Об экономических связях России и Ирана

Стратегическое значение для России экономических связей с Ираном определяется тем, что это исламское государство является одним из ее крупнейших торговых партнеров на Среднем Востоке. В частности, обширным рынком сбыта российских машин, оборудования, транспортных средств, металлопродукции и пиломатериалов,  а также соседней страной, через которую идут важные транзитные маршруты.

Стоит отметить, что Россия и Иран имеют общие интересы в Каспийском регионе, прежде всего в сфере добычи и транспортировки углеводородных запасов, развития международных транспортных коридоров для перевозок и транзита отечественных и иностранных грузов в направлении север-юг, сохранения и рационального использования его биоресурсов.

Тем не менее, напряженность политического диалога между странами касательно правового статуса Каспийского моря ставит серьезный вопрос в успешной реализации их экономических планов, связанных с использованием Каспием.

Взаимодействие с Тегераном в нефтегазовой области, в том числе в формировании коридоров для транспортировки топлива, экономически выгодно России, поскольку это укрепляет ее внешнеполитические позиции в Центральной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, способствуя укреплению энергетической безопасности в этих регионах.

Сегодня, в связи  со складывающейся вокруг Ирана международной ситуацией, Тегеран придает особое значение развитию диалога с Москвой по экономическим вопросам. Тем не менее приходится констатировать, что роль Ирана во внешнеторговом обороте России пока не соответствует потенциалу развития российско-иранской торговли, что свидетельствует о необходимости активных шагов по развитию двусторонних экономических отношений.

Говоря о статистических данных внешнеэкономической деятельности Ирана, стоит сделать одно важное замечание: статистика внешней торговли отсутствует в открытом доступе. Министерство торговли и таможенная администрация Ирана отказались от публикации статистики в открытых источниках с 2007 г. в связи с негативной внешнеполитической ситуацией и действующим режимом международных политических и экономических санкций. Данные об экспорте иранской нефти являются закрытой информацией.

При учете данных внешней торговли таможенная администрация Ирана ведет статистику по стране-контрактодержателю, а не по стране происхождения или стране назначения, таким образом, данные таможенной администрации Ирана не могут в целом отражать реальное положение дел.

Помимо этого, в Иране принято летоисчисление по солнечной хиджре. Год в Иране начинается 21 марта. Месяцы иранского календаря не совпадают с месяцами общепринятого европейского календаря, что затрудняет сопоставление данных по статистике.

В результате автором статьи приведены данные, выведенные на основе статистики международных организаций, а также статистика профильных российских структур.

По данным Министерства экономического развития России, в 2010 г. Иран занял 29-е место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 26-е по экспорту и 61-е по импорту. Доля Ирана во внешнеторговом обороте России составила 0,6%.

С 2000 г. до 2010 г. в двусторонней российско-иранской торговле отмечается тенденция роста товарооборота (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1

Товарооборот между Россией и Ираном в 2005-2011 гг.,

млн долл. США

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г

2010 г.

Янв.2010

Янв.2011

ОБОРОТ

2 144,5

3 314,7

3 690,3

3 059,9

3 651,1

246,3

326,4

темпы роста в %

104,8

154,6

111,3

82,9

119,5

 

132

ЭКСПОРТ

1 904,7

2 965,3

3 288,6

2 846,3

3 379,7

225,9

298,3

темпы роста в %

99,1

155,7

110,9

86,5

119

 

132

ИМПОРТ

239,8

349,4

401,7

213,6

271,5

20,4

28,1

темпы роста в %

192,1

145,7

115

53,1

127

 

138

САЛЬДО

1 664,9

2 615,9

2 886,9

2 632,7

3 108,2

205,5

270,2

Источник: Минэкономразвития России

В 2010 г. произошло увеличение товарооборота в российско-иранской торговле по сравнению с 2009 г. на 19,5%, объем экспорта увеличился на  19%, а импорт на 27%. Большая часть товарооборота с Ираном приходится на российский экспорт (92,5%). Доля Ирана в объеме внешней торговли России по сравнению с 2009 г. снизилась на 0,1% и составила 0,6%.

