Парламентские выборы в Кувейте

1 декабря 2012 г. состоялись выборы в Национальный совет (Маджлис аль-умма) Кувейта. Этот представительный орган власти в последние годы был несколько раз распущен из-за кризисов в отношениях между ним и правительством. Ни один состав парламента, избранный с 2006 г., когда к власти пришел нынешний эмир – Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах, не проработал полный срок. Последние парламентские выборы стали уже пятыми по счету за время правления нынешнего главы государства.

На выборах, прошедших в феврале 2012 г., оппозиция одержала победу. Подавляющее большинство мест в Национальном совете получили сторонники политических перемен. Спикером парламента был избран Ахмед ас-Саадун  – оппозиционный деятель с большим стажем пребывания в составе парламентской оппозиции, известный своей принципиальностью и отказом идти на компромиссы с властью. Он был главой блока «Народное действие», борющееся за осуществление демократических реформ в стране.

Парламент продолжил деятельность предыдущих его составов, выражавшую себя в жестком контроле действий правительства и борьбе с коррупцией высших государственных чиновников.  Возник конфликт между парламентом и правительством, которое обратилось в Конституционный суд. Кувейтский Конституционный суд в конце июня 2012 г. провел свое заседание, в ходе которого он признал недействительными итоги состоявшихся 2 февраля 2012 г. выборов из-за ошибок, допущенных в процессе их проведения, и вынес решение, предусматривающее роспуск парламента и возвращение к составу не столь оппозиционного парламента 2009 г.

По мере развития кризиса оппозиция стала предпринимать более решительные действия. Ее парламентские сторонники призвали граждан страны провести демонстрацию протеста перед зданием парламента в поддержку требования об отмене «незаконного» решения Конституционного суда. Оппозиция аргументировала свою позицию тем, что, по ее заявлению, Конституционный суд превысил свои полномочия и присвоил себе право выносить решения, которые, в соответствии с конституцией, относятся к полномочиям главы государства.

31 июля 2012 г. парламент  созыва 2009 г. должен был собраться на очередную сессию, а правительство – принести присягу перед вновь избранными «представителями нации». Однако этого не произошло. Большинство депутатов парламента 2009 г. не явились на заседание. Молодежные организации и бывшие депутаты от оппозиции выступили против возвращения парламента 2009 г. и потребовали проведения новых выборов. Как один из аргументов против возвращения этого состава парламента, оппозиция акцентировала внимание общества на выдвигавшихся в адрес его депутатов обвинениях во взяточничестве. Эмир оказался вынужден распустить недееспособный состав парламента 2009 г., что и предопределило принятие решения о проведении новых выборов.

В процессе их подготовки эмир принял решение об изменении избирательных округов. С точки зрения оппозиционных лидеров, глава государства пошел на этот шаг с тем, чтобы результатом будущей избирательной кампании не стала бы победа оппозиции, как это произошло в феврале 2012 г. Тем не менее, решение эмира было претворено в жизнь.

Подготовленный правительством проект нового закона изменил существовавшую ранее систему избирательных округов таким образом, чтобы каждый гражданин Кувейта смог отдать свой голос только за одного кандидата, хотя в соответствии с законом о выборах 2006 г. каждый избиратель мог поддержать четырех кандидатов. По мнению власти, процесс голосования нуждался в совершенствовании, что и привело к процедуре внесения изменений в закон. Оппозиция выступила против этого решения и организовала акции протеста, Эмир выступил с речью, в которой пообещал, что поправки будут отменены, если конституционный суд признает их незаконными, или, если будущим парламент не утвердит их

Предвыборная борьба проходила очень остро: были попытки снять кандидатуры отдельных представителей оппозиции. Для того, чтобы не было нареканий в отношении власти о ее предвзятом отношении к представителям оппозиции была создана Национальная комиссия по выборам. Практика создания такой комиссии стала новым явлением для кувейтской политической жизни.

Несмотря на бойкот оппозиции, выборы в Кувейте состоялись. В результате парламент был обновлен более, чем наполовину (30 новых депутатов из определяемого конституцией общего числа членов Национального совета, составляющего 50 чел.). Наибольшее число мандатов получила шиитская группировка – 17 мест в парламенте, что составило около 34% от общего числа депутатов. Такое широкое представительство шиитов в кувейтском парламенте было отмечено впервые. Так, в парламенте, избранном в 2009 г. их насчитывалось 9 человек, а в парламенте, избранном в феврале 2012 г – 7.

Шиитская фракция в двух указанных созывах парламента занимала проправительственные позиции. Победа кандидатов-шиитов стала результатом неучастия в выборах представителей оппозиции, представленной суннитскими организациями, либералами, демократами и некоторыми лидерами племен, солидаризировавшимися с оппозицией в вопросе борьбы с коррупцией. Поэтому победу одержали только четыре кандидата от суннитских организаций (в парламенте, избранном в феврале нынешнего года их было 23). Такие общественно-политические организации, как «Демократическая трибуна», «Народное действие», Исламское конституционное движение («Братья-мусульмане») не получили представительства в новом составе парламента. Представители трех крупнейших племен Кувейта – авазим, мутайяр и аджман, численность которых достигает 400 тыс. человек, смогли провести в парламент только одного депутата в силу позиции солидарности с оппозицией, бойкотировавшей прошедшие выборы.

В парламент вновь вернулись женщины-депутаты. Их число невелико. Они получили всего 3 депутатских мандата. В парламенте 2009 г. их было 4, но в парламенте февраля 2012 г. они не были представлены.

Оппозиция признала прошедшие выборы недействительными, так как, по заявлению ее лидеров, «они не отражают волю большинства кувейтского народа». По данным оппозиции, в выборах приняли участие 26,7 % от общего числа избирателей. Однако министерство внутренних дел опубликовала данные, в соответствии с которыми в выборах участвовали 38,8 % граждан страны, внесенных в  избирательные списки. Заявление министерства утверждало, что эти данные были подтверждены международными наблюдателями.

Эмир страны поблагодарил членов избирательной комиссии за проделанную работу и успешно проведенные выборы. Он также поздравил тех кандидатов, которые одержали в ходе выборов победу и стали депутатами парламента. Представители власти надеются, что прошедшие выборы откроют новую страницу в развитии Кувейта, которое будет осуществляться на основе тесного сотрудничества между законодательной и исполнительной ветвями власти. Правительство должно подать в отставку и оно будет сформировано до открытия первой сессии вновь избранного парламента.

Однако представители оппозиции полны решимости продолжить борьбу, заставив власть признать прошедшие выборы недействительными. Они заявили о том, что будут использовать любые мирные способы борьбы, которые предусмотрены конституцией, такие, как митинги, шествия, публичные обсуждения, для того, чтобы избранный парламент был распущен.

В кувейтском обществе не достигнуто единства мнений относительно будущего развития страны. Представители традиционных слоев являются сторонниками сохранения сильной власти эмира и правящей семьи, что, с их точки зрения, гарантирует поддержание закона и стабильности. Новые слои, к которым относится образованная молодежь, предприниматели, интеллектуальная часть общества, поддерживают требования парламентской оппозиции о проведении ускоренных реформ в политической сфере и превращении Кувейта в подлинную конституционную монархию.

Несмотря на то, что в Кувейте, под влиянием «арабской весны»  проходили массовые народные выступления, никто из их участников не требовал смены режима.  Кувейт подтвердил легитимность своей политической системы.  Однако, соотношение сил между различными ветвями власти меняется, что может стать фактором нестабильности внутриполитической ситуации на ближайшую перспективу.

52.23MB | MySQL:103 | 0,543sec