Ситуация в Турции: декабрь 2012 г.

Не умаляя значимости ряда важных событий, имевших место в декабре на турецком внешнеполитическом треке, особо выделим все же российское направление, которое остается одним из приоритетных для высшего политического и военного руководства Турции. Это еще раз подтвердили итоги сложных российско-турецких переговоров на высшем уровне, состоявшихся 3 декабря в Стамбуле в рамках рабочего визита президента РФ В. Путина.

По мнению турецких экспертов, визит стал главным политическим событием декабря, так как В. Путин и Р. Эрдоган  «не оправдали опасные прогнозы скептиков, утверждавших, что сирийская проблема станет камнем преткновения на переговорах и приведёт к их фактическому провалу, а значит  к существенному похолоданию в двусторонних отношениях».

Вот мнение одного из авторитетных турецких Центров стратегических исследований Usak, который рассмотрел вопрос трансформации российско-турецких отношений под влиянием кризисов, связанных с расхождением региональных интересов. По мнению Центра, Россия в своей внешней политике воспринимает Турцию «через фильтр НАТО и США», поэтому отношения России и Турции находятся под воздействием роли т.н. «третьих сил» – Великобритании, ЕС, США и НАТО. В контексте региональных кризисов автор выделяет три ключевых события, определивших в последнее десятилетие динамику развития российско-турецких отношений:

1. Отказ Анкары одобрить меморандум от 1 марта 2003 года, санкционирующего применение военной силы против Ирака с предоставлением для этого турецкой территории.

2. Отказ Турции в 2008 году дать разрешение на проход военных кораблей США через Черноморские проливы для оказания поддержки Грузии.

3. Серьезное втягивание Турции в сирийский кризис, что связано с наличием самой длинной сухопутной границы с Сирией (820 километров — авт.).

Если на первых двух этапах в глазах России формировался положительный имидж Турции, несмотря на членство в НАТО, то начало «арабской весны» стало предвестником того, что региональный кризис может оказать негативное воздействие на отношения Москвы и Анкары.

Действительно, на итоговой пресс-конференции в Стамбуле президент России признал, что договориться по Сирии с турецким премьером так и не удалось, однако в ходе обмена мнениями родились некоторые новые варианты урегулирования, которые будут прорабатываться по дипломатическим каналам двух стран. Вне зависимости от шансов на реализацию предполагаемых компромиссных вариантов, подобные заявления говорят о твердом намерении обоих лидеров не только демонстрировать стремление к сглаживанию ряда неприятных эпизодов в отношениях России и Турции, но и предпринимать для этого конкретные шаги.

Что касается «проработки Москвой и Анкарой новых вариантов по урегулированию ситуации вокруг Сирии», то лидеры двух стран сдержали свое обещание и выполняют достигнутые в Стамбуле договоренности, о чем свидетельствует реальное развитие событий. Принято решение о визите в Россию в январе первого заместителя министра иностранных дел Турции Феридуна Синирлиоглу. Он встретится в Москве с замминистра иностранных дел России и спецпредставителем президента В. Путина по Сирии Михаилом Богдановым. В турецких СМИ сообщается, что Ф. Синирлиоглу выдвинет конкретные предложения по решению сирийской проблемы.

Примечательным в этом плане является вывод Китая по этому вопросу, озвученный агентством Синьхуа. Позиция именно Пекина представляет интерес, так как китайская сторона на нынешнем этапе по ряду причин уделяет особое внимание анализу российско-турецких отношений, рассматривая их как важный фактор региональной и глобальной политики. Китайское информационное агентство уверено, что «несмотря на разногласия по Сирии звезда турецко-российских взаимоотношений продолжает сиять с прежней силой».

Одним из подтверждений конструктивного характера прошедшего визита может служить подписание по итогам заседания Совета сотрудничества высшего уровня двух стран 11-ти важных документов, охватывающих экономическое, торговое, научное, финансовое и техническое сотрудничество.

1. Соглашение о сотрудничестве по созданию совместного предприятия в области маркетинга, дистрибуции между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и ОАО «Чалык холдинг»

2. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Сбербанк России» и Экспортно-кредитным банком Турции

3. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Сбербанк России» и Агентством по поддержке и привлечению инвестиций в Турцию

4. Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации и Академией дипломатии Министерства иностранных дел Турецкой Республики

5. Меморандум о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма

6. Среднесрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2012–2015 гг.

7. План действий российско-турецкого Форума общественности

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об учреждении и деятельности культурных центров

9. Совместное заявление между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики по проекту атомной электростанции «Аккую»

10. Совместное заявление по итогам встречи сопредседателей Смешанной Межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о местах российских захоронений на территории Турецкой Республики и турецких захоронений на территории Российской Федерации.

