Иран и операция «Облачный столп»

Начавшаяся 14 ноября 2012 г. антитеррористическая операция Армии обороны Израиля «Облачный столп» была вызвана беспрерывно продолжающимися со времени  вооруженного захвата власти движением ХАМАС в секторе Газа 14 июня 2007 г. обстрелами израильской территории боевиками этой и других радикальных палестинских террористических организаций. Тогда, более пяти лет назад из Газы было насильно вытеснено более умеренное движение ФАТХ, что, по словам лидера Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса (Абу Мазена), отодвинуло на необозримое время реализацию идеи создания независимого палестинского государства. Вполне доказано утверждение о том, что  победа ХАМАСа в Газе во многом базировалась на разнообразной военной помощи, получаемой  из Ирана. Именно там прошли обучение в тренировочных лагерях  сотни боевиков ХАМАСа.  Летом 2007 г. американская The Washington Times  писала, что жестокий переворот, осуществленный ХАМАСом в Газе, еще раз показал потенциал исламского режима в Иране в достижении своих целей на Ближнем Востоке. Тогдашний глава разведки ПНА Тауфик Тирауи свидетельствовал, что Иран обеспечил снабжение ХАМАСа всем необходимым и был главной силой, сыгравшей деструктивную роль в монополизации им власти в Газе.

Нынешняя военная операция, призванная положить конец непрекращающимся обстрелам с территории Газы и надежно защитить от них гражданское население, находит понимание той части мирового сообщества, которая принимает право Израиля на охрану  суверенитета и территориальной целостности. Иранское руководство с самого начала операции занимает по отношению к ней  крайне враждебную позицию, пытаясь спровоцировать исламский мир на вооруженное вмешательство в конфликт, сформировать поддержку своей позиции. Спикер иранского парламента, самый вероятный претендент на будущих президентских выборах в июне 2013 г., Али Лариджани немедленно после начала  израильской операции в Газе предпринял ряд консультаций со своими коллегами в исламских странах. Лейтмотивом его консультаций была мысль о том, что законодательные органы и Международная межпарламентская ассамблея должны предпринять все от них зависящее, чтобы остановить «кровавую бойню, устроенную израильскими агрессорами против беззащитного и многострадального палестинского народа». При этом Лариджани игнорировал тот бесспорный факт, что ХАМАС беспрерывно наносит ракетные удары по мирному израильскому населению, используя ракетную технику, поставляемую Тегераном. Глава иранского МИДа Али-Акбар Салехи также направил срочные обращения своим зарубежным коллегам и в адрес ряда международных организаций, требуя немедленного прекращения военных действий со стороны Израиля. Находясь в дни начала израильской операции  в Джибути на встрече  министров иностранных дел стран – членов Организации исламского сотрудничества, он встретился в кулуарах со своими коллегами из ряда арабских стран, полагая склонить их к резкому осуждению «израильской агрессии». Бывший командующий силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) , нынешний Секретарь Совета по определению целесообразности принимаемых решений  ИРИ Мохсен Резаи, который уже сегодня позиционирует себя в качестве возможного кандидата на грядущих президентских выборах, связал военную операцию в Газе в победой Барака Обамы на президентских выборах в США. Он объяснил это следующим образом: «Сионисты получили от Обамы разрешение на военные действия в Газе в благодарность за поддержку на выборах». Иранские СМИ ежедневно сообщают о все новых победах ХАМАСа. Тегеранская газета «Энтехаб», реагируя 17 ноября на начало боевых действий Израиля в Газе в специальном редакционном комментарии,  восторженно сообщила о том, что впервые ХАМАС сумел включить в орбиту своего обстрела Тель-Авив – «крупнейший урбанистический центр страны, средоточие интеллектуального потенциала сионистского режима». Как отметила «Энтехаб», «ракетная техника, поразившая сердце Израиля – иранского производства». При этом она сослалась на 10 канал израильского ТВ, сообщивший накануне , что среди ракет, используемых ХАМАСом при обстрелах израильских городов, достаточно активно применяется «Фаджр-5».

Отметим, что значительная часть современного и мобильного вооружения, имеющегося в Газе и используемого при обстрелах населенных пунктов Израиля, доставлена туда контрабандой через Синай или Судан. Несколько недель назад в Судане путем воздушной бомбардировки был разрушен завод по производству вооружений, созданный при финансовом содействии иранского корпуса стражей исламской революции (КСИР). Предприятие, как полагают военные аналитики, как раз и занималось созданием ракет среднего радиуса действия и боеприпасов для террористов Газы. Этот же факт подтвердил во многих своих  выступлениях в последние дни Генсек ливанской «Хизбаллы» Хасан Насралла. Такая мысль, например, прозвучала во время прохамасовского митинга в пятницу 16 ноября в ливанской столице – Бейруте. Как сказал лидер «Хизбаллы», обстрел Тель-Авива ракетами «Фаджр» иранского производства – «показатель силы и военного потенциала героического ХАМАСа и всего палестинского народа». Он призвал боевиков усилить свою борьбу, которая должна привести к «полному освобождению Палестины», а обратившись к народам и правительствам всего арабского мира, потребовал от них разорвать отношения с Америкой, «всецело поддерживающей сионистского врага».  На следующий день, 17 ноября, Насралла  заявил, что Иран и арабский мир должны последовательно использовать в давлении на Запад – главного стратегического партнера Израиля – нефтяной фактор, понимая, как много это значит в современном мире. «Нефтяной фактор можно успешно использовать для того, чтобы вынудить сионистов прекратить их бесчеловечные авиарейды на Газу».  Говоря о причинах нового витка израильской агрессии против «беззащитных палестинцев», Насралла заявил, что объяснение этому следует искать в отсутствии единства в арабском мире, в забвении арабами чувства солидарности, взаимопомощи, арабского братства. «Только видя, как  слабы арабы, Израиль мог решиться на эту неприкрытую агрессию».

