Военно-политическая обстановка в Ираке (ноябрь 2012 года)

В ноябре 2012 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Элементы повышенной напряженности в сфере безопасности в минувшем месяце были связаны с очередной серией крупных терактов и обострением противостояния между центральным правительством Ирака и властями Региона Курдистан. Противоречия и борьба между ведущими иракскими политическими блоками продолжает оставаться характерной чертой политической жизни страны. В сфере внешней политики руководство Ирака по-прежнему уделяло самое пристальное внимание сирийскому конфликту, а также отношениям с другими соседними государствами.

В ноябре в Ираке напряженность в сфере безопасности вновь усилилась. В различных районах страны продолжали совершаться теракты, вооруженные нападения и другие насильственные акции. Подчеркнем, что по-прежнему теракты и вооруженные нападения совершались преимущественно в районах с преобладающим шиитским населением, а их жертвами становились главным образом выходцы из шиитской общины. Так, 14 ноября серия терактов произошла в семи городах: Багдаде, Киркуке, Эль-Хуррии, Баакубе, Балад Рузе, Мосуле и Хувейдже. Погибло не менее 20 человек, около 100 человек получили ранения. 27 ноября еще одна серия терактов была совершена одновременно в нескольких районах страны. Погибли 30 и получили ранения свыше 100 человек. Наиболее крупные теракты были совершены в Багдаде, Киркуке и Мосуле. Волна насилия произошла во время религиозных церемоний «Ашура» в память по особо почитаемому шиитами имаму Хусейну ибн Али, внуку пророка Мухаммеда.

По информации иракских правительственных органов, в ноябре число погибших (гражданских лиц, военнослужащих и полицейских) в результате терактов, вооруженных нападений и других видов насилия составило 166 человек (в октябре — 144 человека). Ранения получили 252 человека (в октябре – 264 человека). По данным независимых источников, в минувшем месяце число раненых составило 664 человека. Среди гражданского населения в ноябре погибли 101 и получили ранения 129 человек (в октябре, соответственно, 88 и 110 человек).

В ноябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, обстрелы, теракты и другие вооруженные насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эт-Таджи, Байджи, Туз-Хурмату, Балад, Хувейджа, Эль-Фаллуджа, Баашика, Эль-Хуррия, Эль-Махмудия, Балад Руз, Рамади, Эт-Тармия и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты и вооруженные нападения. Наиболее крупные теракты в столице произошли 14 и 27 ноября. В Эт-Таджи недалеко от столицы 6 ноября террорист-смертник взорвал себя в автомобиле у ворот военной базы. Среди погибших — 19 военнослужащих иракской армии.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке. Напряженная ситуация в этом городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами. Крупные теракты в городе произошли 14 и 27 ноября.

На юге Ирака в ноябре теракты и вооруженные нападения имели место в Кербеле, Хилле и некоторых других местах.

Во внутренних областях Региона Курдистан в минувшем месяце ситуация в основном сохранялась стабильной.

Напряженная обстановка сохраняется в приграничных с Турцией районах Иракского Курдистана. Так, 5-6 ноября подразделения вооруженных сил Турции провели спецоперацию на территории Северного Ирака против баз боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК). Перед началом наземного вторжения турецкие ВВС нанесли удары по позициям курдских боевиков. Эта была первая после длительного перерыва трансграничная операция турецкой армии. В ней командование задействовало два батальона спецназа, которые проникли на 5 км в глубь иракской территории. Действия спецназовцев поддерживала авиация, которая подвергла массированной бомбардировке базы сепаратистов в районе горного хребта Кандиль, где расположены основные лагеря РПК. Турецкие самолеты в минувшем месяце неоднократно (2, 18 и 29 ноября) наносили удары по базам и лагерям курдских сепаратистов на севере Ирака в районах Харкук, Зап, Метина, Хафтанин, Авашин и Чемчо.

Создание в июле с. г. по распоряжению премьер-министра Ирака Н. аль-Малики отдельного оперативного военно-полицейского командования «Тигр» вызвало новое обострение отношений между  Багдадом и  Эрбилем. В зону ответственности этого командования вошли провинции Ат-Таамим (г. Киркук), Дияла (г. Баакуба) и Салах-эд-Дин (г. Тикрит). Подчеркнем, что территория провинции Ат-Таамим полностью, а провинций Дияла и Салах-эд-Дин частично являются предметом спора между арабами и курдами. Кроме того, курды претендуют и на часть районов провинции Найнава (г. Мосул). В подчинении нового командования находятся дислоцированные в регионе три дивизии федеральной армии: 5-я механизированная, 1-я и 12-я пехотные. Главными задачами командования «Тигр» объявлены «быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации» в зоне ответственности и борьба с терроризмом.

