Ситуация в Мали: ноябрь 2012 г.

В течение ноября не стихала политическая трескотня относительно планов военной операции на севере Мали при одновременном видимом отсутствии практических дел по подготовке такой операции. Параллельно ряд заинтересованных стран /Алжир, Буркина-Фасо/ пытался отколоть от захвативших север Мали «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ и Движения за единство и джихад в Западной Африке /ДЕДЗА/ туарегские группировки – исламистскую «Ансар ад-Дин» и светскую Национальное движение освобождения Азавада /НДОА/.

2 ноября «Ансар ад-дин» объявила о намерении отправить своих представителей в Алжир и Уагадугу с целью проведения «мирных» переговоров. Представители этой организации ехали по уже проторенной дороге — в сентябре с.г. эмиссары «Ансар ад-Дин» уже побывали в Алжире.

3 ноября алжирская газета «Аль-Ватан» со ссылкой на «уполномоченный высокопоставленный источник» сообщила, что группировка «Ансар ад-Дин» якобы готова дистанцироваться от АКМ. Согласно этому источнику, всегда поддерживавший связи с Алжиром лидер группировки Айяд Аг Гали /одно время он был даже консулом Алжира в Джидде/ «якобы готов выступить с декларацией, в которой он официально дистанцируется от АКМ и примет «демократические» правила игры».

4 ноября «Аль-Ватан», имеющая репутацию близкой к алжирским военным, сообщила со ссылкой на «источник, близкий к досье» о начале переговоров в Алжире. По данным источника, целью Алжира является «вовлечение туарегов в политическую игру с одновременной изоляцией и ослаблением террористов перед военной операцией против них».

Официальные алжирские власти первоначально не стали сообщать о переговорах с делегацией «Ансар ад-Дин», боевики которой по жестокости насаждения законов шариата никоим образом не отличаются от бойцов двух других исламистских группировок.

В начале ноябре в Бамако прошла международная встреча экспертов, которые должны были разработать «концепцию будущей операции» на севере Мали. Эту концепцию, разработанную при участии экспертов из ЕС и Алжира, 6 ноября одобрили начальники Генеральных штабов, а затем  главы стран ЭКОВАС 11 ноября на саммите в Абудже утвердили ее. Во встрече участвовал, в частности, бывший переходный президент Гвинеи генерал Секуба Конате, которому Африканский союз поручил сформировать будущий контингент африканских миротворцев. Там же, в Бамако, было определено, что в будущей операции смогут участвовать военные из неафриканских стран, если на это будет дано соответствующее согласие стран ЭКОВАС. До этого такие страны, как США и Франция, заявившие о готовности оказать тыловую поддержку предстоящей операции, об участии своих солдат в ней речи не вели. Понятно, что именно участие военных из западных стран в операции на севере Мали заметно повышало ее шансы на успех.

8 ноября в интервью алжирской газете «Ле Суар» глава МВД Алжира Даху ульд Каблиа вновь подчеркнул алжирскую позицию по Мали, согласно которой не отвергая военного выбора, Алжир выступает за развитие диалога между Бамако и туарегскими группировками. По его оценке, численность захвативших север Мали «террористов и наркоторговцев» не превышает 3 тысячи человек.

8 ноября возглавлявший делегацию «Ансар ад-дин» на переговорах в Алжире Хамада Аг Биби присоединился к своему визави, проводившему переговоры в Уагадугу. У этого туарега – некогда депутата малийского парламента от региона Кидаль – репутация умеренного исламиста и близкого друга лидера «Ансар ад-Дин». В дальнейшем он отправился в Абуджу, где на встрече глав стран-участниц ЭКОВАС планировалось принятие плана военного вмешательства на севере Мали. До этого глава делегации «Ансар ад-Дин» на переговорах в Уагадугу /Буркина-Фасо уполномочена странами ЭКОВАС выполнить посредническую функцию на севере Мали/ заявил, что его движение отвергает «любые формы экстремизма и терроризма». Он также призвал к диалогу с переходными властями Бамако, одновременно предупредив об опасности любого военного вмешательства, которое может взорвать весь регион.

В любом случае представитель «Ансар ад-Дин» Мохаммед аг Ахариб предупредил 9 ноября тех, кто хотел бы столкнуть это движение с другими исламистскими группами, что оно не будет воевать с АКМ и ДЕДЗА. Однако позиция «Ансар ад-Дин» быстро и кардинально менялась. Тот же Аг Ахариб уже 14 ноября впервые заговорил о готовности его движения помочь африканским миротворцам в освобождении севера Мали от «терроризма» и «иностранных движений». В тот же день «Ансар ад-Дин» отказалась и от своего первоначально намерения насадить законы шариата на всей территории Мали, ограничившись районом города Кидаль. Подобное смягчение позиции туарегов-исламистов открыло дорогу для переговоров между «Ансар ад-Дин» и НДОА. Более того, есть данные, что «Ансар ад-Дин», стремясь избежать иностранного военного вмешательства, потребовало от АКМ покинуть города на севере Мали и вернуться на те позиции, которые формирования АКМ занимали до января 2012 г.

