Россия уступает алжирский рынок вооружений иностранным конкурентам

Иностранные конкуренты продолжают выдавливать Россию с алжирского оружейного рынка, пользуясь её просчетами и пуская в ход методы «подковерной дипломатии». Для того, чтобы это понять, достаточно проанализировать динамику соответствующих контрактов в АНДР за последние годы.

Особенно заметные неудачи у России в Алжире наблюдаются в сфере ВТС по ВМФ. За тендеры с ней борются считающиеся, согласно алжирским источникам, фаворитами DCNS (Франция), BAE Systems (Великобритания) и особенно Fincantieri (Италия) и  ThyssenKrupp Marine Systems или TKMS (Германия).

Так, 25 мая 2012 г. алжирская газета El Watan сообщила о подписании между Алжиром и China Shipbuilding Trading Company договора на строительство трех легких фрегатов водоизмещением по 2800 тонн. Общая сумма соглашения не раскрывалась, однако она составляла не менее 1.5 млрд долларов. Это стало дальнейшим продолжением начатого сотрудничества между двумя странами в сфере ВТС. Алжирскую сторону отнюдь не останавливает тот факт, что по качеству китайская военная техника еще совсем недавно заметно уступала как западным, так и российским аналогам.

Еще раньше, в апреле 2012 г., стало известно о том, что немецкая компания ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS) одержала победу в тендере на поставку Алжиру фрегатов, обыграв не только Италию, Францию и Великобританию, но и Россию.

Общая сумма контракта – 2,2 млрд евро. Примечательно, что в этом случае Алжир фактически заплатил за один фрегат более миллиарда долларов, что вдвое превышает его стандартную общемировую цену. По условиям соглашения TKMS поставит АНДР два корабля типа Meko A200N с восемью противокорабельными ракетами шведского производства Saab Bofors Dynamics (RBS-15 Mk3), южноафриканскими комплексами ПВО Umkhonto и вертолетами Denel (снабженными ракетами воздух-земля Mokopa) и шестью вертолетами Super Lynx итальянской AgustaWestland.

Рим постепенно усиливает свои позиции на алжирском рынке. Этот контракт стал для Италии новым прорывом на алжирском оружейном рынке после того, как в марте 2009 г. она выиграла тендер на поставку шести фрегатов на сумму в 4 млрд евро.

Тем не менее, наилучшие перспективы по контрактам, связанным с ВМФ, для Алжира открывает именно сближение с Германией, поскольку речь идет не о разовой сделке: в договоре на поставку фрегатов значатся статьи о подготовке алжирских офицеров и поставке электронного оборудования для пограничных отрядов. А еще раньше, в июле 2011 года Алжир заключил с ФРГ десятилетнее соглашение на 10 млрд евро.

Важную роль в заключении этих контрактов сыграл управляющий директор одной из дочерних компаний TKMS Джонатан Камерман, бывший контр-адмирал ВМФ ЮАР, благодаря которому эта компания продала южноафриканским вооруженным силам несколько фрегатов Meko-200 в 1999-2006 гг. После своей отставки в 2006 г. Камерман отвечал за работу агентской сети компании за пределами Евросоюза.

Удачный исход переговоров для германской компании был обусловлен его гибким подходом к участию в тендере. И во многом победа TKMS была обеспечена за счет умелого использования таких рычагов как личные контакты военнослужащих вооруженных сил ГДР в среде алжирского руководства, благодаря которым Камерман вышел на людей, близких к родному брату действующего президента АНДР Саиду Бутефлике и смог предложить более выгодные по сравнению с иностранными конкурентами условия.

Однако иностранные конкуренты России ведут наступление и по другим направлениям ВТС. Показательно, что в 2012 г., когда алжирское руководство задумалось о модернизации системы обеспечения радиолокационного наблюдения страны, французские источники назвали главными фаворитами в этой сфере Китай и США. По их данным, именно производителям из этих стран отдавал свое предпочтение Саид Бутефлика, родной брат действующего президента АНДР, принимающий активное участие в деловых вопросах.

Тем не менее, французский президент Франсуа Олланд в ходе своего визита в Алжир, намеченного на начало декабря, попытается добиться от местного руководства подписания крупных контрактов в оборонной сфере. Например, французская Thales, по данным алжирских источников, считается главным претендентом на поставку лазерного и электронного оборудования.

