Военно-политическая обстановка в Ираке (октябрь 2012 года)

В октябре 2012 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Нестабильностью характеризуется ситуация в сфере безопасности – в различных районах страны экстремистские и террористические группировки продолжали совершать многочисленные теракты и вооруженные нападения. Остаются не разрешенными многочисленные и порой острые противоречия между основными иракскими политическими блоками. В то же время в минувшем месяцы отмечены некоторые подвижки в урегулировании отношений между центральным правительством и властями Региона Курдистан. В сфере внешней политики руководство Ирака продолжало уделять самое пристальное внимание развитию ситуации в Сирии, а также отношениям с соседними государствами. В октябре премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил с официальным визитом Россию.

В октябре в Ираке напряженность в сфере безопасности несколько снизилась. Тем не менее, в различных районах страны продолжали совершаться теракты, вооруженные нападения и другие насильственные акции, которые усилились в дни мусульманского праздника жертвоприношения (Ид-аль-Алдха, 26-29 октября). Так, серия скоординированных терактов была совершена 27 октября в Багдаде, Таджи, Мосуле, Туз-Хурмату и некоторых других местах. В результате погибли свыше 40 человек, а около 100 получили ранения. Ответственность за теракты в дни мусульманского праздника взяло на себя иракское ответвление «Аль-Каиды». Подчеркнем, что по-прежнему теракты и вооруженные нападения совершались преимущественно в районах с преобладающим шиитским населением, а их жертвами становились главным образом выходцы из шиитской общины.

По информации иракских правительственных органов, в октябре число жертв терактов и других видов насилия значительно снизилось. Так, число погибших (гражданских лиц, военнослужащих и полицейских) составило 144 человека (в сентябре — 365 человек). Ранения получили 264 человека (в сентябре – 683 человека). Среди гражданского населения в прошедшем месяце погибли 88 и получили ранения 110 человек (в августе, соответственно, 182 и 453 человека).

В октябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Баакуба, Эт-Таджи, Тикрит, Байджи, Туз-Хурмату, Балад, Самарра, Таль-Афар, Хувейджа Абу-Грейб, Эль-Мансура, Сальман-Пак, Абу-Сайда, Казания, Машхада, Мадаин, Эль-Мукдадия, Эль-Фаллуджа, Казима и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты и вооруженные нападения. Наиболее крупные теракты в столице произошли 20, 23 и 27 октября.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.

Террористы и боевики продолжают активно действовать и в соседнем Киркуке. Напряженная ситуация в этом городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

На юге Ирака в октябре теракты и вооруженные нападения имели место в Басре и некоторых других местах.

Во внутренних областях Региона Курдистан в минувшем месяце ситуация в основном сохранялась стабильной.

В октябре самолеты турецких ВВС продолжали наносить удары по базам и лагерям сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), расположенным на севере Ирака на территории курдской автономии. В частности, 8 октября 16 турецких истребителей F-16 нанесли удары по базам сепаратистов в горах Кандиль, где, как полагает турецкое командование, находятся руководители РПК. 11 октября авиаудары наносились по району Зап, где расположены лагеря сепаратистов и базы их снабжения. Парламент Турции 11 октября продлил на год мандат правительству страны на проведение военных операций в Северном Ираке против базирующихся там боевиков РПК.

Президент Региона Курдистан М. Барзани призвал курдские группировки в Турции, Сирии, Иране и Ираке сложить оружие. По его мнению, прошло время вооруженной борьбы для достижения национальных целей, и курды «должны вести мирную борьбу путем диалога и посредством таких демократических каналов как парламент». По мнению М. Барзани, международное сообщество не поддержит курдов, если они будут отстаивать свои права не мирными путями. Премьер-министр регионального правительства Н. Барзани заявил 9 октября, что Турция не сможет решить курдский вопрос, пока не сядет за стол переговоров с лидером РПК А. Оджаланом, отбывающим пожизненное заключение в турецкой тюрьме. Н. Барзани, по сути, признал, что А. Оджалан, даже в заключении, остается ключевой фигурой курдского сопротивления.

