Эфиопия-Катар: восстановление дипломатических и экономических отношений

Эфиопия и Катар официально восстановили в полном объеме дипломатические и экономические отношения, которые были прерваны четыре года назад. Премьер-министр Эфиопии Х.Десалень провел 5 ноября с.г. переговоры со своим катарским коллегой шейхом Хамадом Бен Джасемом Аль-Тани в Аддис-Абебе. Переговоры закончились подписанием двустороннего коммюнике о полном восстановлении дипломатических и экономических связей между двумя странами. Одновременно был подписан пакет соглашений о сотрудничестве в вопросах инвестиций в инфраструктурный сектор эфиопской экономики, в области гражданской авиации, развития частного сектора, сельскохозяйственной и продовольственной отраслей. Предусмотрена активизация связей в банковском секторе. Большое значение в эфиопском руководстве придают приходу в национальную экономику частных катарских инвестиций. Х.Десалень в этой связи заявил: «Мы договорились о приходе частных катарских инвесторов в Эфиопию, где им будет создан режим наибольшего благоприятствования». Его катарский коллега отметил в этой связи, что «отношения должны стать образцовыми и примерными для других стран Африки». Он подтвердил решимость Дохи сделать все возможное для строительства действительно прочных и взаимовыгодных экономических отношений с Эфиопией.

Визиту министра иностранных дел Катара предшествовал визит в эфиопскую столицу в прошлом месяце заместителя министра финансов Катара Х.аль-Менаа, который согласовал с эфиопскими коллегами проекты подписанных позже соглашений экономического блока.

Аддис-Абеба разорвала дипломатические отношения с Дохой в 2008 году под предлогом того, что катарская сторона активно поддерживала и финансировала повстанцев из Фронта освобождения Оромо (ФОО), которые базировались и тренировались в соседней Эритрее. Указанные группы принимали активное участие в локальном вооруженном конфликте между двумя странами в период с 1998 по 2000 гг. Повстанцы оромо также участвовали в недавних приграничных стычках с эфиопскими войсками два месяца назад.

Восстановление двусторонних отношений стало возможным только после смерти бывшего лидера Эфиопии Мелеса Зенауи, который являлся убежденным противником восстановления контактов с Катаром. Нынешний прорыв состоялся после того, как Доха заморозила финансовую помощь повстанцам оромо. Одновременно катарцы через свои позиции в ФОО стали содействовать процессу политической инкорпорации этой структуры в государственные органы власти Эфиопии в рамках процесса «национального примирения», который был запущен под эгидой еще М.Зенауи.

По некоторым данным в рамках двусторонних переговоров обсуждался вопрос и активного посредничества Дохи в восстановлении отношений между Асмэрой и Аддис-Абебой. Такие опосредованные консультации уже идут, и катарцы предпринимают максимум усилий для того, чтобы выйти на формат прямых контактов между двумя странами. В частности, ими в случае прогресса на таких консультациях обещаны серьезные инвестиции в сектор грузовых перевозок, модернизацию морских портов Эритреи, а также восстановление единой логистической и энергетической систем двух стран. В перспективе в Дохе серьезно рассматриваются проекты создания нового транспортного трансафриканского пути и нового коридора из стран Персидского залива в Африку. Одновременно в Дохе учитывают и усиление своих позиций через сотрудничество с Аддис-Абебой в очень перспективных с экономической и стратегической точек зрения сомалийских анклавах — Сомалиленде и Путленде. Новый импульс получит и единая позиция Эфиопии и Катара по вопросу суданского досье, в котором обе страны стараются играть роли основных посредников.

Надежды на успех в этой новой посреднической инициативе Доха связывает, прежде всего, со смертью М.Зенауи, чьи личные неприязненные отношения с эритрейским лидером И.Афеворком были основным «камнем преткновения» в налаживании полноценных двусторонних отношений. Эритрея в настоящий момент также предпринимает титанические усилия по снятию с себя имиджа «страны-изгоя» перед лицом серьезного экономического кризиса, и как полагают в Асмэре, ясной перспективе скорой иностранной военной интервенции. В этой ситуации альянс с Аддис-Абебой позволит снять с повестки дня обе эти угрозы.

Эфиопское руководство в этой связи имеет свои резоны. Помимо экономического оживления с помощью Катара планируется серьезно минимизировать растущее влияние в стране просаудовских структур и фондов. Их проводником является крупнейший внутренний инвестор и миллиардер Амуди, который имеет эфиопские корни, но является подданным КСА. Противовесом ему на внутреннем экономическом рынке страны и должен стать Катар с его инвестициями. Одновременно эфиопские власти выслали из страны нескольких саудовских проповедников под предлогом разжигания ими межконфессионального конфликта. Катарские проповедники при этом получили негласное разрешение на осуществление своей деятельности в сельских «мусульманских районах» страны. Как говорят очевидцы, катарцы сопровождают свои проповеди финансовыми «пожертвованиями» местному населению.

Эта тактика баланса между Катаром и КСА, является для руководства Эфиопии вынужденной мерой. Число мусульманского населения составляет сейчас порядка 40% от всей численности, и приглашением в страну катарцев эфиопский режим пытается создать конкуренцию на этой площадке между двумя скрытыми антагонистами, что, однако, чревато усилением в стране исламистов в самом скором времени.

52.24MB | MySQL:103 | 0,459sec