Названия подписанных документов говорят об углублении и появлении новых аспектов российско-турецкого сотрудничества, которые мы детально рассмотрели в одной из статей накануне рабочего визита В. Путина.

Одна из влиятельных турецких газет «Сабах», подводя итоги российско-турецких переговоров, констатировала, что «напряжение между Анкарой и Дамаском не помешало экономическому партнерству Турции с Россией, стратегическое сотрудничество которых будет продолжено». В. Путин и Р. Эрдоган еще раз подтвердили намерение повысить уровень торгового оборота двух стран до 100 миллиардов долларов и не отказываться от целей, поставленных ими в сфере крупных энергетических проектов.

Газета выделяет также слова Р. Эрдогана о том, что «экономические и торговые отношения с Россией стремительно развиваются. Анкара очень довольна таким их развитием. С момента прихода к власти правительства Партии справедливости и развития (ПСР) объем  двустороннего торгового оборота возрос в 7 раз. Российская Федерация сегодня является вторым по этому показателю партнером Турции. Торговый оборот с Россией в 2011 году составил 30 миллиардов долларов. Есть все основания ожидать, что эта цифра по итогам 2012 года превысит 35 миллиардов долларов».

Напомним, что Россия и Турция реализуют многие совместные проекты в области энергетики, в том числе уникальный проект строительства АЭС Аккую в провинции Мерсин, что на побережье Средиземного моря. Российская сторона планирует до лета 2013 года завершить все предусматриваемые законодательством Турции официальные процедуры, необходимые для начала строительства АЭС. В России в соответствии с договоренностью продолжается подготовка 400 турецких специалистов для работы на АЭС.

Эксперты обратили внимание на материал, размещенный на сайте Управления по дела печати, изданий и информации аппарата турецкого премьера под заголовком «Новогодний подарок от Путина». Взаимоотношения между Турцией и Россией, несмотря на разногласия в сирийском вопросе, продолжают развиваться и укрепляться. Как известно, российский лидер Владимир Путин, расценивший «добро» Анкары, данное в конце 2011 года Турцией на строительство Южного потока в экономической зоне Турции, как «новогодний подарок», ответил на этот жест Соглашением по РПК, что можно расценить теперь как его подарок турецкой стороне к Новому 2013 году».

Именно так турецкая сторона трактует одобренный Россией Меморандум, который предусматривает взаимодействие в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Этот документ предполагает обмен информацией между финансовыми учреждениями обеих стран в плане отмывания незаконно полученных денег. Управление по расследованию финансовых преступлений (МАСАК) Турции и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями России будут взаимодействовать в сфере вскрытия всех доходов, источником которых является преступные действия.

Турецкие эксперты прогнозируют, что данное Соглашение, прежде всего, повлияет на РПК. По их мнению, часть финансовых источников и финансов этой организации находятся на российской территории  или же через Россию переправляется в третьи страны. Поэтому, полагают они, Соглашение о сотрудничестве в этой сфере имеет для турецкой стороны большое значение.

Думается, стоит еще раз затронуть тему проекта Южного потока в связи с одним обстоятельством. Буквально через несколько дней после визита российского президента в Турцию ряд российских СМИ под  заголовками «Турция вышла из Южного потока в день, когда Путин замкнул газотранспортные системы России и Европы», «Турция игнорирует Южный поток в пользу Набукко» и др. опубликовали критические материалы. В них они информировали своих читателей о том, что официальная Анкара, «не дождавшись даже,  когда после визита в Турцию президента Российской Федерации Владимира Путина пройдет хотя бы пара недель, поспешила преподнести российским властям малоприятный сюрприз».

Негативность сюрприза, по их утверждениям, заключалась в том, что «Анкара отказалась присоединиться к Южному потоку в знаменательный для Москвы день. А именно когда российский президент в присутствии других высокопоставленных гостей, в том числе из Европы, в Краснодарском крае на площадке компрессорной станции «Русская» в районе Анапы в торжественной церемонии дал старт строительству газопровода «Южный поток».  Состоялась сварка символического стыка газотранспортных систем России и Европы. При этом ссылались на заявление министра энергетики и природных ресурсов Турции, смысл которого был  искажен в результате, по всей видимости, неточного перевода.

Дело в том, что Турция никогда и не присоединялась к реализации проекта Южный поток, не высказывала желания предпринять такой шаг, сосредоточившись, по ряду известных причин, на проекте Набукко. Тем не менее, Анкара, преодолев мощное давление западных союзников, прежде всего США, дала все же разрешение в декабре 2011 года на проведение изыскательских работ, строительство и эксплуатацию газопровода «Южный поток» в своей исключительной экономической зоне. Переговоры по этому вопросу шли очень сложно более года и завершились достижением взаимоприемлемой и очень важной для России  договоренностью. То есть речь идет о разрешении Турции на проведение работ, а не об ее участии в реализации проекта.

