Судан: проблемы дарфурского урегулирования

Суданское правительство на следующей неделе планирует возобновить переговоры с повстанческой группировкой Движение за справедливость и равенство (ДСР) в Дохе о присоединении последней к всеобщему мирному процессу. Об этом заявил министр суданского правительства Амин Хасан Омер. Делегация повстанцев прибудет в Доху в начале следующей недели. Предполагается, что ДСР должно инкорпорироваться в мирный процесс между Хартумом и группировкой Движение за справедливость и освобождение» (ДСО), который начался при посредничестве Катара  в 2011 году. По итогам консультаций предполагается  подписание политического и военного протокола между сторонами. При этом повстанцы уже выдвинули требования о предоставлении им дополнительных гарантий их представительства в исполнительной ветви власти Дарфура.  По оценке экспертов, такие документы будут в конечном счете, после недолгого торга,  подписаны. Как предполагается, это будет сделано до начала спонсорской конференции по Дарфуру. Прорыв на переговорах необходим для подкрепления доводов суданского руководства о «весомости» в достижении стабильности в Дарфуре. Цена вопроса – 200 млн долларов на развитие Дарфура, которые должны стать бюджетом специального фонда по итогам этой конференции.

Отметим один нюанс, который несколько нивелирует широко распропагандированный уже сейчас прорыв на мирных переговорах. Боевиков в данном конкретном случае представляет образовавшаяся в результате раскола  ДСР группировка ДСР — Военный Совет (ДСР-ВС). Раскол произошел в сентябре прошлого года, когда ряд полевых командиров обвинили руководителя Джибриля Ибрагима, родного брата бессменного лидера группировки с момента ее основания, в «диктаторских методах». Общее брожение в ДСР началось вскоре после ухода отрядов Х.Ибрагима в Ливию для участия в боевых действиях на стороне  М.Каддафи и стало набирать обороты после гибели Х.Ибрагима в результате засады правительственных войск. Как представляется, это брожение было вызвано тем фактом, что весь «гонорар» за войну в Ливии братья Ибрагим присвоили себе. Одновременно доминирование Х.Ибрагима в племенном союзе загава сильно тревожило президента Чада И.Деби. В этой связи имеются все подозрения полагать, что утечка информации  о маршруте движения группы Ибрагима, в результате чего он и был убит, пришла в Хартум именно из Нджамены.   По крайней мере, в этом убежден Джибриль Ибрагим и его сторонники. И.Деби стоит и за созданием ДСР-ВС, он же стимулирует ее лидеров к переговорам с Хартумом.

При этом сторонники Дж.Ибрагима не признают вновь созданные структуры и подчеркивают свою приверженность Революционному фронту Судана (РФС), который по прежнему отказывается идти на диалог с суданским руководством.  Зоной боевых действий «непримиримых» из ДСР остается Северный Дарфур, что объективно оттягивает значительные силы  суданской армии  от Южного Кордофана и Голубого Нила. Таким образом, инкорпорация ДСР-ВС в рамки мирного процесса не приведет к полному разоружению полевых отрядов группировки, хотя, безусловно, ослабит ее потенциал.

Кроме того, остается проблема Абъея. Хартум всячески старается затянуть выход на конкретные договоренности по будущему статусу штата, увязывая их со вступлением в силу договора о безопасности (подразумевает отказ Южного Судана от поддержки вооруженных групп повстанцев в проблемных суданских штатах). Джуба настаивает на лимитированных сроках окончания консультаций. При этом южаносуданское руководство готово пойти на раздел Абъея по «племенному признаку», предлагая оставить за племенем миссерия сорок процентов территории штата. Представляется, что тема Абъея сейчас является основным «якорем» на пути нормализации двусторонних отношений. А это значит, что активность повстанцев в Дарфуре будет продолжаться.

На этом фоне   Москву с официальным визитом, почти синхронно, посетили правительственные делегации Южного Судана и Судана. Цели сторон в данном случае совпадают. И той, и другой стороне необходима поддержка в ООН их позиции по внутрисуданскому урегулированию и инвестиции. Беда только в том, что финансовое обеспечение оплаты услуг и товаров и у Джубы, и у Хартума фактически отсутствуют особенно в связи с тем, что транспортировка углеводородов из Южного Судана через единственный трубопровод в Порт-Судан до сих пор не возобновлена, несмотря на все подписанные соглашения по этому вопросу. Даже Пекин резко сократил свою активность в Судане, что особенно отразилось на численности китайцев на улицах Хартума. И в этих условиях какие-либо проекты малореализуемы, особенно в условиях продолжения экономических санкций против Хартума, и непредсказуемости поведения Джубы.

52.24MB | MySQL:103 | 0,517sec