнании», которые активно поддерживают в Вашингтоне. Там тешат себя иллюзиями, что оно будет дееспособно, если его насытить практиками.  Сразу отметим, что это попытка с негодными средствами, если только в Вашингтоне не решили открыть массированное  финансирование такого проекта.  Но судя по всему, до этого еще далеко.

Об этом свидетельствует и американское представительство на будущей конференции «друзей Сирии». Госдеп США там будет представлять бывший американский посол в Дамаске Р.Форд, что означает, что он будет больше слушать, чем говорить и предлагать. Да и с «новыми практиками»  дело обстоит не самым лучшим образом. Единственное, что в данной ситуации может предложить Запад, это кооптирование в новое правительство лиц из т.н. Совета координационных комитетов, чьи представители пребывают сейчас на турецкой территории. Эти лица якобы  представляют городские и сельские комитеты на местах. Насколько они полно охватывают всю территорию страны, сказать сложно. Тем более что  они на дух не переносят многих сирийских интеллектуалов как внутри страны, так и за рубежом. Париж в свою очередь настаивает на введении в новое правительство бывших знаковых функционеров режима, наподобие генерала М.Тласа. Это французский проект, на который Елисейский дворец делает сейчас ставку. Излишне говорить о реакции на такое предложение со стороны практически всех спектров оппозиции.

Другими словами для того, чтобы создать такое правительство необходимо пойти на очень непопулярные кадровые решения, фактически «переломив хребты» очень многим сирийским оппозиционерам, прежде всего из числа интеллигенции. Это вызовет несомненный отток из централизованной оппозиции многих членов СНС. И не только. Надо будет усмирить Р.аль-Асаада из ССА, что будет означать несомненный раскол и в не так сильно  сплоченной организации.

В данной ситуации Вашингтон будет вынужден предъявлять ультиматум остальным «сирийским друзьям». Речь идет, прежде всего, об Эр-Рияде и Дохе, которые должны будут в рамках американской инициативы подчинить свои отряды новому органу. Без такого подчинения вся эта затея не стоит ничего. Ну и, естественно, перенаправить в адрес «правительства в изгнании» все саудовскин и катарские финансовые потоки.

Пойдут ли на это КСА и Ката? С удовольствием, при выполнении ряда условий. А именно – «достойном представительстве»  в новом органе своих креатур. Если мы увидим, что на предстоящем совещании в Дохе «заливники» поддержат нынешнюю американскую инициативу, то это будет означать только одно:  Госдепартамент США реализует свою инициативу о начале диалога с «умеренными исламистами», которые повсеместно приходят к власти или резко усиливают свое влияние во всех ветвях власти во многих арабских странах. Это фактически единственно возможное решение для Вашингтона в настоящий момент, при отсутствии желания вкладывать большие деньги в сирийский проект.

Вообще, в случае с сирийским восстанием Запад вновь столкнулся с новыми для себя реалиями. Если в той же Ливии, несмотря на все сложности, в принципе понятно, что баланс сил, а значит – и относительная стабильность, реализуется исключительно достижением компромисса с крупными племенными кланами, то в Сирии все обстоит сложнее. Там размыта система племенных отношений, и очень сильна интеллигенция. А это всегда ставит на повестку дня вопрос о выборе нескольких наиболее авторитетных фигур в ущерб и крайнему неудовольствию большинства остальных.

Это приведет к тому, что «новое правительство», которое теперь будет поддержано Вашингтоном, очень быстро станет подконтрольным «заливникам». Это очевидно, так как именно саудовцы и катарцы будут его оплачивать. И наличие в новом органе небольшого количества светских интеллектуалов никого не должно обманывать. Как и обещания Эр-Рияда и Дохи бороться с влиянием «джихадистов» среди сирийской оппозиции.

Остается еще за скобками и позиция Анкары по данному вопросу. Турецкое руководство, безусловно, не захочет отдавать «пальму первенства» своим злейшим конкурентам за лидерство в мусульманском мире – саудовцам и катарцам. Вашингтон фактически предлагает отказаться от дальнейшей поддержки ССА в случае несогласия его руководства принять новые правила игры. Турецкий премьер-министр Р.Эрдоган считает ССА своим личным проектом, и он делает все возможное, чтобы Р.аль-Асаад и его  окружение было бы достойно представлено в новом правительстве, а вернее – в его силовом блоке. Без этого остается открытым вопрос о местонахождении нового правительства, которое очевидно должно дислоцироваться в приграничных с Сирией районах на турецкой территории. Иордания предоставлять «крышу» такому органу пока категорически не готова.

Еще один вопрос, который очень сильно нервирует Анкару, и на котором настаивает Вашингтон, это начало полномасштабных переговоров о перемирии с курдскими сепаратистами из Рабочей партии Курдистана (РПК). Это принципиальная позиция американцев, которые считают примирение с РПК важным элементом своей стратегии не только по отношению исключительно к сирийской ситуации. Успех на такого рода консультациях сможет прекратить террористическую войну на турецкой территории, которая инспирируется во многом сирийскими спецслужбами и создать в приграничных с Турцией сирийских курдских районах благоприятный климат для образования как минимум «нейтральных зон».  Но не только. Перемирие с РПК укладывается в концепцию Белого Дома, который откровенно признал свое поражение в Ираке и сделал ставку на фактическое создание независимого Курдистана на севере страны. Именно Иракский Курдистан считается Вашингтоном оптимальной площадкой для распространения своего влияния в регионе и сдерживания иранского влияния. Кроме того, по оценкам Госдепартамента США, мир с РПК еще более дистанцирует Анкару от Тегерана в рамках совместных операций по сдерживанию курдского сепаратизма.

Во многом не готова Анкара и к массовому наплыву сирийских беженцев на свою территорию. Это вызывает  напряжение в турецком  обществе, не говоря уже об очень серьезных финансовых издержках в отсутствии международной помощи. Ее оказание станет одним из условий со стороны турецких властей для участия в предлагаемом Вашингтоном проекте на сирийском направлении.

В любом случае, новая попытка Вашингтона структурировать оппозиционное движение в Сирии встретится с большими трудностями. Любое «правительство в изгнании» однозначно просто в силу географии столкнется с проблемой ограниченного влияния на внутрисирийский сегмент сопротивления, лояльность которого к любым «внешним»  представительным органам будет измеряться в большей степени объемами поступающего от них финансирования.   От такого правительства с сильным присутствием исламистов однозначно дистанцируются многие светские деятели, которые устами председателя СНС А.Сида уже заявили о своем неприятии позиции Госдепартамента США «о принижении роли этого органа в сирийском оппозиционном движении». Необходимо также учитывать и факт «традиционного неприятия» большинства сирийских военных (безотносительно их отношения к режиму Башара Асада)  исламистов, что чревато большими внутренними конфликтами в самом недалеком будущем. В любом случае армия (и правительственная, и ССА) крайне неприязненно воспримет любые попытки нового «переходного правительства» опереться на исламистов в качестве вооруженной стабилизирующей силы в стране после ухода Асада. То же самое справедливо и по отношению к курдам и их претензиям на независимость. Многие сирийские офицеры (как и лояльные правительству, так и оппозиционные) четко убеждены в том, что следующим их противником будут именно курды.

52.33MB | MySQL:103 | 0,645sec