Кстати, ранее и министр энергетики РФ Александр Новак сообщал журналистам, что участие Турции в проекте Южный поток, предполагающем строительство газопровода из РФ в Европу по дну Черного моря, не планируется. Так что Анкара не преподносила неприятных сюрпризов в Москве, тем более в энергетической сфере, сотрудничеством в которой турки дорожат и стремятся его углублять. Ведь именно в Стамбуле было озвучено заявление турецкой стороны о желании уже в этом году нарастить объёмы закупок российского газа на 3 млрд кубометров в год.

Надо отметить, что за стратегическое партнерство именно в сфере энергетики турецкая оппозиция жестко критикует премьера Р. Эрдогана за чрезмерную энергозависимость страны от России. Так, в принципе позитивно относящийся к развитию сотрудничества с Россией генеральный председатель основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу обвинил в этом правительство ПСР. Заметим, что лидер именно этой партии впервые в Турции выступил инициатором создания партийного Интернет-портала на русском языке. Тем не менее, в вопросах энергетического сотрудничества с Россией лидер основной оппозиционной партии твердо стоит на той же позиции, что и США.

«Уважаемый премьер-министр, Вы просто отдали России всю нашу энергетику. Покажите мне вторую такую страну, которая была бы так привязана в этом плане к России. Вы отдали России всё: газопроводы, строительство АЭС… Тем самым Вы поставили под угрозу всю нашу энергетическую независимость. Вы выбросили проект Набукко на мусорку, дав разрешение на прокладку Южного потока. Какое право Вы имели ставить Турцию в такое положение? Народ хочет знать, что Вы еще замышляете вместе с президентом России Путиным? Мы понимаем, что вы друзья. Сделайте тогда ему подарок за счет личных  средств, а не за счет интересов Турции», — цитируют лидера НРП турецкие СМИ.

Таким образом, Москва и Анкара, зафиксировав разногласия по сирийскому вопросу, продемонстрировали, что они прекрасно понимают важность перспектив укрепления торгово-экономического и гуманитарного партнерства, военно-технического сотрудничества и  связей по линии спецслужб. Обе стороны дали ясно понять, что не хотят подвергать их опасности из-за несовпадения позиций по одной, пусть и важной, проблеме, которую при существующем уровне доверия можно  урегулировать путем диалога. Конечно, существует риск зарождения процесса постепенного накопления негатива в общем объеме вполне благополучных на нынешнем этапе двусторонних отношений, однако сегодня мы можем все же констатировать, что  общих интересов у России и Турции гораздо больше.

В качестве одного из примеров близости или совпадения позиций по одной из важных международных проблем можно привести процесс ближневосточного урегулирования. После получения Палестиной статуса государства-наблюдателя в ООН Р. Эрдоган выразил благодарность российскому правительству и президенту России В. Путину. «Я еще раз хочу выразить благодарность Российской Федерации за ее вклад в решение вопроса признания Палестины государством-наблюдателем в ООН. Опять-таки в связи с палестинской проблемой я считаю полезным отметить, что придаю особое значение позитивному подходу России к этой проблеме. То обстоятельство, что наши взгдяды на этом треке совпадают на принципиальной основе с позицией России, конечно же, радует».

Пожалуй, самую лаконичную и довольно точную оценку сегодняшних российско-турецких отношений дал уже длительное время работающий на российском рынке глава строительного концерна Renaissance Construction Company Эрман Илыджак. В интервью газете «Миллиет» он охарактеризовал их как «католический брак». «Партнеры могут ссориться, однако развода в католическом браке не бывает», — полагает один из видных представителей турецких деловых кругов.

Еще одним из важных внешнеполитических вопросов в декабре стало решение НАТО о размещении на территории Турции зенитных ракетных комплексов Patriot. Об этом решении министров иностранных дел альянса сообщил глава внешнеполитического ведомства Германии Вестервелле. Министр, выступая на организованной по данному поводу пресс-конференции, заявил, что размещение ЗРК направлено на защиту НАТО и ее партнеров. Напомним, что это еще один раздражитель в российско-турецких отношениях.

Ракетные комплексы Patriot будут размещены в трех регионах Турции. Правительство Нидерландов 7 декабря одобрило предоставление Турции двух батарей зенитно-ракетных комплексов для защиты границы с Сирией. Еще две батареи прибудут в Турцию из Германии, и две из США. Как сообщают турецкие СМИ, батареи ЗРК будут размещены в Адане, Малатье и Диярбакыре. По поводу мест расположения остальных трех батарей Patriot ВС Турции и советники НАТО еще не приняли окончательного решения.

