Ситуация в Египте: октябрь 2012 г.

Информационный месяц в Египте начался с сообщения об освобождении хозяина и телеведущего одного из частных телеканалов Тауфика Укаши, которого новые египетские власти обвинили в том, что он якобы с телеэкранов призывал к убийству президента АРЕ исламиста Мохаммеда Мурси, и организовали показательный процесс над ним. Журналист – противник пришедших к власти в АРЕ «Братьев-мусульман» — в ходе процесса отверг эти обвинения. Объясняя свои действия перед судом, он пояснил, что «всего лишь критиковал президента Мурси». «Это – политический процесс. «Братья-мусульмане хотят заставить замолчать всех, кто против них с тем, чтобы воспроизвести систему, существовавшую до революции», — утверждал Укаша.

По мнению диктора, исламисты преследовали его за то, что в свое время он «разоблачил причастность «братьев» к нападениям на посты полиции, суды и тюрьмы во время революции». На время процесса его сначала оставили на свободе, затем на сутки – видно, чтобы попугать – продержали в полицейском участке. На первое заседание Укаша прибыл в сопровождении десятков его сторонников, которые скандировали: «Народ хочет телеканал «Аль-Фарейн» /«Фараоны»/». Работа этого канала была приостановлена новыми египетскими властями.

22 октября Укаша все же получил четыре месяца тюрьмы по обвинению в клевете на Мурси.

1 октября с интересной оценкой экономического положения стран, прошедших через «арабскую весну», выступил глава базирующегося в Кувейте Арабского валютного фонда Джасем аль-Маннаи. По его оценке, «эти страны все без исключения заметно потеряли в темпах экономического роста, в них тревожно вырос уровень безработицы, резко уменьшились золотовалютные резервы, они столкнулись с галопирующей инфляцией, заметным ростом бюджетного дефицита и внешней задолженности».

В частности, бюджетный дефицит Египта, по данным госдепа США, достиг 12 млрд долларов, и хотя на спасение АРЕ бросились все те внешние игроки, кто поддерживал свержение режима Мубарака, их усилия вряд ли увенчаются успехом.

2 октября правозащитная организация «Международная амнистия» призвала президента Египта Мохаммеда Мурси провести глубокую реформу египетских армии и полиции, обвинив эти два института в серьезных нарушениях прав человека в 16-месячный период, когда после ухода в начале 2011 года Хосни Мубарака у власти находились военные. В частности, считают правозащитники, все это время египетские полиция и армия «пользовались полной безнаказанностью».

4 октября в связи с приближением «круглой» даты – 100 дней нахождения Мурси у власти стало очевидным, что египтяне разделились в их оценках деятельности президента-исламиста. Одни приветствовали решение Мурси вернуть военных в казармы, другие указывали на то, что он слишком мало смог сделать для улучшения жизни простых египтян. Ему припомнили, что в ходе предвыборной кампании он предложил план из 64 пунктов, которые намеревался реализовать в первые 100 дней правления с тем, чтобы попытаться устранить пять главных раздражителей египтян – плохое уличное движение, низкий уровень безопасности, проблемы мусора, хлеба и бензина. Следившие за деятельностью президента констатировали, что Мурси выполнил только 4 своих обещания, и в частности, снял препятствия, мешавшие нормальным поставкам бензина, начал кампанию борьбы за чистоту, а также приступил к реализации еще 24 обещаний. Согласно опросу общественного мнения, проведенному сайтом «Морсиметр», 43% его участников удовлетворены деятельностью президента, 57 – не удовлетворены. «Стало меньше военных, — признают египтяне. – Но не стало больше хлеба».

Что касается Мурси, то он 4 октября сделал очень показательный жест, возложив накануне годовщины начала войны 1973 года с Израилем цветы на могилу президента Анвара Садата.

4 октября лидер активно действующего в секторе Газа палестинского движения «Исламский джихад» Рамадан Шаллах подверг критике новые египетские власти за то, что они не сняли блокаду сектора. «К сожалению, ситуация не стала лучше после революции /в Египте/. По некоторым направлениям она даже стала хуже», — утверждал он.

8 октября небоевые потери понесла египетская полиция, подразделения которой вместе с военными участвовали в операции против радикальных исламистов на Синайском полуострове. В результате дорожно-транспортного происшествия с автомобилем, перевозившим полицейских, погиб 21 страж порядка.

Не обошлось без инцидентов и у египетских военных. 11 октября стало известно, что в ходе учений в зоне Суэцкого канала утонули два плавающих бронетранспортера. Один военнослужащий был объявлен пропавшим без вести. Инцидент не повлиял на судоходство, так как учения проводились в районе, удаленном от трассы, обычно используемой судами при следовании из Средиземного моря в Красное и обратно.

10 октября Учредительная комиссия, которой поручено подготовить текст новой конституции Египта, призвала граждан страны представить их мнения относительно проекта основного закона, над текстом которого основательно потрудились исламисты и который подвергается резкой критике со стороны правозащитников и светских партий. Проект конституции АРЕ частично опубликован на сайте комиссии. Там отсутствуют лишь разделы, касающиеся судебной власти и армии.