Тревожная ситуация для России как поставщика вооружений на алжирский рынок складывается и в авиационной сфере. После 2008 г. Алжир заключил ряд контрактов по ВТС с США, которые касались не только поставки двух фрегатов, но и 30 транспортных вертолетов Chinook. Общая стоимость контракта составляла 3 млрд долларов.

В 2011 г. АНДР разорвал эти соглашения. По данным алжирских источников, руководство АНДР желало получить не экспортные варианты военной техники с заниженными характеристиками, а обычные стандартные экземпляры, применяемые в американских вооруженных силах, в чем им было отказано.

Для России, пока еще поставляющей в эту страну свою вертолетную технику, это не имело принципиального значения, поскольку после этого Алжир заинтересовался транспортными вертолетами EH-101 англо-итальянской компании Finemeccanica.

К тому же, по данным алжирских источников, Алжир не отказался от заключенного незадолго до этого соглашения с американской стороной относительно поставки в АНДР боевых вертолетов АН-64 «Апач» в рамках общего перевооружения вертолетных подразделений. В результате США отчасти потеснили в этой сфере Россию, поставляющую Алжиру свои Ми-28. Кроме того, Вашингтон планирует, как минимум, удержать за собой уже контролируемую ими часть  сегмента военно-транспортных самолетов за счет модернизации Hercules C-130 или поставки новых машин, а также расширить свое присутствие на алжирском рынке за счет увеличения поставок ударных вертолетов АН-64 «Апач».

До сих пор безусловным фаворитом относительно поставок боевых самолетов Алжиру считалась Россия, но в результате последних событий она может лишиться своего прежде фактически монопольного положения в этой сфере.

Например, продолжению сотрудничества может помешать раздуваемый не без участия Парижа, весенний скандал 2012 г. относительно «обнаружения» в авионике поставляемых Су-30МКА израильских компонентов компании Elbit, уже не первый год сотрудничающей с российским авиационным производителем «Иркут».

Острота во многом искусственно раздуваемой проблемы во многом обусловлена непростыми отношениями между Алжиром и Израилем. Впрочем, это может послужить лишь дополнительным поводом к возможному дальнейшему отдалению АНДР от России в сфере ВТС. Во всяком случае, по данным алжирских источников, руководство АНДР назначило проведение общего аудита всех образцов российского оружия, поставленных согласно последним договоренностям.

Следует особо заметить, что источники во французских силовых структурах с высокой долей вероятности прогнозируют контракту по Су-30МКА судьбу предыдущего контракта 2007-08 гг., когда АНДР вернул Москве контрафактные истребители МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ. В таком сценарии максимально заинтересована французская компания Dassault Aviation, которая уже не первый год пытается закрепиться на алжирском рынке. Главным препятствием на этом пути она видит в сохранении Россией лидерских позиций по поставкам АНДР авиационной техники.

В 2006 году алжирские летчики проверили испытания истребителей Rafale на французской военно-воздушной базе в Истр, но дальше этого сотрудничество заметно не продвинулось, несмотря на все усилия французских лоббистов, включая бизнесмена алжирского происхождения Александра Джухри, давнего друга Ларби Бельхейра, бывшего главы кабинета президента Абдельазиза Бутефлики. Напротив, руководство Алжира с тех пор даже сократило своё и без того довольно незначительное по меркам (относительно России) сотрудничество с Dassault.

Между тем, в неудачах этой компании немалую роль играет «историческая память» и франкофобия действующего алжирского руководства, старшие представители которого в той или иной роли успели поучаствовать в Войне за независимость 1954-62 гг.

Однако у России на алжирском рынке боевой авиации могут появиться и другие конкуренты. Так, еще в конце 2009 года алжирские пилоты начали испытания истребителей Gripen в Швеции. После этого, в апреле 2010 г., Алжир начал переговоры с их производителем Saab относительно поставки истребителей JAS 39NG Gripen для замены части устаревших МиГ-29.

Важно отметить, что Saab уже фактически одной ногой находится в Алжире, поставляя противокорабельные ракеты RBS-15 для фрегатов Meko-200. Однако стороны так и не договорились по стоимости. Именно этот показатель является до сих пор основным конкурентным преимуществом российских производителей. Французские источники считают шведских конкурентов одними из главных фаворитов на вытеснение России с алжирского авиарынка.