Центральное правительство Ирака требует от властей курдской автономии получения разрешения на размещение частей иракской армии на территории Региона Курдистан в районах, прилегающих к границе с Турцией, в целях предотвращения вступления турецких войск на территорию Ирака, а также для прекращения воздушных ударов по иракской территории против боевиков РПК.

Напряженная обстановка сохраняется на иракско-сирийской границе. С территории Ирака в Сирию нелегально переходят боевики, переправляется оружие для сирийской оппозиции, ведущей вооруженную борьбу против режима президента САР Б. Асада. Не прекращается переход в Ирак сирийских беженцев. Вместе с тем, иракские власти ограничивают число беженцев, прибывающих из САР, мотивируя это сложностями с обеспечением их безопасности и отсутствием средств на их содержание. В целом усиливающееся вооруженное противостояние в соседней Сирии во все большей степени негативно сказывается на ситуации в Ираке.

По оценкам американских экспертов, в настоящее время в Ираке насчитывается свыше 2500 боевиков местного ответвления «Аль-Каиды» — «Исламского государства в Ираке». Основные силы экстремистов действуют в суннитских провинциях Анбар и Салах-эд-Дин.

В прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих, сотрудников полиции и органов безопасности, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва», судей. Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети. Террористическим атакам подвергаются школы и мечети. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.

По состоянию на 1 ноября 2012 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

По официальной информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в октябре 2012 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности сократились, составив убитыми 56 человек, в том числе 25 военнослужащих и 31 полицейский (в сентябре – 183 человека, в том числе 95 военнослужащих и 88 полицейских). Кроме того, ранения получили 154 человека, в том числе 62 военнослужащих и 92 полицейских (в сентябре – 230 человек, в том числе 120 военнослужащих и 110 полицейских).

9 октября во время визита Н. аль-Малики в Россию в Москве пресс-службой правительства РФ было объявлено о подписании летом 2012 года российско-иракских контрактов на закупку российских вооружений на общую сумму более 4,2 млрд долларов. По информации СМИ, соглашения предусматривает продажу Россией Ираку 30 боевых вертолетов Ми-28НЭ и 42 зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». В апреле, а также в июле-августе Россию посетили иракские военные делегации во главе с исполняющим обязанности министра обороны Ирака С. ад-Дулейми, которые ознакомились с образцами современной российской продукцией военного назначения российского производства, обсудили технико-коммерческие предложения на поставки российского вооружения и военной техники с представителями ОАО «Рособоронэкспорт» и подписали ряд контрактов.

В связи с закупкой Ираком российских вооружений Н. аль-Малики заявил, что его страна нуждается в поддержке со стороны России в военной и оборонной областях. Премьер-министр отметил, что «Ираку необходимо современное оружие, которое может быть использовано для борьбы с терроризмом в горных условиях и в пустыне». Отвечая на вопрос о том, как руководство Ирака объяснит властям США закупку российского вооружения, Н. аль-Малики подчеркнул, что «когда Багдадом проводится закупка оружия, нефти или политические консультации, мы по этим вопросам ни с кем не советуемся. Закупая оружие, мы исходим из тех потребностей, которые испытываем. Мы покупаем то оружие, которое нам нужно, чтобы бороться с терроризмом». Поэтому глава иракского правительства считает, что США не смогут заблокировать подписанный Багдадом контракт на закупку российского вооружения, а внешняя политика Ирака «состоит в том, чтобы исходить из своих интересов».

По мнению президента России В. Путина, «иракские специалисты хорошо знакомы с нашими системами вооружения, которые себя хорошо зарекомендовали».

В Вашингтоне тем временем заявили, что США не видят проблем для своего военного сотрудничества с Ираком после заключения контрактов в сфере ВТС между Багдадом и Москвой, так как на сегодняшний день «Ирак заключил 467 контрактов с США в области военного сотрудничества. Если все они будут выполнены, то их объем составит 12,3 млрд долларов».