В январе 2011 г. по сравнению с январем 2010 г. рост товарооборота составил 32 % (до 326,4 млн долл.), экспорта – также на 32% (до 298,3 млн долл.), импорта – на 38% (до 28,1 млн долл.)

Товарная структура товарооборота между Россией и Ираном остается традиционной. Она практически не изменилась с 2000 г. В товарной структуре российского экспорта в Иран в 2010 г., как и в предыдущие годы, преобладали металлы и изделия из них – 64%, драгоценные камни и металлы и изделия из них (17,5%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия – 6,6%, злаки – 5,16% (5,01%), минеральные продукты и топливно-энергетические товары – 2,95%.

Основными товарами российского импорта из Ирана в 2010 г. по-прежнему оставались продовольственные и сельскохозяйственные товары – 84,7%, а также машины и оборудование – 6,6%.

Что касается вопросов инвестирования, то объем  накопленных  взаимных инвестиций по состоянию за  9 мес. 2010г. составил 30,5 млн долл., в том числе иранские инвестиции в России – 27,4 млн долл., а российские  в  Иран –  3,1 млн. долл. Прямые иранские  инвестиции (ПИИ)  в  России,  накопленные  к середине 2010 г., составили 608 тыс. долл. Российские организации и компании осуществляют в Иране преимущественно прямые инвестиции, которые за этот же период оценивались в сумме 27,3 млн долл. (См. Таблицы 2, 3).

Таблица 2

Динамика иранских инвестиций в российскую экономику

за 2009 г. и 9 мес. 2010 гг.,

тыс. долл.

2009 г.

2010 г. (янв.-сент.)

Поступило Накоплено

Поступило

Накоплено

Всего

15 347,29

1 683 532,5

1 342,3

3 109,6

ПИИ

19,03

177 013,4

9,5

608,5

 

Источник: Минэкономразвития России

 

Таблица 3

Динамика российских инвестиций в иранскую экономику

за 2009 г. и 9 мес. 2010 гг.,

тыс. долл.

2009 г.

2010 г. (янв.-сент.)

Поступило Накоплено Поступило Накоплено
Всего

15 488,06

60 328,90

23,7

27 413,4

ПИИ

60 264,00

27 328

Источник: Минэкономразвития России

 

Примечательно, что для иранских и российских инвесторов наиболее привлекательными  сферами экономик обеих стран является оптовая и розничная торговля, сервис автотранспорта и бытовой техники, куда направляются свыше 90% инвестиций.

Надо сказать, что в последние годы оба государства стремятся придать дополнительный импульс экономическому партнерству за счет качественного улучшения существующей между странами договорно-правовой базы. В частности, в целях реализации имеющегося потенциала для углубления взаимодействия в сфере экономики была достигнута двусторонняя договоренность о заключении ряда межправительственных документов о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран.

Во исполнение этих договоренностей на высшем уровне в ходе состоявшегося в 2007 г. в Москве очередного заседания Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству был подписан Меморандум о намерениях развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Правительством РФ и Правительством ИРИ.

К положительным результатам в области развития договорно-правовой базы российско-иранского сотрудничества также можно отнести заключение Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений и подписание Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ о воздушном сообщении.

Помимо развития и модернизации международно-правового законодательства, Россия и Ирак активно сотрудничают в рамках различных международных организаций. Например, на полях мероприятий по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стороны часто обсуждают ряд вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в том числе в электроэнергетике, нефтегазовой и банковской сферах.

Стоит подчеркнуть, что политический диалог «цементирует» двустороннюю работу на институциональном уровне. Так, в целях координации экономических связей ведомств, компаний и организаций двух стран действует Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), которая регулярно проводит заседания с тем, чтобы выявить перспективные направления экономической кооперации.