Как отмечается в сообщении турецкого МИД, для обслуживания батарей ЗРК в Турцию из этих стран прибудут более 1000 специалистов. Ракетные комплексы Patriot будут размещены на границе с Сирией только для обороны, говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Турции. «Предпринятые меры не преследуют наступательных целей. Они являются оборонительными и направлены на усиление противовоздушной обороны нашей страны», — отметил МИД. Кроме этого, в заявлении отмечается, что «данные меры никак не связаны с организацией бесполетной зоны над Сирией, а районы базирования установок Patriot выбраны на основании проведенного военно-технического анализа».

Вместе с тем, необходимо заметить, что эксперты ряда стран, в т.ч. России, убеждены в том, что технические характеристики этих ЗРК позволяют решать с их помощью подобные задачи, связанные с реализацией наступательных целей и обеспечением бесполетных зон.  Эксперты полагают, что до конца января на границе Турции с Сирией будут размещены 6 ЗРК. Однако в случае необходимости Германия и Нидерланды могут ускорить данный процесс.

Голосование в парламентах стран, предоставляющих Турции ЗРК было далеко не однозначным. Так, в Германии около ста депутатов проголосовали против этого решения. В соседних с Турцией странах остро отреагировали на сообщения о том, что первые комплектующие части ЗРК уже доставлены в Турцию, а вместе с техникой прибыли и немецкие военнослужащие. В Иране даже прозвучали заявления по поводу подготовки Запада к третьей мировой войне. Однако, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в категорической форме отверг обвинения иранской стороны в эскалации напряженности, подчеркнув, что размещение Patriot носит «исключительно оборонительный характер». Тем не менее, политологи считают, что эти утверждения звучат не слишком убедительно.

Эксперт Турецко-азиатского центра стратегических исследований доктор политических наук доцент Мухаррем Хильми Озев в интервью радио «Голос России» отметил, что «на официальном уровне не раз декларировалось о том, что ракетные комплексы Patriot устанавливаются против угроз со стороны Сирии. Однако Иран однозначно рассматривает эти установки в качестве «ловушки» для своих ракетных потенциалов, поскольку Patriot — это чрезмерная мера против сирийских ракет, но вполне адекватная мера для нейтрализации иранских зенитно-ракетных установок. На это обращают внимание представители иранского генштаба и МИД ИРИ, которые озабочены вероятностью снижения эффективности их вооружений на фоне растущего противостояния с Израилем и США.

Безусловно, системы Patriot имеют оборонное назначение. Однако во время военных операций их значение ничуть не меньше систем наступательного характера, поскольку эти системы могут заблокировать практически всю военно-наступательную систему среднего и дальнего радиуса действия противника, — считает турецкий эксперт. С другой стороны, у Турции ведь нет собственной системы ПРО, что ставит ее в незавидное положение перед мощными боеголовками Ирана.

Наряду с этим, Тегеран до сих пор не предоставил Анкаре достаточных гарантий того, что иранские ракеты не будут направлены против объектов, расположенных на турецкой территории. Более того, звучали угрозы, в случае необходимости, атаковать эти объекты. Поэтому вполне возможно, что ЗРК Patriot размещаются, в том числе, и против иранских ракет. А потому и реакция иранских властей не стала сюрпризом для турецкого правительства. Однако, и Иран, в свою очередь, должен понимать Турцию, которая, помимо всего прочего, состоит в НАТО.

Критика Ирана пока на уровне слов. Однако, судя по всему, ситуация будет обостряться. В такой обстановке Турция станет предпринимать определенные меры. Уже сегодня мы наблюдаем, как Анкара проводит активную политику в целях доступа к катарским и иракским месторождениям природного газа, что преследует цель отыскать ближневосточную альтернативу иранским энергетическим поставкам.

Другой турецкий эксперт Али Семин считает, что, несмотря на такие резкие заявления иранских властей, «Тегеран вряд ли задумывает что-то серьезное против Турции, поскольку региональный баланс сил зависит по большому счету именно от этих двух стран». «К тому же, в настоящее время у Ирана проблемы с западными странами из-за его ядерной программы. В отношении Исламской республики действуют международные санкции. Иран не захочет терять такого торгово-экономического партнера как Турция, с которой товарооборот уже превышает 15 миллиардов долларов», — подчеркивает эксперт.