По мнению некоторых экспертов, предстоящая закупка Ираком крупных партий российского оружия «показывает Вашингтону, сколь мало влияния он сохранил в ранее оккупированном им государстве. Правительство Малики нуждается в большем пространстве для маневра в отношениях с США. Кроме того, охлаждение в отношениях Багдада и Вашингтона заставляет Малики меньше рассчитывать на США в вопросах безопасности. Малики также хочет приобретать оружие без приобретения каких-либо дополнительных ограничений».

Резкой критике подверг договоры с Россией о поставке оружия Ираку радикальный иракский шиитский лидер М. ас-Садр. Он заявил, что подобные соглашения «противоречат национальным устремлениям иракского народа» и являются «пустой тратой денег». Кроме того, по мнению М. ас-Садра, договоры на поставку российского вооружения усилят противоречия внутри страны. Неодобрительно отнеслось к сделкам о закупке российского оружия и руководство курдской автономии.

18 октября Н. аль-Малики на встрече в Багдаде с заместителем министра обороны США А. Картером призвал американскую администрацию ускорить поставки вооружения Ираку для того, чтобы «совершенствовать оборонительные возможности армии (иракской, — В. Ю.) по защите безопасности и национального суверенитета Ирака».

Министерство обороны Ирака подписало контракт на поставку из США второй партии из 18 тактических истребителей F-16. Как ожидается, поставка самолетов по этому соглашению завершится в 2018 году. По своим техническим и финансовым параметрам новый контракт не отличается от соглашения на поставку 18 самолетов F-16, заключенного с США в сентябре 2011 года. Стоимость первого контракта на поставку F-16 Ираку составила 3 млрд долларов. По американским оценкам, общая стоимость 36 истребителей F-16 составляет 5,3 млрд долларов. Помимо самолетов военно-воздушные силы Ирака должны получить дополнительное оборудование и вооружение, включая ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9L/M-8/9 «Сайдвиндер» (100) и AIM-7M-F1/H «Спарроу» (150) и класса «воздух- земля» AGM-65D/G/H/K «Мейверик» (50) и управляемые авиабомбы. Истребители будут поставлены в версии IQ с более слабыми по сравнению с вариантом Блок 50/52 радарами APG-68(v)9. Ирак также обсуждал с официальными представителями США вопрос закупки систем ПВО и боевых вертолетов АН-64 «Апач».

31 октября командование ВВС Ирака заявило о том, что в недавно приобретенных американских истребителях F-16 были обнаружены подозрительные системы, предположительно, шпионского назначения. Сообщается, что установленные на самолетах системы производства израильской компании RADA предназначены для перекодирования информации. Командование иракских ВВС направило письмо американской компании «Локхид Мартин», которая изготовила эти самолеты, с просьбой разъяснить, с какой целью на их борту были установлены данные подозрительные системы израильского производства.

В октябре министерство обороны Ирака заказало в США 8 бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) М88А2. В настоящее время в иракской армии уже имеются 8 БРЭМ этого типа.

Во время визита Н. аль-Малики в Чехию, состоявшегося в октябре, было объявлено о предстоящей закупке Ираком 28 чешских учебно-боевых самолетов (легких штурмовиков) L-159. Общая сумма сделки составит около 1 млрд долларов. При этом иракцы получат 24 новых самолета, а еще 4 машины будут переданы со складов ВВС Чехии. Кроме того, в Праге обсуждалась возможность чешского участия в модернизации иракских вертолетов Ми-17и танков Т-72, обучения иракских офицеров в чешских военно-учебных заведениях.

В октябре Ирак впервые за последние 30 лет с визитом посетил министр обороны Ирана генерал А. Вахиди. В ходе визита А. Вахиди встретился со своим иракским коллегой С. ад-Дулейми и другими официальными лицами, провел переговоры по ситуации в регионе и на международной арене, обсудил вопросы развития двустороннего сотрудничества в военной сфере. Генерал подчеркнул, что «Ирак занимает особое место во внешней и оборонной политике Ирана». После встречи с главой иранского военного ведомства премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что военное сотрудничество между Багдадом и Тегераном «является главной составляющей мира и стабильности в регионе».