Со своей стороны НДОА заявило 10 ноября о желании присоединиться к возможной военной операции на севере Мали с тем, чтобы выбить оттуда исламистов. Понятно, что этому альянсу будет противиться Бамако, где не забыли, что именно бойцы НДОА в начале с.г. выбили малийские войска из северных районов страны. На случай, если в Бамако будут упорствовать, представители НДОА предупредили /и не без основания/, что без поддержки туарегов любая миротворческая операция будет обречена на провал. Тем более что 13 ноября Париж ясно дал понять, что не будет использовать авиацию для поддержки операции на севере Мали.

16 ноября «Ансар ад-Дин» и НДОА заявили о своей готовности к «политическому диалогу» с Бамако. Одновременно они призвали малийских военных, для которых, похоже, все туареги стали врагами, прекратить военные действия против гражданского населения. Все эти сигналы были переданы через президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре, которому страны ЭКОВАС поручили посредническую миссию в конфликте в Мали.

22 ноября напомнило о себе Движение арабов Азавада /ДАА/, заявившее, что не потерпит, если его представители не будут подключены к переговорам о будущем Северного Мали. Арабы составляют 40 процентов от общей численности населения Азавада /Северного Мали/.

11 ноября главы стран ЭКОВАС на встрече в Абудже /на ней присутствовали также представители Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко, ЮАР и Чада/ договорились отправить в Мали на один год миротворческий контингент численностью всего 3,3 тысячи солдат, а не как предполагалось ранее — 5,5 тысяч, с участием до 400 «неафриканских элементов» /главным образом – инструкторы для подготовки малийской армии, а также их охрана/ с тем, чтобы освободить север этой страны от исламистов. Это решение вряд ли нуждается в комментариях – очевидно, что миротворческий контингент даже такой незначительной численности не сможет даже развернуться в Мали за указанные сроки. Тем более что пока не называлась ни стоимость этой операции, ни источники получения требуемых средств. Непонятно также, сколько времени и средств потребуется для восстановления боеготовности того, что раньше называлось малийской армией. Зато определено новое название миротворческого контингента – отныне он будет называться Международная миссия поддержки Мали под африканским руководством /Misma/.

Бенин, Нигерия, Сенегал, Нигер, Буркина-Фасо, Гана и Того намерены выделить в состав контингента от роты до батальона. Возможно участие в составе миссии военнослужащих от таких африканских стран, как Чад и ЮАР. Африканские «теоретики» предполагают, что предстоящая операция не будет похожа на классическую войну, а будет являть собой ограниченные действия сил специальных операций.

Ряд решений встречи носил чисто политический характер. Страны ЭКОВАС предписали, что ни временный президент Мали, ни премьер-министр, ни члены переходного правительства не смогут баллотироваться на предстоящих президентских выборах.

Решения встречи в Абудже осудили «Ансар ад-Дин» и НДОА.

Уже 15 ноября глава МИД Франции Лоран Фабиус пояснил, что военная операция на севере Мали не начнется «сегодня или послезаватра», и она потребует «времени и средств». Со своей стороны спецпредставитель ООН в зоне Сахеля Романо Проди заявил 20 ноября в Рабате, что до сентября 2013 года какая-либо военная операция на севере Мали невозможна.

13 ноября президент комиссии ЭКОВАС Кадре Дезире Уэдраого сообщил, что алжирские власти пообещали «закрыть границу с Мали» в случае проведения военной операции на севере этой страны с тем, чтобы пресечь возможное перетекание исламистских бандформирований на его территорию. Протяженность алжиро-малийской границы составляет 1400 км, и ее реальное перекрытие, т.е. изоляция района боевых действий, представляется вряд ли осуществимым.

В тот же день намерение Алжира перекрыть границу подтвердил официальный представитель МИД АНДР Амар Белани. «Алжир внимательно следит за развитием ситуации в Сахеле. Он предпримет все необходимые меры для того, чтобы обеспечить защиту своих интересов и границ», — сказал он. Об аналогичном намерении 14 ноября заявила и Мавритания. Одновременно она подтвердила свою позицию, согласно которой ее сухопутные войска не будут участвовать в операции в Мали. По имеющимся данным, подобная позиция Нуакшота обусловлена наличием негласного соглашения между ним и АКМ, согласно которому боевикам этой организации предписано не входить в 200-километровую зону вдоль мавританской границы, не вербовать граждан Мавритании и не оказывать помощь боевикам исламистских группировок, действующих в этой стране.

Ранее, в 2010 и 2011 годах, мавританские военные дважды проводили «превентивные» военные операции против формирований АКМ на территории Мали.

