ЗРК «Пэтриот» в Турции, Иран и опасность третьей мировой войны

В середине декабря было объявлено о том,  что военно-политический блок НАТО принял решение об оправке  на турецко-сирийскую границу зенитно-ракетных комплексов  (ЗРК) «Пэтриот». Это, как заявили в штаб-квартире НАТО, отнюдь  не    говорит о подготовке  к нападению на Сирию.  На первом этапе на место дислокации будет отправлено две батареи.  Для обслуживания ЗРК  в Турцию будут командированы примерно  400 немецких военных специалистов. Они пробудут там  до  31 января 2014 г.  Кроме военнослужащих ФРГ, по две батареи  ЗРК будут обслуживать  военные из Голландии и США.  Эта новость вызвала вполне ожидаемую реакцию в военно-политических кругах Ирана. Первым ее озвучил начальник иранского Генерального штаба Хасан Фирузабади.  Несомненно, он выразил мнение всего руководства страны,  традиционно и последовательно считающего весь Ближний Восток зоной своих жизненных интересов. Если в силу необходимости укрепления отношений между двумя странами, особенно заметного после наметившегося в последнее время ослабления связей между Турцией и Израилем, Иран  вынужден закрывать глаза на факт членства Турции в рядах НАТО, то смириться с размещением в непосредственной близости от своих границ зенитно-ракетных   комплексов  «Пэтриот»  ему невозможно. Именно этим объясняется истеричная реакция  и  декларируемая Ираном угроза начала новой, третьей по счету мировой войны.  При этом заметна показательная для иранцев ассиметрия: форсированная милитаризация их страны, интенсификация баллистической ракетной программы, возможный выход на обладание ядерным неконвенциональным оружием и нагнетание именно со стороны Ирана военной истерии в регионе Персидского Залива не грозят новой войной, а – цитирую  слова Фирузабади – «каждая из этих ракет «Пэтриот» является черным пятном на карте мира, они направлены на то, чтобы вызвать мировую войну».  Вот реакция министра обороны ИРИ генерала Ахмада Вахиди: «Присутствие иностранных сил в регионе не только не способствует укреплению безопасности, но и провоцирует конфликт и напряженность».

На наш взгляд, имеется еще одна веская причины такой иранской реакции на установку ЗРК  «Пэтриот».  По сути, такое решение НАТО демонстрирует  озабоченность Запада затянувшейся нерешенностью сирийского конфликта, показывает понимание конфронтационного характера турецко-сирийских отношений, необходимость усиления безопасности единственного ближневосточного члена Северо-атлантического альянса.  Как отметил Генеральный секретарь НАТО  Андерс Фог  Расмуссен, устанавливаемые на границе Турции и Сирии ЗРК  имеют оборонительный характер, и устанавливаются с целью противостояния обстрелов территории  Турции сирийскими ракетами. По словам Расмуссена, другая задача этих комплексов – создать оборонительный щит на пути возможных обстрелов стран Европы иранским ракетами класса «Шахаб-3» и последующих модификаций, дальность полета которых вполне способна достичь территории основных европейских стран.  Как известно, специалистами НАТО в зоне турецко-сирийской границы будет  суммарно установлено шесть ЗРК «Пэтриот». Западные эксперты в последние дни не раз высказывали мнение о том, что с установкой ЗРК «Пэтриот» в этой зоне может быть существенно нейтрализована опасность реализации иранской баллистической ракетной программы большой дальности, нацеленной в том числе и на Европу.

Учтем и то обстоятельство, что факт установки такого класса ракет оборонительного назначения  реализуется в ответ на просьбу Турции, действительно страдающей от сирийских обстрелов своей пограничной зоны. Количество такого рода инцидентов  за почти 21 месяц сирийских событий приближается  к тысяче.  Для того, чтобы понять иранскую реакцию, нужно принять в расчет и то, что агония сирийского режима, вошедшая в заключительную фазу, лишит Иран его единственного союзника, с которым он имеет отлаженные и пока еще работающие связи в арабском мире.  Несмотря на трудности чисто логистического характера, Иран продолжает помощь  режиму Асада по разным направлениям – поставкой оружия, подготовкой штурмовых отрядов, прямым участием иранских военных в боевых действиях на стороне сирийских правительственных войск. Последний факт не раз признавался самим Ираном, в том числе – устами его военачальников. Недальновидность  подобной поддержки скомпрометировавшего себя режима Башара Асада  вполне очевидна. Такой порядок вещей и вызывает паническую реакцию, показательно отразившуюся в словах  ряда иранских политиков.