По информации СМИ, службы безопасности Ирака и Ирана заключили специальное соглашение по совместному мониторингу активности саудовских спецслужб на территории Ирака, договорившись о взаимных мероприятиях в отношении агентуры саудовцев в лице различных иракских суннитских политиков. Ирак и Иран также будут осуществлять совместный мониторинг деятельности боевиков иракского ответвления «Аль-Каиды», которое в настоящее время ориентировано на инфильтрацию в Сирию для оказания содействия противникам режима Б. Асада. Иранцы окажут помощь Ираку в вопросах усиления пограничного режима на границе с Сирией.

2 октября правительство Ирака призвало парламент страны не продлевать уже существующие и не заключать новые договора, позволяющие создавать иностранные военные базы на иракской территории. Правительство выступило со специальным посланием к депутатам, в котором говорится о необходимости избавления Ирака от присутствия иностранных военных баз. Аналитики отмечают, что данный шаг направлен, прежде всего, против находящихся на севере страны турецких военных баз. Как известно, эти базы были созданы на территории иракской курдской автономии на основании соглашения, подписанного в 1995 г. между Турцией и правительством С. Хусейна.

В минувшем месяце власти Сирии согласились передать властям Ирака граждан этой страны, находящихся в заключении в сирийских тюрьмах. Причем все иракцы будут переданы багдадским властям без каких-либо предварительных условий. Между Ираком и Сирией подписано соглашение по этому поводу. Отметим, что среди иракских заключенных есть и те, кто участвовал в акциях протеста против правящего в САР режима. Число иракских заключенных, которые будут переданы Багдаду, составляет нескольких тысяч человек.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики призвал вернуться в строй бывших офицеров-суннитов, служивших в армии в период правления С. Хусейна. Этот призыв относится к лицам, «на руках которых нет иракской крови». Сообщается, что специальная комиссия под руководством исполняющего обязанности министра обороны С. ад-Дулейми уже отобрала 209 человек для прохождения службы в силах безопасности в северной провинции Найнава. Ожидается, что еще примерно 950 бывших офицеров вернутся на службу в северо-восточной провинции Дияла. По мнению иракских политических наблюдателей, подобной мерой шиит Н. аль-Малики пытается упрочить свои политические позиции в суннитской среде перед предстоящими в 2013 г. выборами в местные органы власти и парламентскими выборами, намеченными на 2014 год.

Таким образом, в октябре 2012 года напряженность в сфере безопасности в Ираке несколько снизилась. Тем не менее, боевики экстремистских и террористических группировок продолжают совершать теракты и вооруженные нападения в различных районах страны.

В октябре 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке не претерпела существенных изменений. В стране остаются неразрешенными многочисленные и зачастую острые противоречия между различными политическими силами, что обусловливает продолжение затяжного политического кризиса, начавшегося еще после парламентских выборов в 2010 году. Вместе с тем, в минувшем месяце наметились некоторые подвижки в урегулировании спорных проблем между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии.

В минувшем месяце Багдад посетили две делегации из курдской автономии для обсуждения отношений между центральным правительством и властями Региона Курдистан. Первую делегацию возглавлял заместитель лидера Патриотического союза Курдистана (ПСК) Б. Салих. Курдские представители провели переговоры с лидером шиитского Национального альянса И. аль-Джаафари и главой шиитского Высшего исламского совета Ирака А. аль-Хакимом. 22 октября делегация была принята Н. аль-Малики. Главой второй (экономической) делегации был заместитель премьер-министра курдского регионального правительства И. Ахмед. Эта делегация провела переговоры с министрами центрального правительства, а 22 октября ее принял президент Ирака Дж. Талабани (курд, лидер ПСК). В числе главных вопросов, обсуждавшихся между курдами и иракцами, были сотрудничество в деле обеспечения безопасности, реализация ст. 140 конституции Ирака (решение проблемы Киркука) и территориальные разногласия между сторонами. Многие курдские и иракские политики выражают оптимизм в связи с недавними переговорами в Багдаде, считая, что они будут способствовать прогрессу в урегулировании иракско-курдских противоречий.