В критичных заявлениях Ирана по отношению к Турции ощутимо чувствуется израильский фактор. Но Тегеран, по мнению турецких экспертов, должен понимать, что Анкара не станет поддерживать Израиль против Ирана, поскольку ее нынешняя враждебность к еврейскому государству также на довольно высоком уровне. Напомним, что Турция снизила на нынешнем этапе свои дипотношения с Израилем до минимального уровня.

При таких обстоятельствах антииранское турецко-израильское сотрудничество вряд ли возможно. Иран, по большому счету, опасается трех вещей: его пугает перспектива ослабления региональной шиитской оси, он опасается потери связи с палестинскими группировками, и наконец, он боится того, что после Сирии настанет его очередь. Поэтому иранское руководство так остро реагирует на любое развитие событий в регионе, которое снижает эффективность иранских ракетных потенциалов. Тегеран чувствует себя окруженным со всех сторон. Это и объясняет резкие заявления иранских властей.

Однако говоря о ныне плохо просматриваемой возможности налаживания турецко-израильского сотрудничества на прежнем уровне, нельзя исключать именно такого развития событий, причем не в столь отдаленной перспективе. В конце декабря в турецких проправительственных СМИ появились сообщения о том, что обострившиеся сегодня турецко-израильские отношения сохраняют все же свою актуальность во внешнеполитической повестке дня Турции. Отмечается, что в случае выявления в Израиле новой политической воли после проведения выборов, в процессе нормализации отношений может быть отмечен сдвиг. Дипломатические источники при этом подчеркивают, что в предъявляемых для этого Турцией условиях нет и не будет изменений.

О сохраняемой жесткости в позиции Анкары говорит и тот факт, что министерство иностранных дел страны вновь резко осудило одобрение Израилем  строительства 3 тысяч новых жилых помещений в Восточном Иерусалиме и на Западном береге реки Иордан. В заявлении турецкого внешнеполитического ведомства отмечается, что Израиль подобными незаконными действиями на оккупированной им палестинской территории наносит ущерб обеспечению стабильного мира в регионе.

Турки обращают внимание на тот факт, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не сумел получить поддержку в этом вопросе и у Германии. Израильский премьер-министр по окончании встречи с  Ангелой Меркель выступил на совместной пресс-конференции в Берлине, на которой стало известно, что канцлер Германии не поддержала Израиль в вопросе строительства новых поселений. Нетаньяху заявил в связи с этим, что Израиль придерживается одной и той же политики по данному вопросу на протяжении вот уже 45 лет. Вслед за Великобританией, Францией и Германией, Канада также выступила против решения Израиля о строительстве 3 тысяч едениц жилья на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме. В заявлении, сделанном офисом аппарата премьер-министра этой страны, отмечается, что данное решение будет препятствовать достижению мира между Израилем и Палестиной.

Премьер-министр Р. Эрдоган затронул этот вопрос в рамках приема в посольстве Палестины в Турции, в ходе которого он встретился с главой ПНА Махмудом Аббасом, который прибыл в Турцию с первым официальным визитом после предоставления Палестине статуса «страны-наблюдателя» в ООН. Турецкий премьер, выступая на приёме, озвучил резкие послания в адрес Израиля. «Они утром говорят одно, а вечером делают другое. Два голосования, прошедших в Генассамблее ООН, очень важны. В результате первого из них, набрав 138 голосов, Палестина получила статус «страны-наблюдателя», а в ходе второго голосования 176 членов организации проголосовали за проведение проверки ядерных объектов Израиля. «Израильские власти заявили, что они не соглашаются с этим. Какая разница, согласны вы или нет?!», — сказал Р. Эрдоган. Это голосование, считает глава турецкого правительства, своеобразное послание Израилю: «Приведите себя в порядок! Не надо утром говорить одно, а вечером делать другое».

В декабре имел место очередной виток обострения отношений Турции с Ираком. Иракское ведомство гражданской авиации не позволило самолету с правительственной делегацией Турции на борту совершить посадку в аэропорту Эрбиля. В связи с этим самолету, на борту которого находились министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз и другие высокопоставленные лица страны, направлявшиеся в Эрбиль для участия в нефтегазовой конференции, пришлось осуществить посадку в аэропорту турецкого города Кайсери.

Повод к обострению дали сами турецкие власти, когда ранее устами практически всех своих высокопоставленных государственных деятелей в очередной раз обвинили Багдад (как и ряд других стран) в поддержке Рабочей партии Курдистана (PПК), постоянного источника террористической угрозы для Турции. Ответ из Ирака не заставил себя долго ждать. По сообщению официального иракского информагентства ИНА,  премьер-министр  Нури аль-Малики (шиит) обвинил Анкару во вмешательстве во внутренние дела своей страны, заявив, что турецкие власти незаконно укрывают бывшего иракского вице-президента и премьера, суннита Тарика аль-Хашими.