Как бы там ни было, возникновение нового осложнения достаточно показательно. Это произошло почти синхронно с оглашением в конце мая 2012 г. в Мосгорсуде приговоров руководителям трех компаний, поставлявших бывшие в употреблении или контрафактные запчасти для 36 истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБТ в рамках скандально известного «алжирского контракта» 2007 г.

Интересно, что дельцы «от оборонки», которых суд назвал виновными в поставках контрафакта, получили очень мягкие приговоры: они отделались главным образом условными сроками и штрафами всего в несколько сотен тысяч рублей. Подобное «наказание» было явно несоразмерно совершенному преступлению и вызвало в среде алжирской военной элиты пересуды о том, что мошенническую сделку прикрывали в России более высокие покровители.

Как известно, отсутствие должного наказания за совершенные проступки никак не может исправить создавшегося положения и создает почву для новых злоупотреблений. Не случайно, что среди алжирских военных распространяются сведения о будто бы некачественном исполнении контракта на поставку танков Т-90С. Пока, согласно источникам из АНДР, они пытаются загладить конфликт, не предавая его широкой огласке, но как показывает ситуация с крайне неудачным для России контрактом по МиГ-29 в 2007 г., гарантий, что он не станет достоянием широкой общественности со всеми вытекающими последствиями, нет.

На первый взгляд, подобные скандалы не являлся уникальным и в мировой практике попытки продажи контрафакта уже случались. В том числе с тем же Китаем, которому Алжир ранее вернул партию противокорабельных ракет. Однако для России, до сих пор пользующейся в Алжире ресурсом влияния советской эпохи, подобное поведение попросту недопустимо.

Однако алжирское руководство уже давно не устраивала чрезмерная и на определенном этапе фактически тотальная зависимость от одного поставщика, некачественное исполнение контрактов со стороны которого подрывает обороноспособность Алжира. Не случайно, что еще в 2006-2007 годах алжирская сторона стала интересоваться возможностью покупки авиационных двигателей не у России. Речь шла относительно приобретения крупной партии двигателей РД-33 усовершенствованной третьей серии, которые военные из АНДР рассчитывали поставить на купленные в 1999-2001 годах в Белоруссии и на Украине 27 МиГ-29 и МиГ-29УБ, уже выведенных из состава ВВС этих стран.

Ни для кого не секрет, что в последние годы контроль за выпускаемой отечественным ВПК продукцией упал. Но, как известно, уровень ВТС с зарубежными партнерами подразумевает более внимательное отношение к качеству заказа. Вопрос состоит в том, на что надеялись российские агенты, поставляя некачественную продукцию, учитывая то, с каким вниманием относятся алжирские военные к качеству закупаемой военной техники?

Одно из объяснений – попытка действовать «на авось» и расчет, что в общем потоке контрафакт могут и не заметить, а если заметят, то промолчат, не желая ссориться с представителями монопольного поставщика оружия Алжиру.

Примечательно, что многие российские СМИ пытались усмотреть в недобросовестном исполнении контракта со стороны России происки иностранных конкурентов и «нечестную игру» со стороны алжирского руководства. Но важно отметить, что некоторое время после того, как контрафакт был обнаружен, руководство АНДР не оглашало скандал. С момента его обнаружения (май 2007 г.) до обнародования в СМИ сути дела (март 2008 г.) прошел почти год. За это время российская сторона предлагала Алжиру варианты его устранения, включая замену деталей и самолетов.

Однако конфликт выплеснулся наружу. Нельзя исключать, что его использовали различные конкурирующие фракции алжирских военных для лоббирования интересов других иностранных поставщиков.

В определенном смысле раздувание конфликта могло быть удобно для того, чтобы нанести удар по набиравшему все большее влияние президенту Абдельазизу Бутефлике. Его ставленником называли начальника Генерального штаба алжирских вооруженных сил генерала Ахмеда Салаха Гаида, который после смерти корпусного генерала Мохаммеда Ламари занимал лидирующие позиции в «русской» фракции и выступал противником пересмотра ВТС с Россией. Впрочем, аппаратное и внутриэлитное противостояние в полной мере не может объяснить произошедшего, поскольку генерал Гаид фактически контролировал лишь поставки техники для сухопутных войск, чего нельзя было в полной мере сказать относительно ВВС.