Президент Ирака Дж. Талабани представил в октябре проект закона об изменениях границ между некоторыми иракскими провинциями. Этот документ предусматривает возвращение к административным границам между северными провинциями страны, существовавшим до прихода к власти в Ираке в 1968 году партии Баас и начатой при С. Хусейне арабизации курдских районов. Кроме того, ряд парламентариев предложили вернуть прежние границы между западной провинцией Анбар и центральной провинцией Салах-эд-Дин. Противники пересмотра границ между провинциями утверждают, что подобная акция может привести к росту политической напряженности между регионами.

Как видится, начавшийся диалог между представителями центральной власти и курдской автономией в значительной степени мог стать следствием того, что США и Турция недавно проинформировали курдское руководство  о том, что они не поддержат «любые усилия», направленные на создание независимого государства на территории Иракского Курдистана. Об этом сообщил президент курдской автономии М. Барзани. Более того, Вашингтон и Анкара рекомендовали курдским политикам наладить диалог с Багдадом с целью нормализовать иракско-курдские отношения. М. Барзани в этой связи заявил: «Я опасаюсь того, что курдский народ в Курдистане становится субъектом некого регионального заговора», наподобие того, который был организован в 1975 году шахом Ирана и С. Хусейном «для подавления курдской революции».

8 октября стало известно, что новым председателем Комиссии по ответственности и справедливости (до 2008 года – Высший национальный совет по дебаасификаии) избран Ф. Х. Шаншал. Из восьми членов комиссии три человека представляют шиитские исламистские партии (два — от сторонников М. ас-Садра, один — от сторонников Н аль-Малики), два человека — оппозиционный блок «Аль-Иракия» и два человека – курдские партии.

31 октября Независимая высшая избирательная комиссия Ирака объявила, что очередные муниципальные выборы в стране состоятся 20 апреля 2013 года. Это заявление было сделано не смотря на то, что 22 октября Верховный суд Ирака признал неконституционными некоторые положения закона о выборах, принятого парламентом в августе с. г.

Правительство Ирака 17 октября отстранило от работы управляющего центральным банком страны в связи с расследованием валютных манипуляций. Ранее было объявлено, что служащие ЦБ Ирака подозреваются в намеренном занижении курса иракского динара по отношению к доллару США. Представитель Н. аль-Малики заявил, что на основании подготовленного парламентариями доклада под подозрением оказались глава Центробанка С. аш-Шабиби и ряд других лиц. С. аш-Шабиби возглавил ЦБ Ирака в 2003 году. В частности, под его руководством в стране прошла валютная реформа: старые денежные знаки разных видов заменили новым, единым для всего Ирака динаром. Известно, что С. аш-Шабиби отстранили от должности, когда он находился в зарубежной поездке. 18 октября власти Ирака выдали ордер на арест главы центрального банка страны и 15 сотрудников по подозрению в финансовых махинациях.

23 октября правительство Ирака одобрило проект государственного бюджета на 2013 год в размере 138 триллионов иракских динар (110 млрд долларов США). Бюджет сформирован на основе того, что среднесуточная добыча нефти в стране составит 2,9 млн баррелей при цене за баррель не менее 90 долларов США. Планируемый бюджетный дефицит не должен превышать 18,8 триллионов динар. Расходы на оборону и безопасность запланированы в размере 19,86 триллионов динар. Проект государственного бюджета должен быть одобрен парламентом.

В целом сложной продолжает оставаться экономическое и социальное положение Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. В частности, ежедневно электричество подается населению лишь в течение 4-5 часов, а порой и меньше. На сегодняшний день среднесуточная выработка электроэнергии составляет 2700 мегаватт, что обеспечивает лишь треть потребностей страны. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране необходимой законодательной базы, проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

В этих условиях продолжает в целом успешно развиваться нефтяная отрасль. Правительство Ирака оценивает инвестиции в эту отрасль на среднесрочную перспективу в объеме более 100 млрд долларов. К настоящему времени с иностранными компаниями подписаны соглашения по 15 проектам. До конца текущего года планируется подписать договора еще с четырьмя компаниями. В октябре иракское правительство страны одобрило подписание контрактного договора на освоение участка «Блок 10», который будет разрабатывать российский компанией «ЛУКОЙЛ».