В этой связи отметим, что в Иране в последние дни проходят различные массовые акции поддержки палестинцев. Сообщающее об этом государственное информационное агентство ИРНА написало, что в 700 городах страны состоялись митинги и шествия солидарности с жителями сектора Газы. Особенно мощный размах они имели 17 ноября. Во многих случаях в этих митингах участвовали верующие, собирающиеся на пятничные молитвы. По данным иранского оппозиционного сайта  IranPressNews, демонстрантам вручали заранее подготовленные транспаранты с применяемыми практически во всех ситуациях лозунгами «Смерть Израилю!» и «Смерть Америке!». Выступая на одном из таких митингов, заместитель начальника Генштаба иранских вооруженных сил генерал Масуд Джазаери, заявил, что «потенциал серьезных действий, на которые готов ХАМАС, безмерно велик. …Семена народного сопротивления попали в подготовленную почву. Все еще впереди…». Ему вторил популярный аятолла Ахтари: «Сегодня сионисты сталкиваются с большим сопротивлением, нежели это было во время 22-дневной израильской операции в Газе в начале 2009 г. и это, несомненно, показатель силы ХАМАСа». Оппонируя ему, член парламентской комиссии по иностранным делам и национальной обороне Аваз Хейдарпур предостерег от «головокружения от успехов». Хейдарпур сказал, что нынешняя военная операция нанесет ХАМАСу и другим палестинским организациям существенный урон, «что должно беспокоить мировое исламское сообщество».

Как полагают в Иране, страна может оказать реальную помощь в «борьбе с сионистами». С самого первого дня военной операции в Газе растет число добровольцев, готовых отправиться туда для практической помощи ее жителям «в уничтожении сионистского врага». В пятницу  17 ноября о своем желании немедленно отправиться в Газу объявили 20 тысяч добровольцев из Исфахана. По словам командующего силами полувоенизированных добровольческих соединений «Басидж» Мохаммад-Резы Нагди, иранские  добровольцы   нетерпеливо отсчитывают время, когда аятолла Али Хаменеи даст команду и они отправятся туда на праведную битву. В интервью новостному агентству «Мехр» Нагди  резко раскритиковал арабские страны, не пытающиеся не только помочь, но даже понять палестинских братьев, в одиночку сражающихся с сионистами.  «Самое большее, на что хватило арабские страны – отозвать своих послов из Израиля. Мы в Иране не удовлетворимся декларативным заявлением солидарности, мы проявим свое исламское рвение». Он обратился к «соседям Палестины и Газы» вступить в бой. Одной из таких стран Нагди назвал Египет, который он призвал к серьезным делам: « Если Египет вступит в бой, дни Израиля будут сочтены».  Нагди  добавил, что солидарность стран Ближнего Востока с Газой не должна заканчиваться только декларативными заявлениями и лозунгами.    «Я, сказал он, —  все отчетливее вижу приближение конца сионистского присутствия на Ближнем Востоке.  Сионистские лидеры и их народ – жалкие трусы, с которыми совсем не трудно совладать»

Ряд иранских политиков уже объявили о своем желании немедленно отправиться в Газу. В пятницу такую готовность изъявил глава МИДа ИРИ Али-Акбар Салехи. Реагируя на это, иранский Интернет-сайт «Алеф» написал 19 ноября, что у Салехи и других иранских политиков есть время и желание отправиться в Газу, но не «доходят руки  до поездки в районы недавно прошедшего землетрясения на севере страны, столкнувшего с лишениями многие тысячи сограждан». Днем ранее об этом же известила группа членов парламентской Комиссии по внешней политике и национальной безопасности, сформировавшая специальную группу. С этой целью к египетским властям обратился и спикер иранского парламента Али Лариджани, попросивший открыть все египетские пограничные переходы для всех делегаций и групп, желающих выразить солидарность с народом Газы или предоставить им необходимую помощь. Отметим при этом, что во времена нахождения у власти в Египте Хосни Мубарака ни одна из иранских делегаций, в том числе – парламентских, не получила разрешения на проезд в Газу через египетские пограничные переходы. В последний раз подобные просьбы не раз высказывались во время проведения в Газе израильской военной операции зимой 2009 г. Как видно, и новый президент Египта в этом вопросе солидаризируется со своим предшественником.

Такая реакция ИРИ на последние события в Газе провоцирует обострение конфликта и свидетельствует  о продолжении Ираном своей традиционной политики противодействия мирному процессу, реализации собственных стратегических планов в ближневосточном регионе.

52.25MB | MySQL:103 | 0,458sec