Ситуация в Алжире: ноябрь 2012 г.

В ноябре достаточно много событий в Алжире оказалось связано с тем, что происходит в настоящее время к югу от алжирской границы, в соседнем Мали. 2 ноября достаточно однородная группировка туарегов-исламистов «Ансар ад-дин» — одна из трех группировок, контролирующих север Мали – объявила о намерении отправить своих представителей в Алжир и Уагадугу с целью проведения «мирных» переговоров.

В отношении кризиса в Мали Алжир вплоть до последнего времени выступал за диалог с отдельными группировками из числа тех, которые в настоящее время контролируют северные районы соседней страны. Одновременно он отвергал диалог с «террористами» /речь идет об «Аль-Каиде в странах исламского Магриба – АКМ и Движении за единство и джихад в Западной Африке – ДЕДЗА/, равно как идею раздела Мали.

В сентябре с.г. эмиссары «Ансар ад-дин» уже побывали в Алжире.

3 ноября алжирская газета «Аль-Ватан» со ссылкой на «высокопоставленный источник» сообщила, что группировка «Ансар ад-дин» якобы готова дистанцироваться от АКМ. Согласно этому источнику, всегда поддерживавший связи с Алжиром лидер группировки Айяд Аг Гали /одно время он был даже консулом Алжира в Джидде/ «якобы готов выступить с декларацией, в которой он официально дистанцируется от АКМ и примет «демократические» правила игры».

Алжир и Буркина-Фасо уже несколько месяцев пытаются вырвать «Ансар ад-дин» из исламистского альянса, контролирующего север Мали, что может увеличить шансы на успех готовящейся международной операции в этом районе.

4 ноября «Аль-Ватан», имеющая репутацию близкой к алжирским военным, сообщила со ссылкой на «источник, близкий к досье» о начале переговоров в Алжире. По данным источника, целью Алжира является «вовлечение туарегов в политическую игру с одновременной изоляцией и ослаблением террористов перед военной операцией против них». Понятно, что речь идет о торге. Вопрос только в том, что поставлено на кону?

Официальные власти первоначально не стали сообщать о переговорах с делегацией «Ансар ад-дин», боевики которой по жестокости насаждения законов шариата никоим образом не отличаются от бойцов двух других группировок. Это – главное отличие туарегов-исламистов от их единоплеменников из светского Национального движения освобождения Азавада /НДОА/. В начале года именно бойцы НДОА сыграли решающую роль в захвате севера Мали, однако затем исламисты выбили их из городов региона.

8 ноября в интервью алжирской газете «Ле Суар» глава МВД Алжира Даху ульд Каблиа вновь подчеркнул алжирскую позицию по Мали, согласно которой не отвергая военного выбора, Алжир выступает за развитие диалога между Бамако и туарегскими группировками. Он заверил, что даже в случае развертывания военной операции на севере Мали она никак не скажется на безопасности Алжира, «границы которого хорошо защищены». По оценке, численность захвативших север Мали «террористов и наркоторговцев» не превышает 3 тысячи человек.

Также 8 ноября возглавлявший делегацию «Ансар ад-дин» на переговорах в Алжире Хамада Аг Биби присоединился к своему визави, проводившему переговоры в Уагадугу. У этого туарега – некогда депутата малийского парламента от региона Кидаль – репутация умеренного исламиста и близкого друга лидера «Ансар ад-дин». В дальнейшем он отправился в Абуджу, где на встрече глав стран-участниц ЭКОВАС планировалось принятие плана военного вмешательства на севере Мали. До этого глава делегации «Ансар ад-дин» на переговорах в Уагадугу /Буркина-Фасо уполномочена странами ЭКОВАС выполнить посредническую функцию на севере Мали/ заявил, что его движение отвергает «любые формы экстремизма и терроризма». Он также призвал к диалогу с переходными властями Бамако, одновременно предупредив об опасности любого военного вмешательства, которое может взорвать весь регион.

12 ноября Алжир в очередной раз подтвердил, что он выступает «за политическое решение кризиса на севере Мали при уважении суверенитета и территориального единства этой страны».

9 ноября достаточно загадочная авиакатастрофа с алжирским военно-транспортным самолетом типа CASA-295 произошла в районе городка Лозер /100 км к северу от Монтпелье/ на юге Франции. Самолет выполнял полет из Парижа в Алжир и вылетел из аэропорта в Ле Бурже. На его борту находились двое членов экипажа и четверо гражданских, в том числе представитель Центрального банка Алжира. В авиакатастрофе все они погибли. По имеющимся данным, в самолете находился груз бумаги, которая предназначалась для печати алжирских динаров.

Алжирское министерство обороны в тот же день подтвердило авиакатастрофу самолета ВВС Национальной народной армии /ННА/. В коммюнике минобороны АНДР отмечалось, что расследованием причин авиакатастрофы займутся совместно французские и алжирские власти.

По данным генерального прокурора Франции Самюэля Финиэльза, согласно предварительной информации, самолет взорвался в полете, из-за чего его обломки обнаруживались на земле в радиусе 4 км от места падения.

Там же были найдены «черные ящики» загадочного самолета.