Курдское руководство крайне негативно, болезненно отреагировало на создание нового командования, назвало действия Н. аль-Малики «антиконституционными» и «политически мотивированными». Отмечалось, что формирование «Тигра» было осуществлено без согласия иракского парламента. При этом в Эрбиле подчеркивают, что армия не должна участвовать в операциях по обеспечению внутренней безопасности. Создание командования «Тигр» не одобрил и президент Ирака Дж. Талабани (курд). Он считает, что данный шаг «не будет служить миру и безопасности в спорных районах». Талабани неоднократно просил Н. аль-Малики приостановить деятельность командования, но его призывы были проигнорированы. В знак протеста Талабани покинул Багдад и переехал в Сулейманию. Особое возмущение курдской стороны вызвал тот факт, что командующим новой структурой Н. аль-Малики назначил генерал-лейтенанта А. А. аз-Заяди, который в прошлом неоднократно участвовал в военных и разведывательных операциях против курдов. Со своей стороны, глава федерального правительства заявил, что иракская армия имеет право передвигаться по любой части территории страны. В Багдаде называют опасения курдов «преувеличенными», заявляя, что командование «Тигр» создано не против курдов, а для борьбы с терроризмом.

В ответ на действия Багдада курды 14 ноября объявили о создании собственного оперативного командования в районе Киркука, в состав которого вошли вооруженные формирования «пешмерга» (курдская армия) и местные курдские полицейские силы. Руководство «пешмерга» также заявило о намерении создать отдельные оперативные командования в провинциях Сулеймания и Дакук, входящих в состав Региона Курдистан. На курдских территориях была проведена мобилизация. Глава курдской автономии М. Барзани заявил 18 ноября о «полной готовности» курдов к защите своей территории «от любых агрессивных актов». В ответ Н. аль-Малики потребовал от курдских войск «не менять свои позиции или приближаться к армии».

Отметим, что действия багдадского правительства по укреплению своего военного присутствия на спорных территориях способствовали консолидации различных курдских политических сил, в том числе оппозиционных нынешнему руководству курдской автономии.

Словесные обвинения и угрозы вскоре перешли в конкретные действия. Арабы и курды начали переброску дополнительных военных сил в район Киркука и других спорных территорий. В частности, сообщалось о переброске танков и другой бронетехники. Дислоцированные здесь силы сторон были приведены в состояние полной боевой готовности. Вскоре в ряде мест произошли и вооруженные столкновения между подразделениями федеральной армии и курдскими формированиями, пролилась кровь.

Но все же в итоге Багдад и Эрбиль не стали доводить возникший конфликт до прямого масштабного вооруженного противостояния. Начались переговоры. Так, М. Барзани провел переговоры со спикером иракского парламента У. ан-Нуджайфи, но при этом он отказался от встречи с премьер-министром Н. аль-Малики. В конце ноября конфликтующим сторонам удалось частично снизить остроту напряженности на спорных территориях. Курдский лидер М. Барзани заявил, что иракские проблемы должны решаться не силой, а путем диалога.

27 ноября по итогам встречи военных руководителей Ирака и Региона Курдистан с участием американского генерала Р. Каслена было объявлено о соглашении, которое, в частности, предусматривало вывод всех войск, введенных в район Киркука, начиная с 16 ноября, а также принятие мер по предотвращению прямых вооруженных столкновений между федеральной армией и формированиями «пешмерга». Намечалось также активизировать работу созданного в 2009 году высшего координационного комитета и совместные действия по стабилизации обстановки на севере Ирака. Вместе с тем, основные положения соглашения остались на бумаге. Так, вывод войск не был начат, что не позволяет говорить о старте процесса урегулирования военных аспектов конфликта. Более того, его участники начали обвинять друг друга в нарушении условий соглашения. Н. аль-Малики 29 ноября отверг 11 из 14 пунктов плана мирного урегулирования конфликта, предложенного Эрбилем. Так, он категорически отказался расформировать командование «Тигр» и потребовал немедленного вывода сил «пешмерга» из провинций Найнава, Ат-Таамим, Салах-эд-Дин и Дияла. Говорить же о каком-то прогрессе в деле политического урегулирования проблемы спорных территорий и вовсе не приходится из-за диаметрально противоположных позиций Багдада и Эрбиля, сближение которых вряд ли возможно в обозримой перспективе. Таким образом, в глубокий кризис в отношениях между центральным правительством и курдской автономией сохраняется.