Наиболее активным на сегодня является сотрудничество в сфере энергетики. В 2010 г. в ходе визита Министра нефти Ирана М. Мирказеми в Москву подписана «дорожная карта» ирано-российского сотрудничества в области энергетики. Названная «дорожная карта» составлена с целью определения направлений развития двустороннего ирано-российского сотрудничества и сфер для совместных инвестиций на ближайшие 30 лет. В ней предусматривается обмен техническими ноу-хау, технологиями и опытом в таких сферах как добыча нефти и газа, переработка углеводородов, морская разведка и проведение исследований на нефтяных и газовых скважинах.

Весьма перспективным представляется взаимодействие между ОАО «РЖД» и Организацией железных дорог Ирана по реализации ряда совместных инфраструктурных проектов, а также по поставкам торговыми подразделениями ОАО «РЖД» рельсов и оборудования для нужд иранской железной дороги.

Предпосылки для этого есть. Минувшей осенью РЖД завершили первый совместный проект России и Ирана в железнодорожной сфере: была электрифицирована железнодорожная линия Тебриз — Азаршахр протяженностью около 46 км, где было создано пять железнодорожных станций.

В стадии реализации находятся контракты на поставки в Иран различных видов оборудования (мобильные электростанции, газотурбинное оборудование) и продукции с/х машиностроения.

В стадии проработки — возможность поставок российского топлива для имеющихся реакторов, создания совместного предприятия по обслуживанию и эксплуатации АЭС «Бушер», строительства второго блока АЭС на площадке в Бушере, а также участия российских организаций в строительстве новых АЭС в провинции Хузестан.

Кроме того, обсуждается идея создания Организации каспийского экономического сотрудничества, а также вопросы активизации контактов в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг». Так, в 2011 г. в рамках этого проекта «РЖД» договорилась о строительстве железной дороги Решт-Астара из Ирана в Азербайджан.

Не исключен сценарий энергетического сотрудничества двух стран в осуществлении операций swap с газом, поставляемым с территории Туркменистана, в обмен на эквивалентное количество углеводородов, передаваемое «Газпрому» для реализации на юге Ирана.

Существует договоренность о создании совместного предприятия между «Газпромом» и «Национальной иранской компанией по экспорту газа», которое будет заниматься добычей и транспортировкой природного газа, а также о реализации взаимовыгодных торговых операций на рынке третьих стран.

По всей видимости, в перспективе будет продолжаться дальнейшее сотрудничество по строительству трансиранского газопровода «Нека – Джаск», а также реализация международного проекта газопровода «Иран – Пакистан – Индия». Наберет обороты развитие определенных фаз иранских нефтяных месторождений «Азадеган», «Дудру», «Шорум», «Кух-е Риг», газового месторождения «Южный Парс».

Кроме того, Москва и Тегеран обсуждают вопрос совместного производства сжиженного природного газа и его реализации на мировом рынке. Также идут переговоры об условиях взаимных поставок электроэнергии, в том числе в третьи страны (ОАО «Интер РАО ЕЭС» и иранская компания «Таванир»).

Прорабатывается возможность совместного участия в реализации энергетических проектов в области сооружения новых энергоблоков ТЭС в Иране и обслуживания ранее построенных. Ведутся переговоры по строительству цехов для производства труб на ряде иранских металлургических предприятий.

Стоит напомнить, что в 2010 г. в Москве состоялось заседание рабочей группы по энергетике. В ходе заседания рабочей группы рассматривались возможные совместные российско-иранские проекты сотрудничества в области добычи и транспортировки нефти и газа на территории Ирана.

Несмотря на целый ряд имеющихся и планируемых совместных проектов в различных сферах экономики, в торговых и финансовых отношениях между Россией и Ираном не все так гладко. Почему?

Во-первых, стабильное, поступательное развитие двусторонних торгово-экономических связей, характеризующееся существенным ростом объема товарооборота в 2007 и в 2008 гг., по-прежнему испытывает негативное влияние неустойчивой военно-политической и экономической обстановки в регионе и вокруг Иранав связи с намерениями иранского правительства овладеть технологиями производства ядерного топлива. Дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества тормозится увеличивающимся международным давлением на Иран, чтобы побудить его прекратить работы  по  ядерной  программе,  которое  выражено  в  резолюциях СБ ООН, предусматривающих введение в отношении Ирана определенных ограничений экономического характера.

