Отставка специального представителя США по Судану П.Лемана

Белый Дом неожиданно объявил об отставке специального представителя США по Судану П.Лемона, который занимал этот пост с марта 2011 года. По заявлению президента США Б.Обамы «в течение последних двух лет посол Леман работал в качестве моего специального представителя по Судану и Южному Судану. За этот период времени Леману пришлось осуществить сложную работу по успешной реализации плана  разделения Судана. Я высоко оцениваю его чрезвычайную работу. Судан и Южный Судан, которые сильно пострадали в прошлом, благодаря усилиям Лемана получили отличную возможность  для блестящего будущего. Леман на своем посту постоянно прилагал усилия для того, чтобы убедить стороны в необходимости ставить интересы своих народов превыше всего». При этом никаких причин отставки своего специального представителя  и имени его преемника он не назвал.

П.Леман в свое время сменил на этом посту С.Грейшена, который проводил очень взвешенную политику в отношении выполнения условий Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) по разделу страны. С.Грейшен при этом четко выстраивал отношения с Хартумом и прогресс в деле окончательного «беспроблемного» выполнения процедуры отделения Южного Судана принадлежит, прежде всего, ему. Джуба в свою очередь  была крайне недовольна позицией С.Грейшена, который, по ее оценке, «не учитывал всего спектра интересов южносуданского народа». В частности, С.Грейшен очень жестко критиковал Джубу за поддержку партизан в Дарфуре и всячески инициировал действия суданского правительства по расколу повстанческого движения. При этом руководство Южного Судана подвергалось совершенно справедливой критике со стороны американца за крайне неконструктивные действия по Абъею и Южному Кордофану. Естественно, что Джуба в долгу не оставалась, и через свои позиции в госдепартаменте США лоббировали отставку С.Грейшена.

И она состоялась, но не только по причине недовольства Джубы. Здесь большую роль  играла позиция госсекретаря Х.Клинтон и главного архитектора политики по «третьему миру», представителя США в ООН С.Райз. Они не приняли чужака и отставного  генерала С.Грейшена, который при этом имел отличную от них точку зрения на проблемы межсуданского урегулирования. Совершенно очевидно, что в случае, если бы Б.Обама принял на вооружение идеи С.Грейшена, то весь «внутрисуданский пасьянс» сейчас выглядел бы совершенно по-другому. С большой долей вероятности, южносуданцы не решились бы пойти на столь затяжной открытый конфликт с Хартумом в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Его преемник П.Леман был на своем посту абсолютно невнятной фигурой, основной задачей которого было не допустить ущемления интересов Джубы в рамках диалога по межсуданскому урегулированию.

Основным стержнем стратегии С.Грейшена, который мыслил стратегически и прекрасно разбирался в африканских реалиях, было постепенное втягивание умеренного исламистского режима Судана  в орбиту американского влияния. Безусловно, что такой сценарий был бы выгоден интересам американской национальной безопасности, начиная от активизации обмена развединформации по радикальным организациям и заканчивая дислокацией в Хартуме крупнейшей станции радиоэлектронной разведки. Эта линия С.Грейшена, кстати, полностью укладывается в недавно принятую администрацией президента США концепцию «о сотрудничестве с умеренными исламистскими режимами». Проще говоря, с «Братьями-мусульманами», к коим без сомнения с идеологической точки зрения относятся и люди, управляющие сейчас Суданом.

Для успешной реализации плана С.Грейшена существовал единственный нюанс – увязка данного вопроса со скорейшим снятием экономических санкций с Судана. И С.Грейшен обещал такое постепенное снятие сразу же после отделения Южного Судана. Его отставка, нарушение Белым Домом своих договоренностей и недавнее пролонгирование экономических санкций нанесло сокрушительный удар  по теме нормализации не только отношений между Джубой и Хартумом, но и по интересам США в регионе.

Недавний арест заговорщиков в Хартуме поставил точку в дискуссии между сторонниками «умеренной» и «жесткой» линии в отношениях с США. Вашингтон, пойдя на поводу  у  Х.Клинтон и С.Райс (хорошо, что она отказалась от должности госсекретаря США) своими руками разгромили те силы в суданском руководстве, которые выступали за сближение с США.  Вместо этого начал усиливаться крен Хартума в сторону стратегического партнерства с Тегераном.

52.25MB | MySQL:103 | 0,487sec