Решающую роль в исходе дела сыграла позиция генерала Мохаммеда Медьена, к тому времени уже являвшегося начальником Общей службы разведки Алжира (DRS), который заметно возвысился за год до этого и позиции которого заметно окрепли после смерти главной фигуры «русофильского крыла» корпусного генерала Мохаммеда Ламари. На тот момент Медьен, которого причисляли к условному «кабильскому клану», фактически контролировал ВВС страны через высокопоставленных офицеров-кабилов.

В ряде СМИ появились утверждения, что сделку мог сорвать именно он, преследуя якобы имеющиеся у него бизнес-интересы с Францией, где он в течение продолжительного времени жил и работал. Впрочем, учитывая его былые связи с Москвой, включая учебу в школе КГБ СССР, в этой версии изначально можно было усомниться. Тем более, что как показала практика, алжирское руководство все же выбрало компромиссный вариант с заменой МиГов-29 на Су-30МКА, но не французские или какие-то другие иностранные истребители. Кроме того, после скандала Алжир заключил с РФ дополнительные соглашения по ВТС более чем на 2 млрд долларов, включая поставку к 28 уже заказанным Су-30МКА еще 16 таких машин.

Так что в этом смысле такое решение конфликта было самым лучшим для России вариантом. Если бы конечно, он не был бы обнародован. Последнее же могло иметь профилактическую цель для того, чтобы дать российским производителям соответствующий намек на недопущение повторения подобных случаев в будущем.

С другой стороны, по информации ряда алжирских источников, Медьен желал получить дополнительную «моральную» компенсацию за произошедшее, но «та» сторона поскупилась и не пожелала «унижаться» перед Алжиром и в результате ее имидж сильно пострадал.

Некоторые представители российской прессы посчитали такую реакцию чрезмерной, хотя алжирская сторона смягчила изначальное требование относительно возврата аванса в 250 млн долларов, хотя России маневрировать было очень трудно: от ее поведения во многом зависела судьба ранее подписанных контрактов на поставку АНДР оружия почти на 8 млрд долларов.

Более того: несмотря на произошедший скандал, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) выиграло в 2008 г. в Алжире крупный железнодорожный тендер у 28 претендентов. Некоторые из них, в отличие от РЖД, уже имели солидный опыт работы в этой сфере. Ввиду этого подобная победа выглядела несколько странно. Как бы там ни было, но последующий разрыв железнодорожного контракта с Россией выглядел весьма красноречиво, что в очередной раз вызвало обвинения в адрес Алжира в ведении нечестной игры. Хотя алжирские источники указывают, что это стало последствием невыполнения «особых условий, оговоренных еще в 2007 г.», подробности которых открыто не оглашались.

Таким образом, у России, которая все чаще проигрывает тендеры, есть все основания для беспокойства. В любом случае, произошедшее тогда до сих пор сильно отравляет двусторонние отношения и непосредственно влияет на дальнейшее сотрудничество между двумя странами по ВТС. Несмотря на мировой финансовый кризис и снижение добычи углеводородов в самом Алжире, что дает стране основной источник доходов, её руководство не намерено в обозримой перспективе отказываться от закупок современной боевой техники. Заметное осложнение ситуации с безопасностью ввиду нестабильного положения в соседних Ливии и Мали, а также нерешенный спор с Марокко вынуждают алжирское руководство по-прежнему тратить на вооружения серьезные по региональным меркам ресурсы. И сокращение масштабов сотрудничества по ВТС с АНДР автоматически означает потерю миллиардов долларов из-за нереализованных контрактов.

И вина за этот провал ложится на Москву, допускающую непростительные провалы при ведении дел со столь важными партнерами, каким является Алжир. С момента скандала 2007-08 гг. она не сделала необходимых уроков из случившегося и поэтому рискует в значительной степени утратить свое прежде привилегированное положение на алжирском оружейном рынке. Рецидивы в этой сфере только подкрепляют возникшую у алжирской элиты уверенность относительно диверсификации ВТС с Россией за счет развития отношений с другими странами.

Целый ряд иностранных компаний воспользовались этим промахом России, чтобы закрепить там своё влияние. Пока Алжир еще остается вторым по объемам импортером российского оружия после Венесуэлы, но снижение сотрудничества по ВТС при такой динамике остается лишь делом времени. Впрочем, даже при самом наихудшем сценарии Россия сможет сохранить за собой по крайней мере часть алжирского оружейного рынка ввиду традиционной подозрительности руководства АНДР к Западу, которая после операции в Ливии 2011 г. только усилилась.

52.3MB | MySQL:103 | 0,603sec