В заключение отметим, что ряд иракских и зарубежных экспертов считают, что Н. аль-Малики (шииту) выгодно периодически обострять противостояние с курдской автономией, чтобы повысить свой авторитет у арабов-суннитов, проживающих на спорных территориях, перед намеченными на 2013 год муниципальными, а на 2014 год – парламентскими выборами. Также подчеркнем, что напряженность, возникшая между Багдадом и Эрбилем по вопросам принадлежности спорных территорий, прервала начавшийся было процесс урегулирования отношений между федеральными властями и курдской автономией.

Напряженная обстановка сохраняется на иракско-сирийской границе. С территории Ирака в Сирию не прекращается нелегальный переход боевиков, переправляется оружие для сирийской оппозиции, ведущей вооруженную борьбу против режима президента САР Б. Асада.

Продолжается переход на территорию Ирака сирийских беженцев. Иракские власти планируют открыть для них дополнительный лагерь в районе пограничного города Эль-Каим. По состоянию на 25 ноября на иракской территории находилось около 30 тыс. сирийских беженцев. Большая часть из них размещалась в лагере в районе Дакук в курдской автономии.

В прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих, сотрудников полиции и органов безопасности, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва». Жертвами вооруженного насилия часто становятся дети. Террористическим атакам подвергаются мечети, прежде всего, шиитские. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, причем зачастую они хорошо вооружены.

По состоянию на 1 декабря 2012 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

По официальной информации министерств обороны и внутренних дел Ирака, в ноябре 2012 года потери военнослужащих и полицейских при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 65 человек, в том числе 30 военнослужащих и 35 полицейских (в октябре – 56 человек, в том числе 25 военнослужащих и 31 полицейский). Кроме того, ранения получили 123 человека, в том числе 55 военнослужащих и 68 полицейских (в октябре – 154 человека, в том числе 62 военнослужащих и 92 полицейских).

Глава правительства Н. аль-Малики заявил, что Ирак по-прежнему нуждается в американских вооружениях для защиты своей территории и не намерен в будущем прекращать сотрудничество с США в сфере военного импорта. Более того, премьер-министр подчеркнул: «Мы стремимся к тому, чтобы вооружить иракскую армию в основном американскими образцами».

В ноябре Ирак посетила американская военная делегация во главе с главой Объединенного центрального командовании ВС США генералом Дж. Мэттисом. Принимая 15 ноября американского генерала, Н. аль-Малики заявил, что Ирак и США продолжат придерживаться рамочного соглашения о стратегическом сотрудничестве и не прекратят военное сотрудничество, в том числе в сфере торговли вооружениями. Глава правительства отметил, что «Ираку необходимы оборонительные вооружения для защиты государственного суверенитета и независимости и для охраны собственности государства и народа». Кроме того, Н. аль-Малики считает, что Ирак и США продолжат укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом и других областях. В ответ генерал Мэттис заявил, что, принимая во внимание нестабильность текущей ситуации в регионе, а также «стратегическое географическое положение Ирака», Соединенные Штаты продолжат поддерживать Ирак в сфере обороны. В ходе встречи стороны обсудили конкретные вопросы иракско-американского военного сотрудничества и поставок из США вооружений и военной техники для иракской армии. Отметим, что перед встречей с генералом Дж. Мэттисом у Н. аль-Малики состоялся телефонный разговор с вице-президентом США Дж. Байденом, который курирует иракское направление в вашингтонской администрации. Сообщается, что Дж. Байден заверил главу иракского правительства в неизменности курса Соединенных Штатов на развитие «стратегического военного сотрудничества» с Ираком.

