Ситуация в Мали: октябрь 2012 г.

В октябре наиболее заметные события вокруг Мали касались подготовки военной операции, которую участницы Экономического сообщества стран Западной Африки /ЭКОВАС/ намерены провести против захвативших северные районы Мали исламистских группировок во главе с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/.

Со своей стороны ряд западных государств в октябре определялся с тем, какую помощь они могут оказать странам ЭКОВАС в проведении военной операции на севере Мали. Как пояснил 2 октября министр обороны Франции Жан-Ив ле Дриан, «позволить событиям течь своим чередом в Мали больше неприемлемо с точки зрения нашей безопасности». По его мнению, в настоящее время «безопасность Европы неотделима от защиты территориальной целостности Мали». Что касается Франции, то она намерена оказать поддержку Мали и странам ЭКОВАС в вопросах «организации, экспертизы, подготовки кадров, тылового обеспечения». «На этой стадии мы не предусматриваем участия /французских солдат/ в наземной операции», — подчеркнул он.

22 октября Франция объявила о возобновлении военного сотрудничества с Мали, прерванного после путча.

В Вашингтоне в октябре также начали думать о том, в какой форме Соединенные Штаты будут участвовать в предстоящей операции в Мали. В частности, речь идет о возможном применении там ударных беспилотных летательных аппаратов /БПЛА/. В то же время возможность односторонних американских акций в Мали и регионе Сахеля пока не рассматривается.

Уже 12 октября Вашингтон дал понять, что поддержит возможную военную операцию на севере Мали только в том случае, если одним из ее результатов станет восстановление «демократического» режима в Бамако при одновременном учете чаяний туарегов.

В любом случае до практической реализации военного вмешательства на севере Мали странам ЭКОВАС и всему мировому сообществу предстоит решить множество проблем. Одна из них – как скоординировать действия разношерстного 3-тысячного контингента MICEMA при том, что в нем будут представлены военнослужащие из 14 стран. Другая – кто заплатит за эту операцию? Ведь очевидно, что ЭКОВАС не потянет ее проведение – считается, что она будет стоить несколько миллиардов долларов. Такие средства будет сложно найти даже западным странам. Да и численность контингента явно недостаточна, ведь ему будут противостоять, согласно оценкам, до 4 тысяч хорошо обученных и вооруженных бойцов.

Тем временем захватившие и удерживающие уже свыше шести месяцев север Мали исламисты продолжали насаждать там законы шариата. 2 октября в Томбукту они публично расстреляли человека, обвиненного в убийстве. Как стало известно, речь шла о бойце Национального движения освобождения Азавада /НДОА – светское повстанческое движение туарегов/, который якобы убил рыбака близ Томбукту. Этот город с апреля находится под контролем АКМ и «Ансар ад-Дин» /группировка туарегов-исламистов/, вытеснивших оттуда бойцов НДОА.

С оккупированных исламистами территорий в течение октября раз за разом поступали свидетельства того, что прикрываясь шариатом они совершали все боле варварские действия, в то время как они сами регулярно нарушали предписания ислама в их общепринятом виде. В частности, они широко применяют практику т.н. брака для удовольствия, курят и употребляют спиртные напитки.

6 октября в Бамако было объявлено, что капитан Амаду Саного — бывший главарь военной хунты, совершившей переворот 22 марта и усугубившей кризис, в котором оказался Мали – назначен новыми властями Мали во главе комитета, который займется реформой разваленной малийской армии. Декрет об этом назначении подписал временный президент Мали Дионкунда Траоре. Самое удивительное и необъяснимое – так это то, что декрет был подписан еще 8 августа, а его текст так и не появился в официальной газете Республики Мали, как того требует закон. Другим президентским декретом от 20 августа были установлены условия функционирования этого комитета. В частности, в его составе значатся 14 человек, в том числе председатель и его заместитель.

Согласно статусу комитета, в его задачи, в частности, входит «участие в контроле за военными операциями, содействие в разработке планов подготовки армии и сил безопасности, подготовка предложений относительно улучшения боевых возможностей малийской армии». Глава комитета подчиняется непосредственно президенту страны. Назначение капитана Саного на этот пост фактически означает его возвращение в политику, которую он формально оставил в апреле с.г., когда путчисты под давлением мирового сообщества передали власть гражданским.

18 октября в Бамако около 2 тысяч человек вышли на манифестацию с тем, чтобы выразить поддержку бесславно растворившейся малийской армии и протест против иностранного военного вмешательства на севере Мали. С другой стороны, Эльхадж Баба Хайдара — председатель комитета депутатов, избранных на севере Мали – в тот же день призвал к скорейшему международному военному вмешательству, которое «не должно опоздать». «Мы требуем: торопитесь! Они /исламисты/ имеют все средства для того, чтобы привлечь население на свою сторону – с помощью страха, убеждения, силой или с помощью денег», — заявил он в Париже.