Корейская национальная газовая компания KOGAS планирует инвестировать 30,7 млрд долларов в энергетические проекты Ирака в период с 2013 по 2017 год. Около 10 проц выделенной суммы, т. е. 3 млрд долларов, будут направлены на обеспечение безопасности в ходе реализации проектов компании. Компания KOGAS ведет энергетические проекты на четырех газовых и нефтяных блоках Ирака.

По оценкам зарубежных экспертов, Ирак уже в ближайшем будущем может стать главным поставщиком нефти для быстро растущих азиатских экономик, прежде всего, китайской, а к 2030 году превратиться во второго экспортера нефти в мире, опередив Россию. Вместе с тем, реализации данного сценария могут воспрепятствовать многочисленные нерешенные проблемы страны: политическая нестабильность, отсутствие должной безопасности, финансовые и логистические трудности, проблемы юридического характера. Так, до настоящего времени законодательно не урегулированы взаимоотношения в нефтегазовой сфере между центральным правительством и региональными властями.

Очень сложная ситуация (по некоторым оценкам – катастрофическая) складывается с дефицитом воды в Ираке. К числу основных причин такого положения называют строительство Турцией на реках Тигр и Евфрат сельскохозяйственных и гидроэнергетических сооружений и иранско-иракские разногласия относительно распределения водных ресурсов разграничивающей две страны реки Шатт-эль-Араб. По данным министерства сельского хозяйства Ирака, 90 процентов иракской территории подвержено опустыниванию. За последние годы пересохли десятки рек и речных протоков в центральной и южной части страны. Это заставило сотни семей покинуть свои дома и переселиться в крупные города. Водный кризис накладывается и на без того крайне напряженную социально-экономическую ситуацию в Ираке, способствуя нехватке продовольствия на фоне продолжающейся нестабильности в сфере безопасности, а также затянувшегося политического кризиса.

Ирак в текущем году импортировал 1,76 млн тонн пшеницы и планирует продолжить закупки. В 2011 году страна импортировала 2,7 млн тонн зерна. Ежегодно Ирак потребляет около 4,5 млн тонн пшеницы и импортные закупки составляют более двух третьих от этого объёма. Ежемесячное потребление зерна составляет около 386 тыс. тонн. Собственное производство зерновых в этом году составило 1,9 млн тонн. Это выше прошлогоднего урожая в 1,8 млн тонн, но ниже 3-х млн тонн, которые ожидало собрать правительство страны. Основными поставщиками пшеницы в Ирак являются США, Австралия и Канада. В 2011 году страна также сделала несколько закупок зерна у России общим объемом около 300 тыс. тонн. Однако к постоянному сотрудничеству Ирак не готов из-за отсутствия гарантий того, что Россия не введёт ограничения на экспорт зерна. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в текущем сельскохозяйственном году (с 1 июля 2012 года по 30 июня 2013 года) Ирак может увеличить импорт зерна до рекордных показателей в связи с сокращением собственного производства. Эта цифра может достичь 5,3 млн тонн зерна, что будет максимальным уровнем в истории страны. Прогноз ФАО включает импорт не менее 3,7 млн тонн пшеницы и 1,3 млн тонн риса. Производство зерновых в Ираке, как ожидается, сократится на 21% — до 3,2 млн тонн, в том числе пшеницы — на 12%, до 2,1 млн тонн, ячменя — на 47%, до 600 тыс. тонн.

14 октября власти Ирака сообщили, что взяли под контроль вспышку холеры в стране. В этом году от холеры умерли четыре человека, а всего было выявлено 272 случая этого инфекционного заболевания, в основном в курдском регионе. Предыдущая вспышка холеры в стране имела место в 2007 году. Тогда умерли 24 человека, и было выявлено около 4000 случаев заболевания холерой. Главной причиной вспышек холеры в Ираке является некачественная очистка питьевой воды.