Как известно, Багдад официально обвиняет Т. аль-Хашими в том, что, будучи также членом суннитского политического блока «Аль-Иракия», он создал «эскадроны смерти», действовавшие против шиитских паломников, правительственных чиновников и сил безопасности страны, а также в координации террористической деятельности. С мая 2012 года Т. аль-Хашими официально объявлен Интерполом в розыск. Выдан ордер на его арест. Суд Ирака в сентябре заочно приговорил его к смертной казни через повешение.

Однако Анкара не выдает бывшего вице-президента Ирака. Турецкий премьер Р. Эрдоган заявил, что Т. аль-Хашими может оставаться в Турции сколько пожелает. А вице-премьер Турции Бекир Боздаг подчеркнул, что «Анкара не сдаёт тех, кого поддерживает». Турецкая сторона предоставила бывшему иракскому вице-президенту постоянное место проживания на своей территории (неподалеку от Стамбула в городе Ялова). Иракские политологи отмечают, что слова турецкого вице-премьера содержат косвенное признание Турцией своей ответственности за антишиитские акты, совершаемые в Ираке.

Нынешнее обострение отношений между Турцией и Ираком протекает на фоне другого конфликта — между Багдадом и курдской автономией. Курды осуществляют самостоятельный экспорт нефти, отказываясь согласовывать его с иракским руководством. Крупнейшие мировые компании уже закупают нефть напрямую у Эрбиля в обход Багдада. Такую же стратегию выбрала и Анкара, в последние месяцы резко сократив сотрудничество по нефти с центральными властями Ирака. Многие эксперты считают, что именно нефтяной конфликт лежит в основе обострения противоречий между Анкарой и Багдадом.

Эксперты напоминают, что уже в ближайшем будущем Турции, чтобы не попасть под санкции США, придётся свести к минимуму импорт иранской нефти. Это создаст предпосылки для расширения сотрудничества Анкары с Эрбилем в нефтяной сфере, а следовательно, и для новых конфликтов с Багдадом.

Очередным толчком к обострению турецко-иракских отношений послужило решение иракского премьера Нури аль-Малики пригласить в Ирак лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции К. Кылычдароглу. По мнению ряда иракских парламентариев, такое приглашение – «это ответ турецкому руководству, которое, взаимодействуя с различными этническими и конфессиональными группами, вмешивается во внутренние дела Ирака, а также турецкому премьеру Р. Эрдогану, который своей политикой наносит ущерб положению дел в регионе».

В декабре часто озвучивались  ожидания Анкары, связанные с  наступлением в новом 2013 году активного периода в отношениях Турции с Евросоюзом, с которым на нынешнем этапе диалог практически заморожен. Так, уже в январе премьер-министр Р. Эрдоган отправится в Брюссель и проведет там важные переговоры, которые, по мнению турецких экспертов, приоткроет путь Турции к полноправному членству в Евросоюзе. Оптимизм турок связан в немалой степени с Ирландией, которая после греков-киприотов возьмет на себя председательство в ЕС на  очередной период. Сама Ирландия уже дала Турции позитивный сигнал в плане продолжения переговорного процесса. Так, постоянный представитель этой страны в ЕС Рори Монтгомери заявил, что «в процессе по расширению ЕС они больше всего хотят видеть, как Турция возобновит и активно продолжит переговорный процесс».

А пока со стороны турок в декабре прозвучала, по всей видимости, последняя в 2012 году жесткая критика в адрес ЕС. Министр юстиции С. Эргин на пресс-конференции, организованной по итогам встреч и контактов в Брюсселе, отметил, что, несмотря на завершение по ряду вопросов переговоров еще в 2006 году, турецкая сторона до сих пор не смогла получить соответствующие доклады. По его словам, критика ЕС в адрес судебной системы Турции «не имеет правовой и этической основы». Министр сравнил ЕС с учителем, который обвиняет ученика за то, что тот не сделал не заданное домашнее задание. «Евросоюз подобен врачу, который обвиняет пациента за то, что он не принимал лекарств, которых он сам так и не выписал», — констатировал турецкий министр. Кроме этого, С. Эргин  сравнил доклад, подготовленный Международным комитетом по защите журналистов, с «цирковым зеркалом, которое отражает худого толстым, а высокого – коротким».

Примечательно, что, несмотря на ряд серьезных проблем в отношениях с соседями, а также с Евросоюзом,  американская аналитическая компания «Atlantic Council» представила президенту США Бараку Обаме доклад «Планирование стратегии США до 2030-го года…». В докладе обращается внимание на роль Турции, которая, как отмечено в документе, не попала под влияние кризиса в Еврозоне и с каждым днем развивается все динамичнее. «Турция не отстала в связи с кризисом в Еврозоне и станет ключевой страной на Ближнем Востоке, а также в Центральной Азии. Ожидается, что роль Турции с точки зрения региональной безопасности и формирования глобального порядка будет становиться все важнее», — говорится в докладе.