В ноябре власти Ирака заявили о намерении пересмотреть контракт на приобретение вооружений в России. 10 ноября официальный представитель премьер-министра Ирака А. Мусави объявил, что сделка с Россией была отменена из-за возможной коррупции. А. аль-Мусави также сообщил, что «после возвращения аль-Малики из поездки в Россию у него возникли подозрения о возможной коррупции» вокруг сделки, и он решил ее полностью пересмотреть. «Сейчас проводится расследование», — сказал он, не уточнив при этом, кого оно непосредственно затрагивает. 12 ноября официальный представитель иракского правительства А. ад-Даббаг сообщил: «В настоящий момент Ирак еще не подписал никаких соглашений о покупке оружия в России», добавив, что иракская сторона создаст специальную комиссию, которая «полностью пересмотрит» договоренности с Москвой. Со своей стороны, исполняющий обязанности министра обороны Ирака С. ад-Дулайми опроверг информацию об аннулировании пакетного соглашения с Россией на приобретение вооружений на сумму 4,2 млрд долларов. По словам С. ад-Дулайми, сделка не была отменена из-за коррупции, а дело оказалось в том, что правительство несвоевременно предоставило антикоррупционной комиссии отчет по соглашению. По мнению С. ад-Дулайми, поднятая в прессе шумиха нацелена на то, чтобы лишить Ирак оружейных контрактов.

В конце октября депутаты иракского парламента заявили о намерении инициировать проверку соглашений о закупках вооружения в России и Чехии. Причем депутаты от оппозиционных фракций выразили возмущение тем, что власти заранее не предоставили им всю необходимую информацию о данных соглашениях. В то же время парламентарии подтвердили, что не возражают против углубления отношений с Россией, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества. Ранее депутаты оппозиционных фракций призвали правительство не заключать важнейшие для страны соглашения без одобрения депутатов. По их мнению, Ирак, переживающий серьезный экономический и политический кризис, не должен тратить огромные средства на приобретение вооружений.

Позднее в Багдаде сообщили, что речь идет не об отмене, а пересмотре военных контрактов с Россией. С этой целью глава правительства «сформировал комиссию, в задачу которой входит перезапуск переговоров с российским правительством о поставках современных вооружений по новым контрактам». Как сообщили в парламентском комитете по безопасности и обороне, уже принято решение в ближайшее время направить в Москву иракскую делегацию, которая подпишет новые соглашения.

30 ноября появилось сообщение о том, что С. аль-Дулайми заподозрили в мошенничестве при заключении с Россией контракта на поставку вооружений. Он вошел в список из 17 человек, готовивших контракт с РФ на поставку вооружений и из-за которых данный контракт аннулировали. Кроме исполняющего обязанности министра обороны, в список подозреваемых вошли высокопоставленные чиновники оборонного ведомства. Н. аль-Малики заявил, что может понизить в должности главу иракского МО и всех остальных, кто причастен к подготовке сделки с Россией, если антикоррупционный комитет докажет их виновность. В настоящее время российская сторона ведет переговоры с иракскими партнерами, в ходе которых пытается прояснить их позицию.

Таким образом, ситуация вокруг военных контрактов с Россией свидетельствует о серьезной конкурентной борьбе за перспективный иракский рынок вооружений.

Ирак ратифицировал Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Официальное письмо с оповещением об этом было передано 23 ноября главе МАГАЭ Ю. Амано, посетившему Багдад. Напомним, что Дополнительный протокол к ДНЯО предоставляет МАГАТЭ расширенные возможности для контроля ядерной деятельности в стране-подписанте.

16 декабря иракские власти выпустили на свободу одного из командиров ливанской «Хизбаллы» А. М. Дакдука, подозреваемого в убийстве американских солдат в Ираке. Решение отпустить Дакдука адвокат боевика объяснил тем, что «не было причин содержать его под арестом». После освобождения Дакдук уехал в Ливан. В конце 2011 – первой половине 2012 года два иракских суда признали Дакдука невиновным в терроризме и в подделке документов, в чем его обвиняли власти Ирака. В июле 2012 года центральный уголовный суд Ирака вынес окончательный вердикт об освобождении ливанского боевика из заключения.

Таким образом, в ноябре 2012 года ситуация в сфере безопасности в Ираке осложнилась. Это было связано с серией крупных терактов против шиитов, а также с резким обострением противоречий между центральным правительством и курдской автономией.

В ноябре 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке не претерпела существенных изменений. В стране остаются неразрешенными многочисленные и зачастую острые противоречия между различными политическими силами, что обусловливает продолжение затяжного политического кризиса, начавшегося еще после парламентских выборов в 2010 году. Ситуацию осложняет резкое обострение отношений между федеральным центром и курдской автономией.

Иракская оппозиция начала кампанию с целью не допустить назначения Н. аль-Малики главой правительства на третий срок после парламентских выборов 2014 года. Ряд депутатов из оппозиционных фракций готовят законопроект, предусматривающий ограничение пребывания одного лица на посту премьер-министра двумя сроками.