Таким образом, в октябре 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке не претерпела существенных изменений. В стране продолжается затяжной политический кризис, вызванный серьезными противоречиями между ведущими политическими блоками страны. В то же время наметились некоторые подвижки в урегулировании отношений между центральным иракским правительством и курдской автономией.

В октябре 2012 года в сфере внешней политики иракское руководство продолжало уделять повышенное внимание развитию ситуации в Сирии и вокруг нее, а также отношениям с другими соседними государствами. Важным событием стал официальный визит в Москву иракской делегации во главе с премьер-министром Н. аль-Малики.

Официальная позиция Ирака по сирийскому кризису заключается в том, что его разрешение возможно только политическим путем и без внешнего вмешательства. Для этого необходимо остановить кровопролитие, прекратить поставки оружия обеим сторонам сирийского конфликта и запустить в стране общенациональный диалог. Должны также неукоснительно выполняться Женевские договоренности (июнь 2012 г.). В октябре во время посещения Багдада спецпредставителем ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию Л. Брахими иракское руководство заявило о поддержке его усилий, нацеленных «на поиск мирного компромисса, который восстановит национальное согласие между сирийцами».

«Поскольку Ирак многое претерпел из-за внешнего вмешательства в свои внутренние дела, мы категорически против того, чтобы кто-то вмешивался во внутренние дела Сирии», — заявил 10 октября Н. аль-Малики, добавив: «Мы считаем, что военное вмешательство может повлечь за собой разрушительные последствия, которые затронут не только Сирию, но и все прилегающие страны – Ирак, Иорданию, даже Саудовскую Аравию, Турцию. Если будет использоваться силовое решение сирийского вопроса, то ситуация после режима Башара Асада может быть намного хуже, чем сейчас».

Глава иракского правительства также подчеркнул, что недопустимо создавать условия для дальнейшего разжигания войны в Сирии и втягивания в нее НАТО, якобы для защиты Турции, которой на самом деле ничего не угрожает. Более того, сама Турция «ведет ошибочную, авантюристическую политику, способствующую дестабилизации всего региона». Причем Анкара «действует бесцеремонно, как будто она уполномочена решать внутренние вопросы Сирии вместо сирийского народа». В Багдаде считают, что попытки Турции втянуть НАТО во внутренние проблемы Сирии являются серьезной угрозой для безопасности в регионе. В этой связи Ирак высказал опасения насчет возможного повторения ливийского сценария. «Поэтому мировое сообщество должно вмешаться и остановить Турцию».

Особе опасение иракского руководства вызывает «терроризм, распространившийся под руководством «Аль-Каиды» в Сирии, что требует немедленного и скоординированного противодействия международного сообщества.

Н. аль-Малики выразил сожаление по поводу того, что некоторые арабские страны не соблюдают решения, призывающие к мирному урегулированию кризиса, и продолжают направлять оружие в Сирию, что только ведет к обострению ситуации. При этом в Багдаде отвергают сообщения о том, что иракские власти позволяют переправлять оружие в САР. В то же время иракские власти признают переброску оружия в Сирию контрабандным путем, заявляя, что такое оружие «предназначено для террористов, используется против сирийского народа».

В октябре власти Ирака дважды (2 и 28 октября) принуждали к посадке и обыскивали иранские транспортные самолеты, следовавшие в Дамаск. Причем, по заявлениям иракской стороны, в результате досмотров на борту самолетов не было обнаружено оружия и других запрещенных грузов. Машинам было разрешено следовать в Сирию. Иран выразил свое недовольство действиями Ирака, заявив, что Багдад не должен уступать давлению Вашингтона и иракцам не следует подвергать проверкам иранские самолеты на предмет возможных поставок оружия в Сирию, так как подобные действия «противоречат соглашениям между сторонами». В ответ в Багдаде сообщили, что проверки самолетов, направляющихся из ИРИ в САР, будут продолжены.