7 октября посредник стран ЭКОВАС по урегулированию кризиса в Мали президент Буркина-Фасо Блэз Компаоре принял в Уагадугу делегацию НДОА. Напомним, что в конце сентября т.н. Переходный совет Азавада /временное правительство/ пригрозил, что туареги – сторонники независимости Азавада могут объединиться с «исламистскими и террористическими группами» в случае иностранного военного вмешательства на севере Мали, если до этого им не будет гарантировано выполнение ряда их требований. В Уагадугу нашли пристанище несколько представителей руководства НДОА, и в частности, лидер движения Билаль Аг Ашериф.

Компаоре встречался также с делегацией движения «Ансар ад-Дин». Подобная избирательность, как представляется, абсолютно оправданна, так как только заручившись поддержкой туарегов, пообещав им взамен что-либо, у стран ЭКОВАС появляются хоть какие то шансы добиться положительного результата в ходе предстоящей операции. В частности, предполагается содействовать объединению отрядов НДОА и «Ансар ад-Дин» с тем, чтобы затем противопоставить их АКМ и ДЕДЗА. При этом условием взаимодействия с туарегами является их отказ от сепаратизма и какого-либо взаимодействия с АКМ.

Однако посреднические усилия Компаоре могут оказаться тщетными в связи с действиями малийских военных. Как попытку их мести на военное поражение в начале года на севере Мали можно рассматривать инцидент, происшедший 21 октября, когда лица в малийской военной форме убили нескольких туарегов из числа мирного населения в районе Диабали /центральная часть Мали/. Военные позднее признали ответственность за этот «инцидент с бандитами».

12 октября Совет Безопасности ООН единогласно одобрил предложенную Францией резолюцию, которая дала странам ЭКОВАС 45 суток для уточнения их планов военной операции на севере Мали. Он также предложил Бамако и повстанцам-туарегам из НДОА «вступить в процесс эффективных переговоров с тем, чтобы достичь жизнеспособного политического решения, уважающего суверенитет, единство и территориальную целостность Мали». Через 45 дней, т.е 27 ноября, страны ЭКОВАС должны представить в СБ ООН концепцию будущей операции, состав привлекаемых сил и средств, а также оценочные данные о возможной стоимости операции. Резолюция СБ ООН предложила странам-членам ООН, а также Евросоюзу заняться подготовкой и оснащением малийской армии. В частности, Евросоюз планирует направить в Мали 150 военных инструкторов.

Ожидается, что СБ ООН примет окончательное решение о применении силы на севере Мали в конце 2012 г. В любом случае, согласно оценкам, военная операция там возможна не ранее, чем через год.

13 октября захватившая север Мали исламистская «тройка» в совместном коммюнике предъявила Бамако ультиматум, потребовав от него «немедленно выдать» тех военных, которые в сентябре расстреляли группу активистов исламистской секты «Джамаат ад-Даава». В случае отказа Бамако выполнить это требование исламисты угрожали терактами.

Со своей стороны в тот же день Движение за единство и джихад в Западной Африке /ДЕДЗА/ пригрозило расправиться не только с французским заложниками, удерживаемыми этой группировкой, но и с президентом Франции Франсуа Олландом в случае реализации планов военной операции на севере Мали. Несмотря на эти угрозы, Олланд в тот же день пообещал сделать все возможное для освобождения заложников.

20 октября новый главарь АКМ в регионе Сахеля и Сахары алжирец Яхья Абу эль-Хаммам в интервью одному из информационных агентств Мавритании заявил, что любая международная военная операция на севере Мали автоматически повлечет за собой уничтожение заложников, удерживаемых исламистами. По состоянию на 20 октября АКМ удерживала в заложниках 9 европейцев, в том числе 6 французов.

А.эль-Хаммам рассказал о том, какая разница между тремя исламистскими организациями, удерживающими север Мали. По его словам, если «Ансар ад-Дин» ограничивает свою активность территорией Азавада /север Мали/, АКМ ведет «международный джихад». Что касается ДЕДЗА, формально вышедшего из АКМ, то, согласно А.эль-Хаммаму, «мы взаимодействуем с ним и находимся в постоянном контакте».

21 октября появились очередные сигналы того, что медлить с проведением операции на севере Мали нельзя. Из региона поступили сообщения о прибытии туда «сотен» джихадистов из Судана и «Западной Сахары» /т.е. из лагерей Фронта ПОЛИСАРИО/. Понятно, что этот процесс будет продолжаться, а значит, чем дольше страны ЭКОВАС будут тянуть с развертыванием контингента MICEMA, тем меньше у него будет шансов на успех.

62.83MB | MySQL:102 | 0,517sec