КСА и исламисты в Индийском океане

Несомненно, что Саудовская Аравия на фоне событий т.н. «арабской весны» старается с одной стороны сохранить «в неприкосновенности» существующие в королевстве устои, а с другой использовать «тектонические сдвиги» в арабском обществе для усиления своего влияния не только в арабском мире, но и по возможности, во всем мусульманском мире. То есть налицо использование стратегии «двойных стандартов», которая предусматривает усиление саудовского влияния в «реперных точках» мусульманского сообщества с использованием идеологии салафитского толка, которая подкрепляется безусловным вливанием прямых финансовых инвестиций, как нелегальных, так и оформленных в виде экономических проектов. Причем последним уделяется значительно меньше внимания, и во главу угла поставлены задачи получения на первом этапе политической власти  в арабских странах через подконтрольные Эр-Рияду  политические группы, которые очень условно сейчас называются «салафитскими». Все эти группы объединяет крайняя степень радикализма идеологии, которая подразумевает «бескомпромиссное возвращение к истокам» с нетерпимостью к иным точкам зрения и искоренению любой формы политической и конфессиональной «ереси». Ну и конечно салафиты рассматриваются в качестве основного и надежного оружия против иранской экспансии.

Этот проект Эр-Рияда был запущен фактически одновременно с событиями в Тунисе, и по мере раскручивания  маховика «арабской весны» он стал приобретать очень характерные черты. И в Тунисе, и в Египте, и в Йемене салафитские группы, которые стали называться «Ансар аш-Шариа», образовались практически в ходе «революций» и к настоящему времени стали уже серьезной политической силой, которая в состоянии влиять на внутриполитические процессы. Это особенно ярко проявляется в Египте, где военные в свое время даже были вынуждены пойти на  снятие с предвыборной гонки всех кандидатов в президенты, дабы убрать «с пробега» очень влиятельного лидера салафитов шейха Абу Исмаила. Последний, по прогнозам социологов, тогда становился реальным претендентом  на пост президента. Если взять статистику парламентских выборов  в арабских странах «победившей демократии», то мы увидим, что салафиты по своему влиянию уступают своим традиционным конкурентам «Братьям-мусульманам» примерно в два раза. Такой разрыв может быть нивелирован уже в самом скором времени вследствие провала политики пришедших к управлению государствами «братьев» прежде всего в экономической сфере. Совершенно очевидно, что и в  Тунисе, и в Египте «братья» не смогут в короткие сроки добиться каких-то значительных успехов в сфере улучшения уровня  жизни основной массы населения, а это однозначно вызовет усиление влияния салафитов и приведет к их открытому столкновению с «братьями». Что собственно уже почти происходит в том же Тунисе, где лидер «Ан-Нахды»  РашидГануши был вынужден оставить попытки «усидеть на двух стульях» и фактически согласился с судебными преследованиями салафитов.

Таким образом, «пропустив» «братьев-мусульман» вперед во власть, Эр-Рияд в данном случае выигрывает в среднесрочной перспективе. При этом отметим еще один элемент тактики саудовцев. Они не ограничиваются распространением своего влияния исключительно в крупных странах арабского мира. Саудовское руководство совершенно осознанно обозначило в качестве «зоны своих стратегических интересов» и островные государства Индийского океана.

Последние месяцы в частности прошли под знаком резкого усиления салафитских групп на Занзибаре. Основная радикальная ассоциация Джумики (официальное название Uamshoгруппа за возрождение и пропаганду ислама, поддерживается Эр-Риядом) развернула активную кампанию на острове с требованием пересмотра конституции и отделения Занзибара от Танзании. Лидеры Uamsho шейх Аззан Халид  Хамдан и Муссаллем Бен Алли проводят на острове многочисленные собрания верующих и своих сторонников, на которых распространяются соответствующие петиции с требованием проведения референдума. Такая же петиция, кстати, была направлена и представителю  ООН на острове. К этой же кампании присоединилась и другая исламистская группа   Jumaza,которую возглавляет Фарид Хади Ахмед. За этим стоят не только оголтелые фанатики и саудовские финансы, но и вполне известные на Занзибаре интеллектуалы, наподобие адвоката Салума Тауфика. Необходимо также отметить, что данные мероприятия собирают до нескольких тысяч человек еженедельно, что по островным меркам является событием значимым. Власти Занзибара отделываются при этом невнятными замечаниями «о неприемлемости радикализма в политике». Такая ситуация чревата приходом салафитов к власти на острове на вполне легальных основаниях.

Одновременно саудовская  компания «Аль-Шариф групп» предпринимает усилия по получению контроля над крупнейшей государственной компанией на Сейшелах Ma-Mwe, что фактически обеспечит ей монополию в сфере генерации и продажи электроэнергии, а также  питьевой воды. Интересно, что конкуренцию ей в битве за это составляет суданская Petrolines, за которой стоит лично президент Судана Омар аль-Башир. Он же, кстати, распорядился направить на Сейшельские острова по просьбе местного руководства и суданских советников для подготовки и тренировки подразделений местной жандармерии. В этой связи правительство Сейшел фактически раскололось на две группы лоббистов. Эр-Рияд действует через вице-президента по делам энергетики  Фуада Мхаджи, суданцы – через руководителя Ma-Mwe С.А.Шейха, который близок к президенту страны.  В любом случае эта борьба приведет к усилению в руководстве Сейшел исламистского сегмента, а также формированию на острове подконтрольных Хартуму и Эр-Рияду «исламских ассоциаций» с далеко идущими планами по полнокровному вхождению во власть.  И, скорее всего, вновь вполне легальными  и демократическими способами.

52.23MB | MySQL:103 | 0,533sec