Экономика ненефтяных арабских стран в третьем квартале 2012 г.: продолжение стагнации

В третьем квартале 2012 г. экономическая ситуация в ненефтяных арабских стран продолжила плавно ухудшаться: страны восточного Средиземноморья продолжили финансировать дефициты бюджетов за счет торможения кредитования частного сектора; в Магрибе проблемы Еврозоны стали более заметны и нашли отражение в росте расширения дефицитов торгового баланса. В то же время, опасения инвесторов в целом снизились[i].

 

Египет и Иордания

Несмотря на то, что в третьем квартале и Египту, и Иордании удалось стабилизировать динамику золотовалютных резервов (ЗВР, см. график 1), большая часть прироста ЗВР этих стран в августе-сентябре был обусловлен разовыми поступлениями валюты. Так, Египет получил в эти месяцы 2 транша по 500 млн долларов обещанного ранее депозита от Катара, а Иордания, по-видимому, воспользовалась частью кредитной линии МВФ[ii].

Ситуация в Египте остается напряженной: объем туристического потока в третьем квартале 2012 года был на 17% ниже уровней 2010 года, а дефицит торгового баланса по-прежнему составляет около 10 млрд долларов (резервы при этом покрывают около 3 месяцев импорта)[iii]. Как следствие, кредит МВФ по-прежнему остается ключевым условием достижения макроэкономической стабильности. Несмотря на лучшие показатели в туризме и переводах, ситуация в Иордании также продолжает быть неустойчивой: стране срочно нужны дополнительные финансовые ресурсы для оплаты поставок энергоносителей и обеспечения беженцев из Сирии.

Перспективы дальнейшего экономического роста в странах представляются туманными: индексы промышленного производства в 2012 году показывают слабую динамику: в Египте в мае-августе снижение выпуска составило около 5-7%, в Иордании 3-5%[iv] по отношению к соответствующим периодам предыдущего года. Кроме этого, страны продолжают наращивать заимствования на внутреннем рынке[v], что приводит к ухудшению условий доступа частного сектора к кредитным ресурсам и, соответственно, к торможению экономического роста.

Тунис и Марокко

Проблемы продолжают накапливаться и в странах Магриба. В частности,  дефицит торгового баланса в Марокко за 9 месяцев 2012 года вырос на 5%, в Тунисе – на 50%. С учетом того, что ЗВР этих стран покрывают не более трех-четырех месяцев импорта, высока вероятность того, что в среднесрочной перспективе им придется прибегнуть к помощи международных кредиторов.

Статистика внутреннего сектора разочаровывает: в Тунисе индекс промышленного производства продолжает стагнировать (см. график 2), несмотря на некоторое снижение безработицы с 18,1% в первом квартале до 17,6% во втором квартале. Рост цен на бензин, обусловленный отменой правительственных субсидий в сентябре, скорее всего, приведет к росту темпов инфляции (5,3% в октябре год к году, в т.ч. 6,89% по продуктам питания[vi]). Это в сочетании с ответными действиями монетарных властей (ЦБ Туниса поднял ставки на 25 б.п. в конце лета) лишь замедлит экономический рост в стране.

Ситуация в Марокко также продолжает ухудшаться: в третьем квартале безработица выросла с 9,1% до 9,4%[vii], замедление промышленного производства и темпов прироста ВВП, отмеченное во втором квартале 2012 года, скорее всего продолжилось и в третьем. Рост цен на энергоносители привел к опережающему росту цен производителей (на 2,5% в третьем квартале[viii]), что в сочетании со сворачиванием программы субсидий (условие кредитной линии МВФ) может создать инфляционные риски в среднесрочной перспективе.

 


[i]               По данным Bloomberg. Расчет производился в соответствии со стандартной моделью ISDA при допущении списания 75% долга в случае дефолта.

[ii]              http://www.imf.org/external/np/sec/pr/2012/pr12288.htm

[iii]              По данным CAPMAS, www.capmas.org.eg

[iv]              По данным Центрального Банка Иордании, www.cbj.gov.jo.

[v]              Подробнее об этом см. Рыбалкин Р.С., Успенский Е.Э., Литвина Е.П. Экономика ненефтяных арабских стран во втором квартале 2012 г.: аккумуляция напряженности, http://www.iimes.ru/?p=15300#more-15300.

[vi]              По данным Institute Nationale de la Statistique, www.ins.nat.tn

[vii]             По данным Министерства экономики и финансов Марокко, http://www.finances.gov.ma/docs_internet/tands/TAND_Maroc_english.htm

[viii]            По данным Haut Commisariat au Plan, www.hcp.ma

42.94MB | MySQL:89 | 0,697sec