По оценке правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», отдельные положения проекта конституции «противоречат международным стандартам в части, касающейся прав человека, и создают серьезную угрозу будущему с правами человека в Египте». Это, в частности, касается статьи 5, которая не запрещает пытки, и статьи 36, которая «угрожает равенству между мужчинами и женщинами».

Учредительная комиссия сформирована в июне с.г. Она состоит из 100 человек.

Тем временем Мурси продолжил попытки освободиться от мешавшего ему кадрового наследия, доставшегося от прежнего режима. 11 октября он освободил от должности генерального прокурора Египта Абдель Магида Махмуда, назначив его послом АРЕ в Ватикане. Это решение было объявлено на следующий день после того, как суд оправдал ряд высших чиновников прежнего режима, подозревавшихся в причастности к подавлению манифестаций в начале 2011 года. «Братья-мусульмане» осудили это решение суда и потребовали организации нового процесса над 24 бывшими чиновниками.

По официальным данным, в ходе манифестаций в январе-феврале 2011г. за 18 дней в результате применения силы погибли около 850 человек, свыше 6 тысяч получили ранения.

Махмуд находился на посту генерального прокурора Египта в течение семи лет. Буквально несколько часов спустя после объявления решения Мурси Махмуд объявил, что не выполнит его и останется на своем посту. «По закону, находящийся на такой должности не может быть смещен решением исполнительной власти», — заявил он журналистам. Генерального прокурора поддержали влиятельные представители судейского корпуса.

В связи с решением суда оправдать чиновников 12 октября на площади Тахрир состоялись две манифестации противников и сторонников этого решения. Они вылились в ожесточенные столкновения, в результате которых ранения получили свыше 110 человек. Уже 16 октября египетская юстиция потребовала от спецслужб предоставить ей всю информацию относительно возможной причастности к тем столкновениям лидеров «Братьев-мусульман».

13 октября Мурси отступил. После встречи с президентом было объявлено, что Махмуд сохранил за собой пост генерального прокурора.

10 октября стало известно, что на освободившееся после избрания Мурси место лидера созданной «Братьями-мусульманами» Партии свободы и справедливости /ПСС/ претендуют два человека – действующий и.о. председателя ПСС Эссам аль-Ариан и бывший спикер парламента /ныне распущенного/, генеральный секретарь ПСС Саад аль-Кататни. Остальные четверо кандидатов, в том числе женщина – Сабах ас-Сакари, не собрали необходимого числа сторонников в ходе предварительных выборов.

Мурси отказался от поста председателя ПСС после победы на президентских выборах в июне 2012 г.

19 октября стало известно имя нового лидера ПСС. Им стал Саад аль-Кататни. За него проголосовало 67% выборщиков. В первом заявлении после избрания С.аль-Кататни определил в качестве одного из своих приоритетов «укрепление национального единства». Считается, что новый лидер ПСС близок к радикальному крылу «Братьев-мусульман».

11 октября верховный лидер «Братьев-мусульман» шейх Мохаммед Бади призвал к «джихаду» для освобождения Иерусалима, причем в еженедельном послании к верующим подчеркивалось, что подобное освобождение «можно осуществить только с помощью силы». «Джихад для освобождения Иерусалима является священным долгом для всех мусульман», — утверждалось в послании.

Ранее Мурси обязался уважать все международные соглашения, подписанные Египтом. Однако «Братья-мусульмане» не раз заявляли о возможности пересмотра мирного соглашения с Израилем.

15 ноября гражданская юстиция начала расследование по десяткам обвинений в адрес двух главных фигур в прежней военной иерархии – маршала Хусейна Тантауи и его ближайшего сподвижника генерала Сами Анана относительно их причастности к гибели многочисленных манифестантов в период с 11 февраля 2011 г. по 30 июня 2012 г., когда после ухода Мубарака страну возглавлял Высший совет Вооруженных сил /ВСВС/.

Многочисленные правозащитные организации, и в частности, «Международная амнистия», утверждают, что ВСВС несет ответственность за силовое подавление манифестаций противников военного режима в тот период. Они требуют привлечь к ответственности бывших руководителей ВСВС.

Подобное расследование проводится впервые в Египте, где делами военных занимается исключительно военная юстиция.

27 октября главарь «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири в видеообращении призвал египтян продолжить их революцию. «Битва не закончилась. Она только началась», утверждал он, призвав египтян «продолжить революцию, которая была украдена». Говоря про президента Мурси, он утверждал, что тот «не имеет реальной власти».

В целом, относительно Египта пока подтверждаются самые худшие предположения, согласно которым оказавшиеся у власти исламисты, осознав, что они ничего не могут изменить в лучшую сторону в Египте, начнут искать внешнего врага.

52.3MB | MySQL:103 | 0,549sec