Подняв пропагандистскую шумиху вокруг предполагаемой установки ракетно-зенитных комплексов «Пэтриот» на турецко-сирийской границе, иранское руководство одновременно  провозгласило в последние дни, что опасность бомбардировки иранских ядерных объектов практически исчезла. Отметим интересный фон таких заявлений: ряд высокопоставленных иранских политиков заявили, что любое военное вмешательство во внутренние дела страны будет сопряжено с резкой ответной реакцией. Именно так высказался  18 декабря пресс-секретарь иранского МИДа Рамин Мехманпараст, добавив, что Запад находится ныне в достаточно кризисной ситуации, что не дает ему возможности привлечения необходимых резервов для конфронтации со странами ислама. Мир ислама, по словам Мехманпараста, вошел в фазу расцвета и благоденствия, вот почему открытого противостояния между Востоком и Западом на нынешнем этапе не предвидится. Отсюда делается логичный, на взгляд иранских политиков, вывод: военной акции Запада как средства приостановки продвижения иранской атомной программы,  в ближайшее время ждать не приходится. Исламская Республика Иран, считает Мехманпараст, превратилась в мощный и укрепленный форпост мира,  усилились и другие страны ближневосточного региона, вот почему они не готовы более мириться с американским военным присутствием на этом геополитическом пространстве. Следовательно, они более не приемлют вызовы их безопасности, исходящие от США и Израиля.

Со словами Р.Мехманпараста солидаризируется ряд иранских  политиков, сделавших в последние дни заявления провокативного  характера. Вот как выразился, например, главный военный советник религиозного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи – Яхья Рахим Сафави. «Именно Ирану, — сказал Сафави, занимавший в течение десяти лет пост Главнокомандующего силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР), — принадлежит в регионе Ближнего Востока первое и последнее слово. Отныне мы находимся в стратегически важном месте региональной политики, у нас ключ к решению всех возникающих проблем, и именно Исламской Республике Иран принадлежит приоритет их решения».  Подходы Сафави разделяет и министр обороны Ирана генерал Ахмад Вахиди.  «У нас достаточно самой современной военной техники, мы ее регулярно испытываем, применяем на ней самые современные военные тактики. Много внимания уделяем и проведению разного рода военных маневров, в ходе которых проверяем военную технику на деле.  Для нас это важно еще и потому, что Иран является важнейшим гарантом безопасности всего ближневосточного региона, и мы просто обязаны крепить свою обороноспособность и силу сдерживания.  Понятно, что наша сила и технический уровень вооруженных сил беспокоят врагов Исламской республики.  Мы вышли на самый современный уровень производства вооружений, наладили даже выпуск отечественных  беспилотных летательных аппаратов, превосходящих зарубежные аналоги».  По данным иранского информагентства «Фарс»,  на вооружение КСИР скоро поступят  и современные подводные лодки. Как видно из интервью «Фарс» того же министра  обороны ИРИ  Ахмада  Вахиди, подлодки также будут отечественного производства. Обратим внимание и на недавнее заявление Вахиди о том, что необходимо  вывести все иностранные войска из зоны Персидского залива, ибо этот регион может сам справиться со всеми вызовами и угроза, подвергающими опасности жизнь его государств.  Порукой тому, говорят в Иране, оборонный потенциал страны. Поэтому, процитируем генерала  Хоссейна  Салами – зам. главнокомандующего силами КСИР), «если враг захочет угрожать жизненным интересам исламского строя, Иран сможет  противопоставить ему всю свою мощь. Моя страна уже не раз доказывала это как на полях идеологических сражений, так и на поле брани».

Иранские политики уже в полный голос обсуждают и возможность войны между ИРИ  и США. 21 декабря по этому поводу высказался депутат иранского парламента ходжат-оль-эслам Рухолла Хоссейниян, уточнивший, что такая война, имеющая полномасштабный характер, уже вовсю полыхает. По словам Хоссейнияна, в течение почти 34 лет, прошедших после победы в Иране  исламской революции, США плели и плетут нити всевозможных заговоров против иранского народа, но все их попытки свалить исламский строй обречены на полнейший провал. « Гарантия этому – кровь наших шахидов, преданность народа  своей революции и решимость отстоять ее завоевания».  Пока же в Иране объявили и предстоящих новых военно-морских учениях   вооруженных сил  страны в Ормузском проливе. Они призваны продемонстрировать «повышение уровня боеготовности и обеспечение безопасности региона». На учениях запланировано провести очередную проверку новых систем вооружения, поставленных на оснащение  иранских вооруженных сил, отработку взаимодействия различных родов войск, апробацию современных военных тактик.

52.28MB | MySQL:103 | 0,503sec