Влиятельный шиитский лидер М. ас-Садр возобновил словесные нападки на Н. аль-Малики и его политику. В частности, М. ас-Садр критически отзывается о крупных закупках оружия за рубежом, обвиняет главу правительства в обострении отношений с курдской автономией, называет ошибочным решение об отмене продовольственных карточек. Особо жестко шиитский лидер высказывается по вопросам коррупции. Кроме того, М. ас-Садр считает, что Н. аль-Малики использует силовые структуры «для сохранения себя у власти и на посту премьер-министра».

5 ноября Высшая избирательная комиссия Ирака начала регистрацию политических партий для участия в провинциальных выборах, намеченных на 20 апреля 2013 года. Регистрация завершилась 25 ноября.

В ноябре суд в Багдаде вынес еще несколько смертных приговоров вице-президенту Ирака Т. аль-Хашими по различным делам, связанным с убийствами и покушениями на убийство. Ранее его уже приговаривали к высшей мере наказания через повешение за «террористическую деятельность». Сам Т. аль-Хашими продолжает находиться в Турции и отвергает все предъявленные ему обвинения, называя их политически мотивированными.

Коррупция в высших эшелонах власти Ирака ежегодно обходится стране в 4 млрд долларов. Это соответствует 10 процентам национального дохода. Об этом заявил генеральный инспектор США по реконструкции Ирака С. Боуэн. По его мнению, «коррупция — это второй фронт иракского сопротивления. Украденные деньги не просто оседают в карманах преступников, а зачастую становятся источником финансирования иракских вооруженных группировок». Еще одним препятствием на пути реконструкции Ирака названа некомпетентность правительственных чиновников. В результате средства иракского бюджета расходуются крайне неэффективно. Американская аудиторская комиссия работает в Ираке с марта 2004 года. За это время она передала министерству юстиции США материалы 25 уголовных дел, в том числе дела о пропаже 14 тыс. единиц оружия, предназначавшегося иракским силам безопасности.

В целом сложным продолжает оставаться экономическое и социальное положение Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране необходимой законодательной базы, проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Ираку в ближайшие 10 лет может понадобиться до 1 триллиона долларов для восстановления своей инфраструктуры и стимулирования экономики. Об этом заявил руководитель правительственной Национальной инвестиционной комиссии С. аль-Араджи. По его словам, «до 2022 года для финансирования работ по восстановлению инфраструктуры нам потребуется как минимум 600-700 миллиардов долларов, однако нужная сумма может вырасти до 1 триллиона долларов». Считается, что значительная часть от требуемых для реконструкции иракской экономики средств может быть получена в результате экспорта нефти. Другую же часть, по мнению властей, могут составить капиталовложения, как иностранные, так и внутренние. Для этого правительство делает ставку на увеличение объема продаж энергетического сырья, а также улучшение делового климата с целью привлечения инвестиций.

В ноябре на 4,6% (до 8,2 млрд долларов) по сравнению с октябрем снизилась выручка Ирака от продажи нефти. Снижение выручки произошло из-за снижения цен на нефть на мировом рынке. При этом за одиннадцать месяцев текущего года выручка Ирака от продажи нефти составила 86,475 млрд долларов по сравнению с 82,9 млрд долларов в 2011 году. Средняя цена реализации «черного золота» в минувшем месяце составила 104,35 доллара за баррель против 105,51 долларов за баррель в октябре. В общей сложности в ноябре Ирак экспортировал 2,62 млн баррелей нефти в сутки против 2,624 млн баррелей в октябре.

Ирак намерен пересмотреть контракты с иностранными нефтяными компаниями в рамках снижения планов по добыче нефти в среднесрочной перспективе, сообщил 13 ноября вице-премьер Ирака Х. аш-Шахристани. В настоящее время уровень добычи нефти в стране составляет чуть более 3 млн баррелей в день. К 2017 году планировалось довести этот показатель до 12 млн баррелей в день. «Однако, — как подчеркнул Х. аш-Шахристани, — наша стратегическая политика не в том, чтобы максимизировать добычу, а в том, чтобы максимально эффективно и полно извлекать существующие запасы на благо нашей страны, поэтому мы проводим постоянную переоценку наших планов и контрактов с международными нефтяными компаниями, и мы намерены немного снизить планку добычи в ближайшие годы». Он отказался называть новые уровни планов добычи нефти, однако привел данные оценок Международного энергетического агентства и нанятых иракским правительством консультантов, которые сходятся на планке в 9-9,5 млн баррелей в день на период 2017-2020 годов. По словам Х. аш-Шахристани, это позволит растянуть по времени плато максимальной отдачи иракских месторождений.

