Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2012 г.

В течение ноября активные боевые действия между повстанцами и правительственными войсками велись в провинциях Южный Кордофан и Голубой Нил, продолжала литься кровь в Дарфуре.

Как всегда, противоборствовавшие стороны сообщали противоречившие друг другу данные о потерях. Так, 2 ноября повстанцы из Суданского народно-освободительного движения –Север /СНОД-С/ заявили, что в боях к северо-востоку от Кадугли — столицы штата Южный Кордофан — потери правительственных составили 70 человек убитыми. Со своей стороны они заявили о потере 7 бойцов. Кроме того, повстанцы утверждали, что им удалось подвергнуть Кадугли артиллерийскому обстрелу. Все эти утверждения невозможно было проверить, поскольку Хартум уже давно ограничил доступ в этот регион.

По словам представителя СНОД-С, бои развернулись после того, как суданские войска при поддержке танков, авиации и боевых вертолетов атаковали деревню Дидко в 20 км от Кадугли.

Эскалация напряженности в Южном Кордофане в начале ноября произошла несмотря на то, что в конце сентября Судан и Южный Судан подписали соглашение об установлении полосы безопасности шириной 20 км вдоль совместной границы.

8 ноября повстанцы из СНОД-С заявили, что сбили над провинцией Южный Кордофан переделанный в бомбардировщик самолет типа «Антонов» ВВС Судана. По данным повстанцев, они обстреляли самолет из автоматического оружия, когда тот летел на малой высоте. Самолет загорелся и упал близ города Джау недалеко от границы с Южным Суданом. Он стал вторым летательным аппаратом типа «Антонов», сбитым повстанцами со времени начала боевых действий в Южном Кордофане в июне 2011 г.

18 ноября дарфурские повстанцы из Армии освобождения Судана /АОС/ — фракция Минни Миннави подвергли минометному обстрелу столицу штата Северный Дарфур город Эль-Фашер. Как заявил представитель этой организации, обстрел Эль-Фашера – второй за месяц – был осуществлен в ответ на бомбардировки суданской авиации. По его данным, огонь велся по военным целям на аэродроме Эль-Фашера, с которого действуют суданские самолеты.

19 ноября суданская армия пригрозила использовать силу для того, чтобы уничтожить лагерь дарфурских повстанцев из Суданского революционного фронта /СРФ/, который они создали в приграничье на территории, оспариваемой Южным Суданом и Суданом. Представитель входящего в СРФ Движения за справедливость и равенство /ДСР/ подтвердил факт развертывания лагеря ДСР в 10 км к северу от Самахи близ реки Бахр аль-Араб.

СРФ — альянс повстанческих движений из разных штатов Судана. Его заявленная цель — свержение Хартумского режима, в котором доминируют арабы.

Район Самахи — один из пяти регионов, на которые претендуют как Хартум, так и Джуба. Судан считает, что этот район входит в состав штата Восточный Дарфур.

21 ноября дарфурские повстанцы обвинили Судан в бомбардировке района Самахи. По их данным, 19 и 20 ноября самолеты ВВС Судана нанесли удар по зонам, где находилось гражданское население, не нанеся ущерба позициям повстанцев. В тот же день суданская армия официально подтвердила факт авиаударов по району Самахи.

24 ноября дарфурские повстанцы из Армии освобождения Судана /АОС/ — фракция Абдельвахида Нура объявили о захвате военной базы правительственной армии в 150 км к западу от Эль-Фашера. Они утверждали, что тут же отбили контратаку правительственных сил, попытавшихся восстановить контроль над базой.

Свою войну с собственными повстанцами вынужден вести и Южный Судан. 21 ноября представитель армии Южного Судана Филипп Агюэр сообщил, что в ходе атаки южносуданских военных на лагерь повстанцев в штате Джонглей со стороны последних погибли по меньшей мере 20 человек. В том районе действуют повстанцы под командованием Дэвида Яу Яу, костяк их формирования составляет молодежь народности мурл. Их лидер выступил против Джубы после того, как проиграл на выборах в местные органы власти в апреле 2010 г. Представителю СНОД. Южане обвиняют мурл в том, что в ходе гражданской войны многие выходцы из этой народности воевали на стороне Хартума в полувоенных формированиях.