8 октября Н. аль-Малики заявил, что Ирак не поддерживает в происходящем в Сирии конфликте ни оппозицию, ни власти, отметив, что «встать на сторону правительства против народа нельзя». Вместе с тем иракское правительство продолжает оказывать помощь сирийскому режиму. Прежде всего, речь идет о поставках топлива в САР  и предоставление бессрочных финансовых кредитов на нужды сирийской правительственной армии и спецслужб. Дамаск в ответ ликвидировал на сирийской территории сеть суннитских экстремистов, которые организовывали теракты в Ираке. Также имеется информация о том, что иракские шиитские боевики воюют в Сирии на стороне армии Б. Асада.

Сложными остаются отношения Ирака с Турцией. Причем в условиях, когда Багдад сильно ослаблен внутренним политическим кризисом, у центрального иракского правительства нет достаточных ресурсов для оказания влияния на Анкару, которая до последнего времени достаточно успешно «разделяла и властвовала» в Ираке, реализуя свои экономические интересы и удерживая курдскую автономию в иракских границах.

18 октября иракские пограничники не позволили проехать через территорию Ирака 128 автобусам с турецкими паломниками, направлявшимися в Саудовскую Аравию в Мекку, так как находившиеся в них турецкие граждане пренебрегли прохождением необходимых процедур по получению иракской визы.

Официальный визит в Россию премьер-министра Ирака Н. аль-Малики, состоявшийся 9-10 октября, его переговоры с президентом России В. Путиным и главой российского правительства Д. Медведевым придали новый импульс развитию разностороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Ираком.

В Москве иракской стороной было заявлено, что Багдад рассчитывает на помощь российских партнеров в экономическом строительстве и укреплении обороноспособности страны. В декабре в Багдаде планируется провести заседание российско-иракской межправительственной комиссии по торговле, экономике и научно-техническому сотрудничеству. По итогам встречи с Н. аль-Малики президент России В. Путин заявил: «Руководство Ирака многое делает для достижения согласия и примирения, решения вопросов социально-экономического развития, восстановления позиций страны в регионе и на международной арене». Глава российского государства выразил признательность иракскому правительству «за решение ключевых вопросов, связанных с обеспечением безопасности российских специалистов, работающих в Ираке».

После России Н. аль-Малики посетил с визитом Прагу, где провел переговоры с руководством Чешской Республики по вопросам двустороннего экономического и военно-технического сотрудничества.

Власти Кувейта официально одобрили соглашение с Ираком, в соответствии с которым Багдад выплатит 500 млн долларов за самолеты, захваченные в 1990 году. Соглашение положит конец многолетнему спору между двумя странами по данному вопросу. Во время вторжения в 1990-1991 гг. войска С. Хусейна захватили 10 кувейтских пассажирских самолетов и запчасти к ним. Ранее кувейтская авиакомпания «Kuwait Airways» требовала почти 1,2 млрд долларов компенсации за утраченное имущество.

В октябре правительство Ирака приняло решение о выделении финансовой помощи Судану (10 млн долларов) и Йемену (5 млн долларов). Деньги, предназначенные для Судана, пойдут на восстановительные работы в регионе Дарфур, а средства, выделенные Йемену – «на преодоление экономических трудностей братского йеменского народа». Кроме того, Ирак выделит 10 млн долларов на оказание гуманитарной помощи Сирии «и другим соседним странам».

Таким образом, в октябре 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Положение дел в сфере безопасности, несмотря на некоторое снижение напряженности, в целом остается нестабильным. В различных районах Ирака продолжают действовать экстремистские и террористические группировки. Остаются не разрешенными и сложные противоречия между ведущими иракскими политическими блоками. Вместе с тем, в минувшем месяце наметились позитивные подвижки в отношениях между центральным правительством и властями курдской автономии. Негативное воздействие оказывает на обстановку в Ираке гражданская война в соседней Сирии.

63.01MB | MySQL:102 | 0,766sec