События в Египте характеризуют собой кульминацию политической борьбы в стране. А вернее – заключительную фазу преодоления внутреннего организационного хаоса, который поразил страну после т.н. «революции». Этот период закончится не скоро, и страна еще пройдет через напряженный этап стихийных демонстраций, столкновений и парламентских баталий.
Основная ошибка президента Мохаммеда Мурси (и руководства «Братьев-мусульман»), который решил волевым порядком расширить свои полномочия, заключается в том, что он выбрал неправильный алгоритм достижения своей цели. Такая уверенность в своих силах объясняется эйфорией «братьев» от прошедших итогах голосования на парламентских выборах, где исламисты консолидировано набрали более двух третьих голосов. Мурси своим указом серьезно возбудил судейский корпус. Это первая и очень интересная особенность диктаторских режимов на Востоке – независимая сильная судейская власть. В Пакистане такое противостояние (не без участия Вашингтона) закончилось отставкой президента Первеза Мушаррафа, что ознаменовало собой дистанцирование военных от верховной политической власти. Что абсолютно, как показало время, не изменило степени их влияния на развитие обстановки как внутри страны, так и в соседнем Афганистане.
В Египте такой вариант маловероятен по причине остающегося практически на том же уровне, что и до выборов, уровне массовой народной поддержки исламистов («Братьев-мусульман» и салафитов). И столкновения в городах, и попытки штурма штаб-квартир «Братьев-мусульман» не должны вводить в заблуждение. Исламисты сознательно на данном этапе не собирают митинги своих сторонников для того, чтобы не обострять ситуацию еще больше. Отсюда иллюзия того, что противников Мурси абсолютное большинство.
Скорее всего, компромисс будет найден путем проведения общенародного референдума, на котором победит Мурси. Или, вернее, движения «Братьев-мусульман» в целом, поскольку личность того или иного их представителя в данном случае имеет второстепенное значение. Обнародование Конституционной декларации о расширении президентских полномочий нельзя назвать политической авантюрой со стороны Мурси, поскольку это решение было принято им не единолично, а явилось просчитанным шагом всего движения. Даже если нынешний кризис закончится его отставкой, то это не изменит расклад сил в стране. «Пробный шар» запущен в тот момент, когда Египет реально нуждается в жесткой вертикали исполнительной власти. На это существует спрос как среди простого населения, так и среди крупных бизнес-кругов, которым необходима стабильность. Реакция оппозиции при этом просчитывалась, как и реакция судей. Вчерашние переговоры представителей судейского корпуса с Мурси это хорошо иллюстрируют, поскольку формат встречи подразумевал, что она проводилась в большей степени для проформы.
Позиция египетской армии и полиции в данном случае строго нейтральная, поскольку военное командование не собирается два раза «наступать на одни и те же грабли». То, что армия в целом не готова к «алжирскому варианту» стало ясно тогда, когда она никак не отреагировала на игнорирование своего требования о роспуске парламента вскоре после президентских выборов. Крайне сомнительно, что позиция армейского командования кардинально поменялась с той поры.
В сложившейся ситуации ясно, что «палестинский проект» на фоне внутренних катаклизмов временно отходит на «второй план». Это конечно не приветствуется в секторе Газа, но там существует твердая уверенность в том, что политика Каира по созданию альянса с ХАМАСом в Секторе имеет долгосрочный характер. Собственно поздравления «с победой» в последнем конфликте с израильтянами от египетского руководства красноречиво об этом говорит. Сейчас основная задача хамасистов из Сектора заключается в получении дополнительной гуманитарной помощи и укрепления своих позиций внутри движения. Особенно на фоне возросшей активности уже почти «списанного» бывшего лидера ХАМАСа Х.Машаля, который использовал последний конфликт с израильтянами для попытки поднятия своего рейтинга. Это, кстати, беспокоит и израильские спецслужбы, которые активизировали мониторинг его активности. Глава египетской разведки Р.Шедат при этом сейчас проводит переговоры со своим израильским коллегой Т.Пардо о технической стороне осуществления достигнутого перемирия между ХАМАСом и Израилем, что свидетельствует о том, что Каир не оставляет своего стремления возвратить себе позиции основного регионального посредника.