В ноябре Хартум продолжил яростную антиизраильскую риторику, очередная кампания которой началась после 23 октября в связи со взрывами на военном заводе в городе Ярмук. Согласно суданским властям, удар по этому объекту нанесли четыре израильских самолета.

Израиль не стал реагировать на эти обвинения. Тем не менее ряд представителей Израиля обвинил Хартум в том, что тот превратился в транзитный пункт на пути переброски иранкского оружия в сектор Газа.

4 ноября вице-президент Судана Аль-Хадж Адам Юсеф заявил, что его страна не боится Израиля, и что она продолжит поддерживать контролирующее сектор исламистское движение ХАМАС. Одновременно он опроверг сообщения о наличии некоей связи между заводом в г.Ярмук, движением ХАМАС и ракетными обстрелами Израиля.

5 ноября в Хартуме было объявлено, что президент Судана Омар аль-Башир отправился в Саудовскую Аравию на «обычное» медицинское обследование в связи с перенесенной им ангиной. Как объявила канцелярия президента — второй раз за две недели — состояние здоровья главы государства хорошее, и он «в полном объеме выполняет свои обязанности».

Ранее, 21 октября, официальный представитель канцелярии президента Имад Сайед Ахмед опроверг слухи, согласно которым 68-летний АО.аль-Башир заболел. Тем не менее он признал, что во время рамадана /вторая половина июля — первая половина августа/ О.аль-Башир перенес «маленькую операцию», не детализируя — какую.

Уже 8 ноября О.аль-Башир выступил с яростным антиизраильским телезаявлением, пригрозив дать достойный ответ на бомбардировку завода в Ярмуке. По его словам, Израиль является «нашим врагом номер 1». Одновременно он сообщил, что состояние его здоровья хорошее. Запись его телевыступления была сделана в помещении посольства Судана в Эр-Рияде.

По словам О.аль-Башира, чтобы не допустить еще одной израильской атаки, у Судана есть два варианта. Первый – нормализовать отношения с Израилем, «однако этот выбор не будет реализован никогда». «Второй вариант – обладать технологией, которая позволит нам адекватно отвечать Израилю. И мы попытаемся получить такую технологию», — сказал он, не уточнив, о какой технологии может идти речь.

В Саудовской Аравии О.аль-Башир перенес «хирургическую операцию на голосовых связках, которая прошла успешно», и 14 ноября он возвратился в Судан. Эта операция была второй менее чем за четыре месяца.

В начале ноября в Хартуме состоялась национальная конференция  т.н.Исламского движения, многие выходцы из которого входят в настоящее время в руководство правящей партии Национальный конгресс /ПНК/. В конференции, организуемой один раз в четыре года, приняли участие 5 тысяч человек, а также 170 зарубежных гостей. Среди последних был замечен, в частности, лидер зарубежного руководства движения ХАМАС Халед Машаль.

Ряд активистов этого исламистского движения под воздействием событий, происшедших в ряде арабских стран в результате «арабской весны», требует изменений во внутренней политике Судана, утверждая, что действующее – исламистское по характеру – руководство не полностью добилось того, чтобы страна жила по законам исламского государства. В первую очередь они указывают на коррупцию, которая поразила страну. Однако, считают суданские политологи, Исламское движение в своей массе вряд ли пойдет за ними. Пока что исламисты начали думать, кого предложить взамен О.аль-Башира, уже объявившего, что уйдет в отставку со своего поста лидера ПНК на предстоящем съезде партии. Он должен пройти в конце 2013 года.

В любом случае уже свыше 10 лет Исламское движение остается расколотым. Это произошло после того, как Хасан ат-Тураби, долгое время считавшийся «серым кардиналом» режима О.аль-Башира, перешел в оппозицию к президенту. Как считает бывший советник О.аль-Башира и возможный кандидат на пост лидера Исламского движения Гази Салахеддин, эта организация должна стать независимой от правительства.