Во-вторых, со второй половины 2010 г. на российско-иранское торгово-экономическое сотрудничество начали оказывать влияние новые объективные факторы, такие как санкции СБ ООН, а также односторонние санкции США и ЕС. Эти санкции несут в себе как угрозы, так и новые возможности для сотрудничества между Россией и Ираном.

В-третьих, к высоким рискам вполне можно отнести блокирование банковских переводов иранских банков в долларах, евро, что затрудняет расчеты по контрактам, в которых используются эти виды валют.

Для удобства проведения финансовых операций Россия и Иран планируют создать совместный банк, который будет вести операции в национальных валютах, что окажет весьма существенную поддержку в плане финансового обеспечения проектов экономического сотрудничества двух стран. Осуществление этой задачи поднимет значение российского рубля как региональной валюты, а также в более долгосрочной перспективе будет способствовать превращению рубля в мировую резервную валюту, а России – в мировой финансовый центр.

В-четвертых, применение санкций к компаниям, инвестирующим в нефтегазовый сектор Ирана, безусловно, негативно отражается на инвестиционном климате персидского государства.

В частности, эти санкции уже заставили российскую компанию «Лукойл», которая имеет значительные деловые интересы в США уйти с иранского рынка.

Кроме того, в 2011 г. управляющий директор «Национальной иранской нефтяной компании» А.Калебани заявил, что иранская сторона решила прекратить сотрудничество с российской компанией «Газпром нефть» по проекту освоения месторождения Азар и достигнуть соглашения с внутренним подрядчиком. В итоге «Газпром нефть» была исключена из проекта по причине длительного затягивания процесса освоения участка, несмотря на неоднократные напоминания иранцев. Как представляется, фактической причиной стало опасение российской компании вести деятельность в стране, в отношении которой введены санкции.

Однако для тех российских компаний, у которых интересы в США и Европе менее значительны, на иранском рынке открываются дополнительные возможности, так как под угрозой санкций Иран покинули крупнейшие западные компании, в частности, поставщики бензина.

Кроме того, санкции практически закрыли экспорт из стран ЕС оборудования для нефтегазовой сферы. Таким образом, этот сегмент представляет возможности для российских поставщиков, но им могут составить определенную конкуренцию компании из стран СНГ, Китая и стран «Исламской восьмерки»[i].

Стоит отметить, что ежегодный объем импорта бензина в Иран достигает 4 млрд долл., и такая зависимость от импорта топлива, по подсчетам специалистов, будет сохраняться еще как минимум три года.

Таким образом, в результате анализа можно прийти к выводу, что сегодняшние экономические отношения между Россией и Ираном постепенно развиваются, хоть и невысокими темпами, но эта эволюция могла быть более стремительной и эффективной, если бы степень различных рисков, связанных с инвестированием в иранское хозяйство, была ниже существующей.

Самым весомым «камнем преткновения» являются многочисленные санкции, действующие в отношении Ирана как по линии ООН, так и со стороны Запада. Российские инвесторы всерьез опасаются политических и экономических рисков, которые непосредственно связаны с этой ситуацией, поскольку многие отечественные игроки представлены на рынках Европы, с подачи США антагонистически настроенной в отношении Тегерана.


[i]            Межрегиональная организация, учрежденная 15 июня 1997 г. в Стамбуле для установления, прежде всего, более тесных экономических связей между развивающимися мусульманскими странами. В своей деятельности она опирается на следующие принципы взаимодействия: мир вместо конфликтов, диалог вместо конфронтации, кооперация вместо эксплуатации, право вместо двойного стандарта, демократия вместо угнетения и равенство вместо дискриминации. Страны-участницы: Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан и Турция.

52.22MB | MySQL:103 | 0,478sec