6 ноября правительство Ирака одобрило крупнейшую реформу в социальной сфере – с 1 мата 2013 года в стране будет отменено распределение продовольствия по карточкам, введенным еще в 1990-е годы при режиме С. Хусейна, когда страна находилась в условиях жесткой внешней блокады. Взамен карточек иракцы будут получать наличные деньги в расчете 15 тыс. динар (12,5 долларов США) на человека в месяц (стоимость карточки составляет 10 долларов). Одновременно власти планируют ввести фиксированные цены на муку. В правительстве одной из причин решения об отмене карточной системы объясняют необходимостью борьбы с коррупцией в сфере распределения продовольствия.

Таким образом, в октябре 2012 года внутриполитическая ситуация в Ираке не претерпела существенных изменений. В стране продолжается затяжной политический кризис, вызванный серьезными противоречиями между ведущими политическими блоками страны.

В ноябре 2012 года в сфере внешней политики иракское руководство продолжало уделять повышенное внимание ситуации в Сирии и вокруг нее, а также отношениям с другими соседними государствами, в первую очередь, с Турцией.

В минувшем месяце премьер-министр Ирака Н. аль-Малики неоднократно высказывался за скорейшее прекращение насилия в Сирии, утверждал, что официальный Багдад не поддерживает ни одну из сторон в сирийском конфликте, а также не позволяет использовать свое воздушное пространство для доставки оружия в соседнюю страну. В то же время США предъявляют Ираку обвинения в том, что Иран беспрепятственно использует иракское воздушное пространство для переброски различного вооружения для войск Б. Асада.

Ирак, наряду с Алжиром и Ливаном, не поддержал решение ЛАГ о частичном признании нового объединения сирийской оппозиции – Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил – легитимным представителем сирийского народа.

Глава курдской автономии М. Барзани призвал сирийских курдов к единству и преодолению разногласий. При его посредничестве в Эрбиле было достигнуто соглашение между враждовавшими ранее организациями сирийских курдов — Партией демократический союз и Курдским национальным советом, которые договорились о создании совместной службы безопасности, слиянии военных организаций и совместном патрулировании пограничных районов Сирии.

Сложная ситуация сохраняется в иракско-турецких отношениях. Багдад и Анкара продолжают выступать с резкими политическими обвинениям в адрес друг друга.

6 ноября премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что отношения его страны с Турцией нельзя назвать хорошими, и Багдад желал бы улучшить их при определенных условиях. Для этого Турция, прежде всего, не должна вмешиваться в иракские внутренние дела и нарушать воздушные границы Ирака. Кроме того, тот факт, что в Турции скрывается человек, в отношении которого власти Ирака вынесли решение об аресте (речь идет о вице-президенте Ирака Т. аль-Хашими), вредит отношениям двух стран. Н. аль-Малики отметил, что для улучшения двусторонних отношений Анкара предпринимает определенные шаги, однако этого мало, «Ирак требует в первую очередь уважения своего суверенитета».

Со своей стороны, премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган считает, что правительство Ирака предпринимает шаги, которые могут привести к гражданской войне в соседней стране. По словам Р.Т. Эрдогана, политика Н. аль-Малики может привести также к конфликтам, связанным с управлением энергетическими ресурсами Ирака. В частности, речь идет о контроле над сделками по продаже нефти. Разногласия между Анкарой и Багдадом в этой сфере усугубились в начале ноября, когда иракское руководство отказало турецкой нефтегазовой компании ТПАО в праве участвовать в разработке углеводородов на севере страны. Глава турецкого правительства отметил: «В настоящее время иракский режим переживает большие проблемы. Кроме того, единство среди курдов, туркменов или арабов, живущих в Ираке, также способно нанести урон правительству». Он отдельно подчеркнул, что имевшиеся ранее связи между Турцией и Ираком сейчас оказались разорванными из-за действий Н. аль-Малики, который предпринял ряд негативных шагов в отношении деловых кругов Турции.

