Египет: новая конституция — новая архитектура власти

Египетский президент Мохаммед Мурси объявил о проведении 15 декабря с.г. референдума о принятии новой конституции страны. Такой шаг, по оценке ряда экспертов, означает очень большую уверенность нынешнего руководства «Братьев-мусульман»  в положительном для себя исходе голосования. Даже несмотря на то, что судейский корпус страны принял решение бойкотировать референдум, фактически отказавшись участвовать в процедуре контроля за его проведением.

Таким образом, эта дата — 15 декабря с.г. должна стать важнейшей вехой  развития страны на среднесрочную перспективу. Позиция судейского корпуса в данном случае является очень весомым индикатором того, что победа сторонников Мурси на предстоящем волеизъявлении фактически предопределена. В этой ситуации  отказ от участия в процедуре референдума дает основание судейскому корпусу «подвесить» легитимность его итогов, что в условиях преимущества сторонников «братьев» является единственно верной тактикой. Победа же концепции Мурси и его сторонников означает, что «братьям» удалось минимизировать влияние последнего конкурирующего центра власти – судейского. До этого была фактически уничтожена политическая роль египетских военных, которые со времен Насера играли основную роль во внешней и внутренней политике. И единство в данном вопросе между «Братьями-мусульманами» и салафитами свидетельствует и о временном тактическом альянсе  Эр-Рияда и Дохи. Их объединяет общая задача сохранения власти «несветского крыла» политического истеблишмента Египта. Эта общая стратегия смены диктаторских режимов в арабских странах на исламистские особенно типична для стратегии Дохи, которая пытается активно играть именно на поддержке исламистских групп, близких по идеологии к «братьям»,   причем независимо от характера правящего режима. Например, в том же Кувейте власти страны четко указывают на Доху, как на основного спонсора исламистской оппозиции.

Принятие Конституционной декларации, которая давала М.Мурси как президенту неограниченные полномочия  по игнорированию любых вердиктов судебной власти, собственно и была принята именно для того, чтобы легализовать итоги конституционного референдума независимо от мнения корпуса судей. И это будет сделано, что создаст новую архитектуру власти в стране. Она будет подразумевать сильную исполнительную и законодательную власть с  ослаблением влияния военных и судейского корпуса.

Рискнем предположить, что большинство населения страны поддержит новую конституцию, поскольку такая архитектура определяет «ясные условия игры» для бизнес-сообщества и создает условия для инвестиций, в которых необходимость у египетского руководства крайняя. Отсюда стремление к частичной узурпации власти, в том числе и для создания благоприятного инвестиционного климата.

Очень важным моментом   новой конституции страны является запрет представителям «старой гвардии» занимать руководящие посты в госаппарате. Зная реалии Востока, это означает фактическое отсечение старой экономической элиты от механизмов получения преференций в экономике. Или, как минимум, понижение их статуса. Соответственно, возникает новый «социальный лифт» для новой экономической страты. Таким образом, реализуется одно из основных требований т.н. «революции».

Совершенно очевидно, что в случае победы одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности администрации Мурси станет вопрос ближневосточного урегулирования.  Это несомненно добавит  проблем Израилб, поскольку Каир безусловно поддержит новый палестинский статус  в ООН в качестве страны-наблюдателя. Еще одним козырем станет ХАМАС с фактической инкорпорацией движения в общее течение «Братьев-мусульман». При этом уже сейчас Каир ведет переговоры с «Исламским Джихадом» с целью вывести его из-под иранского влияния, что с большей долей вероятности сможет сделать.

Очень настороженно в этой связи Каир наблюдает и за «открытием» «замороженной» горячей линии между Моссад и МИТ, в центре которой стоит обсуждение именно «проблемы ХАМАСа». Египетское руководство очень ревниво наблюдает за деятельностью Анкары на этом направлении, и «пальму первенства» отдавать не хочет.

Если же проект  конституции в результате референдума будет отклонен, то Египет ждет  нестабильность, что невыгодно в стратегическом плане ни одному из крупных международных игроков. Но такой сценарий, по нашей оценке, маловероятен. В случае же его наступления, Мурси будет управлять Египтом на основе собственноручного конституционного указа с узурпацией своих президентских полномочий. Это, безусловно, является для Египта плохим вариантом, поскольку при нем сильно страдает международная легитимность. Это позволит оппозиции постоянно иметь очень сильный козырь, что будет сильно осложнять деятельность  Мурси на посту президента АРЕ.

52.22MB | MySQL:103 | 0,476sec