11 ноября еженедельник «Шпигель» со ссылкой на правительственный источник сообщил, что один из филиалов германской компании «Рейнметалл» поставит в Алжир до 1200 бронемашин типа Fuchs. Предполагается, что финальная сборка этих бронемашин будет осуществляться на территории Алжира.

По данным «Шпигеля», правительство Германии еще в начале 2011 года дало «зеленый свет» на поставку Алжиру 54-х бронемашин этого типа на сумму в 195 млн евро. Тогда же Алжир и Германия договорились о поставке германских внедорожников на сумму в 286 млн евро.

11 ноября главы стран ЭКОВАС на встрече в Абудже договорились отправить в Мали на один год миротворческий контингент численностью 3,3 тысячи солдат с тем, чтобы освободить север этой страны от исламистов. Численность этого контингента, а также сроки его «работы» ничего кроме улыбки вызвать не могут – как представляется, миротворческий контингент не сможет даже развернуться в Мали за указанные сроки.

13 ноября президент комиссии ЭКОВАС Кадре Дезире Уэдраого сообщил, что алжирские власти пообещали «закрыть границу с Мали» в случае проведения военной операции на севере этой страны с тем, чтобы пресечь возможное перетекание исламистских бандформирований на его территорию. Протяженность алжиро-малийской границы составляет 1400 км, и ее реальное перекрытие, т.е. изоляция района боевых действий, представляется вряд ли осуществимым.

В тот же день намерение Алжира перекрыть границу подтвердил официальный представитель МИД АНДР Амар Белани. «Алжир внимательно следит за развитием ситуации в Сахеле. Он предпримет все необходимые меры для того, чтобы обеспечить защиту своих интересов и границ», — сказал он. Об аналогичном намерении 14 ноября заявила и Мавритания. Одновременно она подтвердила свою позицию, согласно которой ее сухопутные войска не будут участвовать в операции в Мали. По имеющимся данным, подобная позиция Нуакшота обусловлена наличием негласного соглашения между ним и АКМ, согласно которому боевикам этой организации предписано не входить в 200-километровую зону вдоль мавританской границы, не вербовать граждан Мавритании и не оказывать помощь боевикам исламистских группировок, действующих в этой стране.

Ранее, в 2010 и 2011 годах, мавританские военные дважды проводили «превентивные» военные операции против формирований АКМ на территории Мали.

2 ноября министр-делегат при МИД АНДР по делам стран Магриба и Африки Абделькадер Мессахель в интервью газете «Суар д`Альжери» сообщил, что граничащие с Мали Алжир, Нигер и Мавритания усилили охрану границы со своим неспокойным соседом, однако полностью ее не закрывали. По его словам, «Алжир всегда работал над тем, чтобы разделить выдвигавшие законные требования группы туарегов от террористических группировок». В частности, речь идет о том, чтобы оторвать «Ансар ад-дин» от АКМ и ДЕДЗА. При этом он утверждал, что требование «Ансар ад-дин» установить в Мали законы шариата является «малийско-малийской проблемой».

25 ноября из Мали поступили данные о том, что на север этой страны в подкрепление действующим там отрядам исламистов прибыли несколько десятков боевиков из Алжира. По этим же данным, город Томбукту превратился в главный оплот АКМ на севере Мали. По оценкам малийских спецслужб, туда следует ожидать еще больший наплыв иностранных джихадистов.

25 ноября глава МИД Алжира Мурад Меделси объявил, что «в ближайшее время» состоится встреча «всех заинтересованных сторон» с тем, чтобы найти политический выход из кризиса на севере Мали.

19 ноября алжирские газеты сообщили, что среди трех убитых несколькими днями ранее исламистов опознан видный полевой командир АКМ. Рабах Махфи /боевой псевдоним – Шейх Насер/ считался руководителем боевых операций АКМ в Кабилии и «правой рукой» главаря АКМ Абдельмалека Друкделя. Его гибель не была подтверждена официально. По данным газеты «Ан-Нахар», 45-летний Махфи вступил в ряды исламистских бандформирований в самом начале внутриалжирского противостояния, ведущего свой отсчет с 1992 года. Он подозревался в организации большинства терактов, совершенных в Кабилии за последние годы.

29 ноября в Алжире прошли выборы в местные органы власти. В ходе выборов неожиданностей не произошло – победу на них одержала пропрезидентская партия Фронт национального освобождения /ФНО/ — она получила абсолютное большинство в 159 муниципалитетах из 1541, и относительное большинство – в 832 муниципалитетах. Второе место получила вторая пропрезидентская партия – Национальное демократическое объединение /132 и 215/. Светское проберберское Объединение за культуру и демократию /ОКД/ контролирует 13 коммун в Кабилии, где относительно компактно проживают берберы.

По предварительным официальным данным, на избирательные участки пришли 42% от 21 млн избирателей. В выборах участвовали 52 политических партии и 179 списков независимых.

В целом, как представляется, Алжир продолжит играть свою, самостоятельную игру в связи с событиями в Мали. Понятно его стремление вести диалог с туарегами из НДОА, и не очень – с «Ансар ад-дин». Если последним удастся закрепиться на севере Мали, подобное соседство вряд ли будет гарантировать спокойную жизнь Алжиру.

52.25MB | MySQL:103 | 0,463sec