В ответ пресс-служба иракского премьера обратилась к Эрдогану с призывом отказаться от вмешательства во внутренние дела стран региона и заняться разрешением внутренних проблем турецкого народа. В Багдаде считают, что «турецкий народ стремится к изменению политической ситуации внутри страны» и заявляют о необходимости использования Турцией шанса для упрочения отношений с Ираком.

23 ноября МИД Турции выступил с заявлением, в котором выразил возмущение Анкары высказываниями Н. аль-Малики, в которых он предупреждает о возможности этнического и межобщинного конфликта в Турции. В заявлении турецкого МИДа подчеркивалось, что сравнение ситуации в Турции и Ираке «не имеет ничего общего с действительностью», и что у иракского премьера «галлюцинации». Напомним, что Н. аль-Малки ранее заявил, намекая на курдскую проблему в Турции: «Из-за сирийского кризиса, мы наблюдаем сектантское и этническое разделение в регионе. Конфликт в Сирии уже стал прямой проблемой в отношениях Турции и Ирака. Турция должна очень серьезно заняться свой внутренней ситуацией. В особенности ей стоит уделить внимание на отношения между сектами. Ей необходимо найти решение».

Турция выразила свою обеспокоенность в связи с обострением отношений между федеральным правительством Ирака и властями курдской автономии, выразив надежду на то, что Багдад и Эрбиль «в скором времени смогут договориться дипломатическим путем».

Турецкое правительство продолжает поддерживать активные контакты с руководством Региона Курдистран. Р. Т. Эрдоган 16 ноября провел встречу с президентом КАР М. Барзани. По ее итогам сообщалось, что Турция намерена и дальше развивать сотрудничество с курдской автономией в сфере энергетики, причем это сотрудничество «не создаст никаких неудобств для центрального правительства Ирака». Анкара и Эрбиль договорились развивать сотрудничество в нефтяной сфере. При этом Регион Курдистан будет поставлять в Турцию нефть, Турция же, в свою очередь, будет осуществлять экспорт нефтепродуктов в автономию. В то же время Р. Т. Эрдоган предупредил М. Барзани о недопустимости создания автономной курдской области в Сирии, подобной Ругиону Курдистан в Ираке.

Премьер-министр Региона Курдистан Н. Барзани посетил в ноябре Тегеран во главе торговой делегации с целью изучить возможности для развития торговых отношений и экономического сотрудничества с Ираном. В Эрбиле сообщили, что в 2012 году товарооборот между Ираном и  курдской автономией превысит 4 млрд долларов.

11 ноября на встрече в Багдаде с руководителем МАГАТЭ Ю. Амано премьер-министр Ирака Н. аль-Малики призвал к незамедлительному урегулированию иранского ядерного вопроса и освобождения всего региона Ближнего Востока от ядерного оружия. Он выразил готовность Ирака «использовать все потенциалы для достижения немедленного урегулирования вопросов и установления мира и стабильности в регионе». Н. аль-Малики отметил, что выход любой страны региона из ДНЯО, безусловно, приведет к гонке вооружений на Ближнем Востоке.

Ирак поддержал палестинцев в вооруженном конфликте с Израилем. Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари в составе делегации ЛАГ посетил 20 ноября сектор Газа с «визитом солидарности». В конце ноября сектор Газа посетила делегация иракского парламента во главе с его спикером У. ан-Нуджайфи. В состав делегации входили 30 депутатов от различных фракций. Ирак предоставил палестинцам 2 млрд иракских динар на восстановление сектора Газа после израильской военной операции «Облачный столп».

В ноябре президент Ирака Дж. Талабани направил президенту Египта М. Мурси приглашение посетить Ирак для обсуждения вопросов сотрудничества между двумя странами.

В ноябре в Ираке с трехдневным визитом побывал министр иностранных дел Украины К. Грищенко. Это был первый визит главы украинского МИДа в Ирак за последние девять лет. К. Грищенко сопровождала представительная делегация украинских бизнесменов.

Таким образом, в ноябре 2012 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Ситуацию в стране значительно обострила очередная вспышка конфликта между центральным правительством и властями курдской автономии по вопросам контроля над спорными территориями на севере Ирака. Положение дел в сфере безопасности остается нестабильным. В различных районах страны продолжают активно действовать экстремистские и террористические группировки. Остаются не разрешенными и сложные противоречия между ведущими иракскими политическими блоками. Негативное воздействие на обстановку в Ираке оказывает гражданская война в соседней Сирии.

52.51MB | MySQL:103 | 0,452sec