Пользующийся репутацией умеренного исламиста Салахеддин позднее отказался баллотироваться на пост лидера Исламского движения. Поэтому голосование проходило на безальтернативной основе. Лидером Исламского движения был избран бывший министр энергетики, действующий председатель комиссии по экономике суданского парламента и ближайший сподвижник О.аль-Башира Аз-Зубейр Ахмед аль-Хасан. До него в течение двух сроков пост генерального секретаря Исламского движения занимал вице-президент Али Осман Таха. Его называют в качестве наиболее вероятного преемника действующего главы государства.

21 ноября президент Южного Судана Сальва Киир заявил, что предусматривавшееся возобновление добычи нефти блокировано в связи с новыми требованиями Судана, через территорию которого проходит экспортный трубопровод. В частности, Хартум потребовал от Джубы осудить повстанцев из СНОД-С, действующих на юге Судана, при том, что ранее, в ходе гражданской войны, бойцы СНОД-С воевали на стороне пришедшего к власти в Южном Судане СНОД.

«Мы намеревались возобновить добычу нефти 15 ноября, однако Хартум ищет любой предлог, чтобы помешать этому», — сказал С.Киир в Мелуте /штат Верхний Нил/ на церемонии начала строительства нефтеперерабатывающего

завода.

Хартум регулярно обвиняет Джубу в том, что та поддерживает повстанцев из СНОД-С, действующих в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил.

Как сообщил глава МИД Судана аль-Обейд Мерах, Хартум письменно уведомил Джубу о готовности принять к транспортировке южносуданскую нефть.  Однако на недавнем техническом совещаниии специалистов из двух стран было признано, что в приграничной зоне остаются проблемы в плане безопасности, что делает рискованной перекачку нефти.

Заявление Киира поставило под сомнение выполнение соглашений, подписанных между Хартумом и Джубой в конце сентября. Одно из положений этих соглашений касалось создания демилитаризованной зоны шириной 20 км вдоль совместной границы.

Самая интригующая новость месяца пришла из Судана 22 ноября, когда в Хартуме было объявлено, что суданские спецслужбы раскрыли заговор против безопасности страны. «Этот заговор планировался под руководством лидеров оппозиционных партий», — утверждалось в заявлении Информационного центра Судана, близкого к спецслужбам страны. Это заявление было тут же опровергнуто оппозицией, утверждавшей, что она выступает за «демократическое и мирное изменение власти». В связи с попыткой заговора назывались также имена некоторых военных.

В тот же день стало известно, что в связи с попыткой заговора был  арестован бывший глава суданской разведки отставной генерал Салах Абдалла, больше известный под именем Салах Гош. Последний руководил этой спецслужбой начиная с 90-х годов прошлого столетия и до августа 2009г., когда его сменил его заместитель генерал Мохаммед Атта аль-Мула. Затем Гош некоторое время занимал пост советника президента по вопросам безопасности, в 2011 г. ушел со всех постов. До этого выступал за диалог с политической оппозицией. На посту шефа разведки после терактов 11 сентября 2001г. выступал и многое сделал по развитию связей с ЦРУ США.

Одновременно с Гошем были арестованы еще 12 человек. Среди них наиболее заметными фигурами являлись генерал Адиль ат-Тайеб из Национальной службы безопасности и разведки, бригадный генерал Мохаммед Ибрагим /армия/. Последний в апреле с.г. занимал пост заместителя командующего военной операцией по восстановлению контроля над нефтеносным районом Хеглиг на границе с Южным Суданом. По данным суданских властей, заговорщики были арестованы за день до планировавшегося выступления. По мнению суданских экспертов, аресты были произведены среди военных, придерживавшихся исламистских убеждений.

Власти, похоже, попытались не допустить появления «лишней» информации о заговоре – 26 ноября стало известно о конфискации тиражей двух газет, попытавшихся представить свое видение происшедшего.

29 ноября стало известно о госпитализации Гоша после перенесенного им сердечного кризиса.

В целом, по итогам событий ноября можно констатировать, что сентябрьское соглашение между двумя Суданами в части, касающейся демилитаризации пограничной зоны, скорее мертво, чем живо. А значит, на границе между двумя странами еще не скоро установится спокойствие со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для экономик двух стран.

52.22MB | MySQL:103 | 0,468sec