Иранские претензии к соседним государствам: вопросы добычи нефти и газа

Иран испытывает значительные экономические трудности, которые отражаются и на его внешней политике. В  условиях международных санкций, введенных в отношении него из-за его ядерной программы, Иран  значительно снизил уровень экспорта своих энергоресурсов, что привело к снижению общих бюджетных доходов этой страны. По данным, которые привел в своем выступлении перед членами бюджетного комитета иранского парламента министр нефти Ирана Р.Касеми, начиная с марта 2012 г., когда начали действовать санкции, введенные Европейским союзом, доходы от продажи нефти и газа на внешних рынках снизились на 45%. В свою очередь, По оценкам ОПЕК и Международного агентства по энергетике, если в конце 2012 г. экспорт нефти Ирана  составлял от одного до 1,3 млн баррелей в день, то в начале того же года он составил  от 2,1 до 2,4 млн баррелей в день.  Добыча нефти сократилась на 20% и составила около 3 млн баррелей в день, упав до самого низкого уровня со времен ирано-иракской войны 1980-1988 гг.

Иран в настоящее время занимает четвертое место среди стран-производителей нефти, входящих в ОПЕК после Саудовской Аравии, Ирака и Кувейта. Но его доходы от продажи нефти на мировых рынках неуклонно снижаются. В декабре 2012 г., по данным министерства экономики Ирана они снизились на 50%. Такое положение дел, конечно же, вызывает обеспокоенность иранских властей.

В настоящее время в иранском парламенте происходит обсуждение бюджета на 2012-2013 финансовый год. В условиях падения доходов от экспорта нефти, что приведет к стремительному росту бюджетного дефицита, некоторые депутаты выступили с предложением ввести «экономику периода военного времени».  Президент страны Махмуд Ахмадинежад настаивает на необходимости отказаться от опоры на экспорт энергоресурсов и развивать другие отрасли экономики. Он предложил провести долгосрочную экономическую реформу, полностью изменив структуру экономики.

В то же время министр нефти Ирана Р.Касеми  заявил, что в соответствии с планами экономического развития страны предполагается затратить 400 млрд долларов на реконструкцию нефтяной отрасли. После проведения необходимых мероприятий страна будет получать 500 млрд долларов ежегодно от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, но для этого к 2016 г. Иран должен повысить уровень добычи нефти до 5,5 млн баррелей в день. Однако, Р.Касеми предупредил, что планы Ирана могут быть неосуществимы, если цена на нефть упадет ниже 100 долларов за баррель. В этом случае страны-участницы ОПЕК проведут экстренное совещание, на котором будут снижены квоты на добычу нефти. По данным ОПЕК, цена на нефть в 2013 г. не должна быть ниже 100 долларов за баррель. Тем не менее, в условиях санкций, Иран не находит рынки сбыта свой нефти и не может увеличить уровень ее добычи.

Сложное экономическое положение  Ирана подтолкнуло его к выдвижению претензий соседним странам, с которыми у него имеются совместные месторождения нефти и газа, обвиняя их в том, что их уровень добычи превысил квоту, определенную каждому государству в соответствии с двусторонними соглашениями. Исследовательский центр при иранском парламенте выступил с заявлением, в котором утверждалось, что соседние арабские страны добывают в девять раз больше нефти и газа из совместных месторождений, чем Иран. Эксперты по вопросам энергоресурсов из соседних арабских стран назвали эти иранские подсчеты неточными.

У Ирана есть 15 совместных месторождений с арабскими странами, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). Это – Саудовская Аравия, Кувейт и Оман. Крупнейшим из них является саудовско-кувейтское месторождение «Ад-Дира» — (его иранское название – «Арш»). Это месторождение расположено в северной части Персидского залива. По данным иранской стороны, ее доля в совместной добыче из этого месторождения, имеющего исключительное значение для экономики Ирана, не превышает пяти процентов. Разногласия по поводу того, что арабские страны добывают нефти и газа из совместных месторождений больше, чем Иран, обострились в 2012 г.

Иранские руководители нефтяной отрасли заявили, что на развитие нефтяных полей в зоне совместных со странами Совета сотрудничества месторождений было потрачено 50 млрд  долларов, что почти в два раза превысило сумму, потраченную на те же цели в 2011 г., составившую 27 млрд долларов. В 2010 г. Иран ассигновал на развитие этих нефтяных полей только 15 млрд долларов. Постоянный рост ассигнований связан с тем, что Иран, из-за международных санкций, вынужден уделять вопросу повышения эффективности месторождений особое внимание.

Иран имеет претензии и к Оману, с которым у него есть совместное газовое месторождение Хинджам. В 2005 г Оман начал эксплуатацию этого месторождения с пробной скважины. Уже в тот период он заключил соглашение о взаимопонимании с эмиратом Рас Аль-Хейма, входящим в состав Объединенных Арабских Эмиратов, о поставках ему газа, который будет добыт из этого месторождения. Иран выразил недовольство по поводу того, что Оман начал первым разрабатывать месторождение, которым они владеют совместно.

Администрация совместных месторождений, представляющая арабские страны Совета сотрудничества, ежегодно представляет отчеты о состоянии дел. В отчете за прошедший 2012 г. отмечалось, что арабские страны продолжают вводить в эксплуатацию новые месторождения нефти и газа в районах их совместной эксплуатации с Ираном. Иранская сторона должна предпринимать шаги, направленные на то, чтобы участвовать в их разработке. Если этого не происходит, то арабские компании осуществляют добычу самостоятельно, что ведет к снижению доли, которую добывает Иран.

Кроме того, Иран имеет 12 совместных нефтяных месторождений с Ираком.  Их резервная мощность составляет 95 млрд баррелей. Иран недоволен тем, что Ирак более успешно осваивает их, привлекая иностранные нефтяные компании. Иран, из-за международных санкций, лишен такой возможности. Он призывает Ирак к развитию двустороннего сотрудничества, направленного на эксплуатацию совместных месторождений.

По мнению экспертов в области энергоресурсов, юридические нормы не достаточно четко определены, что и влияет на условия добычи на совместных месторождениях. Их эксплуатация осуществляется не на основе международных правовых норм, а в соответствии с теми двусторонними соглашениями, которые были заключены.

Иран граничит со многими арабскими странами, такими как Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт. Катар, Бахрейн, Оман и Объединенные Арабские Эмираты. С 1952 по 1982 гг. эти страны пытались решить вопросы, связанные с разграничением их территориальных вод, однако, это осуществлялось не на основе принципов международного права. Морские границы между Ираном и его арабскими соседями остаются спорной проблемой.

Экономические трудности, которые испытывает Иран, приводят к новым осложнениям в политических отношениях с его арабскими соседями. Претензии Ирана в отношении совместных нефтяных месторождений становятся еще одной болевой точкой во взаимоотношениях Ирана и арабских государств региона Персидского залива. В условиях, когда арабские государства-члены ССАГЗ ужесточают свою политику в отношении Ирана, обвиняя его во вмешательстве в их внутренние дела, поддерживая ОАЭ в его споре с Ираном в отношении трех островов в Персидском заливе и требуя от него отказаться от дальнейшей разработки ядерной программы, как и заявляя о том, что политика Ирана  является главной угрозой региональной безопасности, найти возможности для урегулирования возникших противоречий будет крайне сложно.

52.32MB | MySQL:103 | 0,471sec