Наряду с этим, Национальный совет США по разведке в своем докладе прогнозирует неминуемое создание до 2030 года в регионе независимого курдского государства. В связи с этим, американские аналитики полагают, что никак не удастся избежать нарушения территориальной целостности Турции. При этом в докладе отмечается, что в Турции происходит спад уровня рождаемости, и, если эта ситуация сохранится, в 2030 году в Турции также произойдёт уменьшение численности молодого населения. Страна будет вынуждена привлекать мигрантов молодого возраста из таких регионов, как Африка и Юго-Восточная Азия.

Наиболее серьезной проблемой на турецком внутриполитическом поле остается курдский вопрос. В декабре на этом треке произошел ряд событий, которые свидетельствуют о попытках властей оперативно решать эту проблему. В президентском дворце Чанкая состоялось специальное совещание, в рамках которого были проанализированы  попытки РПК в связи с событиями на турецко-сирийской границе перенести свою деятельность в региональную плоскость. На совещании с докладом выступил руководитель Национальной разведывательной организации (МIТ) Турции Хакан Фидан.

Президент Турции отказался комментировать ситуацию вокруг отмены депутатской неприкосновенности членов прокурдской Партии мира и демократии (ПМД), которые обвиняются в связях с РПК. Влиятельная в политических кругах газета «Миллиет» отмечает, что президент отказался от комментариев по поводу продолжающегося спора  вокруг этого вопроса, так как  «его слова могут быть превратно истолкованы СМИ, и это вызывает некоторые опасения».

Как известно, вопрос о лишении депутатской неприкосновенности нескольких членов ПМД вызвал серьезные разногласия внутри правящей партии. Накануне президент встретился с премьер-министром, который  выступает за отмену депутатской неприкосновенности. Сообщалось о том, что эта встреча должна была помочь первым лицам государства преодолеть разногласия по этому вопросу.

Отказ А. Гюля прокомментировать эту ситуацию может быть связан с тем, что на проведенной встрече с главой правительства это согласие так и не было достигнуто. В то время как премьер-министр продолжает настаивать на отмене неприкосновенности, А. Гюль также не намерен изменять свою позицию по этому вопросу. Однако учитывая возможность возникновения раскола внутри правящей ПСР, президент не хочет усугублять положение и способствовать обострению конфликта, в том числе, и с премьер-министром Р. Эрдоганом.

Стремлением как можно скорее определить эффективные пути решения курдской проблемы можно объяснить решение Анкары о возобновлении переговоров с находящимся в тюрьме на острове Имралы лидером РПК А. Оджаланом. Турецкое правительство готово предпринять все необходимые меры и провести переговоры со всеми сторонами, которые могут помочь решить курдский вопрос. Подобным образом вице-премьер Турции Бешир Аталай охарактеризовал ситуацию и фактически констатировал готовность Анкары к мирным переговорам с РПК, — считает проправительственная газета Today`s Zaman.

По словам вице-премьера, правительство при этом будет исходить, в первую очередь, из интересов страны. «У нас нет причин, и мы не станем колебаться, чтобы провести переговоры с нужными людьми, предпринять любые необходимые шаги и необходимые решения, чтобы остановить текущее кровопролитие», — сказал он. Заявления турецкого вице-премьера прозвучали во время дискуссии в Институте стратегического мышления (SDE) в Анкаре, где был представлен отчет о демократических преобразованиях в Турции за последнее десятилетие. Б. Аталай также заявил, что правительство и парламент продолжают работать с политическими партиями, неправительственными организациями и нацией в целом по вопросам, связанным с терроризмом и РПК.

Директор SDE, известный политолог, профессор Ясин Актай в своём выступлении указал на тот факт, что начавшийся еще в 1946 году процесс демократизации Турции не исключает из него и курдов, и алавитов. Теперь широко обсуждается (ранее категорически властями опровергалось) и признание того, что за последние несколько лет различные госчиновники вели переговоры с лидером PПK А. Оджаланом, которые в настоящее время зашли в тупик.

Известно также, что сотрудники турецкой разведки в последние годы проводили тайные встречи с высокопоставленными функционерами PПK в Осло. Премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил в сентябре 2012 года, что продолжение этих переговоров вполне возможно. Министр юстиции Турции Садуллах Эргин, в свою очередь, также заявил, что «переговоры с А. Оджаланом могут быть проведены при необходимости и соответствующих обстоятельствах».