2 ноября министр-делегат при МИД АНДР по делам стран Магриба и Африки Абделькадер Мессахель в интервью газете «Суар д`Альжери» сообщил, что граничащие с Мали Алжир, Нигер и Мавритания усилили охрану границы со своим неспокойным соседом, однако полностью ее не закрывали. По его словам, «Алжир всегда работал над тем, чтобы разделить выдвигавшие законные требования группы туарегов от террористических группировок». В частности, речь идет о том, чтобы оторвать «Ансар ад-Дин» от АКМ и ДЕДЗА. При этом он утверждал, что требование «Ансар ад-Дин» установить в Мали законы шариата является «малийско-малийской проблемой».

16 ноября из Алжира пришел еще один сигнал. Как заявил представитель МИД АНДР Амао Белани алжирской газете «Аль-Ватан», военную операцию на севере Мали необходимо проводить «исключительно против террористов из АКМ и наркоторговцев из ДЕДЗА, которые представляют реальную опасность, причем предварительно их надо изолировать и ослабить».

25 ноября из Мали поступили данные о том, что на север этой страны в подкрепление действующим там отрядам исламистов прибыли несколько десятков боевиков из Алжира. По этим же данным, город Томбукту превратился в главный оплот АКМ на севере Мали. По оценкам малийских спецслужб, туда следует ожидать еще больший наплыв иностранных джихадистов.

Тем временем ДЕДЗА превращается из «темной лошадки» в активную военную силу. Считается, что днем «рождения» организации является 10 декабря 2011 г., когда она оформила свое формальное отделение от АКМ. Первые же сведения о ней появились в конце октября 2011 г., когда ее боевики похитили на западе Алжира троих европейцев, работавших на гуманитарные организации. Основателем ДЕДЗА считается мавританец Хамада ульд Мохаммед Хейру /боевой псевдоним – Абу Гум-Гум/. Изначально костяк формирований ДЕДЗА составляли малийские и мавританские арабы. Затем оно начало вербовать бойцов в других странах региона, а также среди негроидных малийцев. По состоянию на начало ноября, штаб-квартира движения находилась в городе Гао на севере Мали. Ряд экспертов из стран Сахеля полагает, что ДЕДЗА – наименее идеологизированное из трех исламистских организаций, захвативших север Мали, и рассматривает движение как преступное сообщество, живущее за счет контрабанды оружия и наркотиков.

В ноябре появились признаки внутренних противоречий в ДЕДЗА, про которые рассказал агентству АФП сдавшийся властям Нигера уроженец этой страны Хишам Билаль. До этого он был единственным «черным» полевым командиром «катибат» /формирование, примерно эквивалентное роте численностью до 100 человек/ в составе ДЕДЗА. Он обвинил руководство Движения, в частности, в наркотрафике, а также в расизме, поскольку для них «черные ниже, чем арабы или белые».

16 ноября в районе к востоку от Гао развернулись ожесточенные столкновения месту отрядами НДОА и ДЕДЗА. Бойцы НДОА попытались взять реванш за поражение, которое им нанесли исламисты в конце июня, выбив из всех городов региона. По данным представителей НДОА, за первый день боев были убиты 13 боевиков ДЕДЗА. Напротив, по данным малийских и региональных источников, большие потери понесли бойцы НДОА, которое в целом проиграло бой. Уже 17 ноября в район Гао начали прибывать подкрепления, направленные АКМ своему союзнику. Бои там продолжились, и к 20 ноября речь шла уже о десятках убитых с обеих сторон. В частности, НДОА утверждало о 65 убитых в рядах ДЕДЗА и АКМ. Со своей стороны ДЕДЗА заявило о том, что среди бойцов НДОА потери составили «свыше 100 человек».

28 ноября боевики «Ансар ад-Дин» без боя вытеснили несколько десятков бойцов НДОА из населенного пункта Лере, что в 60 км от границы с Мавританией.

30 ноября президент Мавритании Мохаммед ульд Абдельазиз предупредил, что иностранное военное вмешательство на севере Мали может привести к образованию альянса между местным населением и джихадистскими группировками, что создаст дополнительные риски для всего региона. «Война, возможно, приведет к освобождению городов. Но территория, причем очень обширная, останется под контролем террористических групп, которые в настоящее время хорошо вооружены и экипированы», — предсказал он. Что касается Мавритании, то она не будет участвовать в этой войне. Она однако будет охранять свои границы, и если мы будем атакованы, мы ответим ударом, который выйдет за ее пределы». Ульд Абдельазиз выразил сожаление в связи с тем, что мировое сообщество слишком поздно обратило внимание на «присутствие террористов в Мали, окопавшихся там с 2001 года».

В целом, только сожаление можно выразить и в связи с той неторопливостью, с которой идет подготовка к военной операции на севере Мали при том, что ее необходимость очевидна, равно как очевидна необходимость политического решения проблем народов, населяющих эту территорию.

52.27MB | MySQL:103 | 0,511sec