О переговорах с А. Оджаланом сообщил и советник турецкого премьера Ялчын Акдоган. Он заявил, что продолжающийся уже более 30 лет конфликт с курдами не может быть урегулирован только силовым путем. Однако, по его словам, А. Оджалан более не контролирует экстремистские группировки, действующие с территории Северного Ирака. «Цель состоит в разоружении РПК. Правительство поддерживает любой диалог в этом направлении, который может привести к прекращению насилия», — подчеркнул он.

Газета «Хюрриет» сообщала, что представители турецкой разведки провели 23 декабря очередную четырехчасовую встречу с А. Оджаланом. Большинство турок, в т.ч. вторая по представительству в парламенте страны оппозиционная Партия националистического движения (ПНД), высказываются против уступок курдам, что существенно ограничивает свободу действий для правительства и затрудняет реализацию его планов на этом направлении.

Об этом свидетельствует тот факт, что параллельно с участившимся обсуждением темы переговоров правительства с представителями курдов, звучат жесткие заявления и обвинения сторон в адрес друг друга о неготовности к диалогу. Более того, турецкая полиция провела массовые аресты многих десятков курдов по всей стране. В числе арестованных и мэр города Сиирт, что на юго-востоке Турции, Селим Саадак. Аресты направлены против Союза курдских общин, который объявлен прокуратурой Турции ответвлением PПK. Многие из арестованных, являются местными чиновниками именно от прокурдской ПМД. Лидер военного крыла PПK Мурат Карайылан заявил: «Почему мы должны сложить оружие в такой атмосфере? Поэтому мы будем вооружаться, а не разоружаться». А сопредседатель ПМД С. Демирташ отметил, что «все аресты являются политически мотивированными и направлены на удушение курдского национального движения в Турции. Правительство правящей ПСР настаивает на войне, так как ещё не готово признать курдов как людей».

Вице-премьер Турции, в прошлом министр иностранных дел Али Бабаджан довольно неожиданно анонсировал в декабре свой уход из политики, что является нехарактерным действием для правительств правящей ПСР. Как отметила газетa «Сабах», об этом сообщил сам А. Бабаджан, подчеркнув, что «настало время уступить дорогу другим профессионалам. Лично я уже принял такое решение».

Напомним, что 45-летний А. Бабаджан трижды избирался депутатом в парламент Турции. Занимал должность министра иностранных дел страны. Был известен своей заинтересованностью в развитии российско-турецких отношений по всем направлениям, реально понимал их значимость не только с точки зрения двусторонних связей, но и для региональной стабильности и безопасности. В 2009 году его сменил Ахмет Давутоглу. Затем Али Бабаджан был назначен на должность вице-премьера по экономике.

Экономика Турции продолжает демонстрировать хорошие результаты. За последние 10 лет Турция стала страной с самым высоким экономическим ростом среди членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По данным ОЭСР, в период с 2003-го по 2012-й годы средний показатель роста экономики в мире составит 3,5%, а среди стран-членов этой организации — 1,7%. Рост же экономики Турции в указанный период в среднем составил 5,1%.

Произошел скандал в аппарате турецкого премьера. В кабинете главы правительства Турции Р. Эрдогана обнаружены два подслушивающих устройства. Как сообщают турецкие СМИ, об этом заявил сам премьер-министр в интервью одному из телеканалов. По словам Р. Эрдогана, он не знал о существовании таких подслушивающих устройств. Об этом ему стало известно только после доклада Национальной разведывательной организации (MIT). Сразу после обнаружения подслушивающих «жучков» в кабинете премьера, начальник личной охраны Р. Эрдогана Мехмет Юксель и начальник службы безопасности аппарата правительства Зеки Булут были отстранены от своих должностей. Сам премьер-министр заявил, что ему пока неизвестно, кто установил эти «жучки», но спецслужбы проводят тщательное расследование по этому вопросу.

Недвижимость в Турции продолжает привлекать иностранцев. Министр окружающей среды и градостроительства Эрдоган Байрактар сообщил, что с 18-го мая 2012 года, когда вступили в силу поправки в Закон о владении недвижимостью и кадастре, физические лица иностранного происхождения приобрели в Турции в общей сложности 3 миллиона 616 тысяч 557 квадратных метров недвижимости. Э. Байрактар озвучил эти данные, отвечая на официальный запрос депутата от основной оппозиционной НРП Тургута Дибека. Кроме того, в собственность иностранных физических лиц перешел один миллион 969 тысяч квадратных метров земельных участков, квалифицируемых как сельскохозяйственные угодья.

52.36MB | MySQL:103 | 0,538sec