Аятолла Али Хаменеи о предстоящих выборах в Иране

Хотя до намеченных на июнь президентских выборов в Иране остается еще достаточно много времени, внутриполитическая жизнь страны  уже начинает функционировать под знаком этого важного события.  Последние президентские выборы, впервые за много лет исламского правления вызвавшие многомесячные политические и социальные протесты в стране и всерьез поколебавшие позиции избранного на второй срок  Махмуда Ахмадинежада, до сих пор вызывают беспокойство  религиозно-политической элиты страны, не желающей повторения такого сценария.  В Иране считают, что подобное развитие событий вполне возможно, и оппозиция может попытаться устроить  беспорядки, какие имели место летом-осенью   2009 г., проходившие под флагом того, что результаты выборов, на которых  весомую победу одержал  Ахмадинежад, были  в значительной мере сфабрикованы.  Таким образом,  оппозиция, объединившаяся в 2009 г. вокруг главного соперника Ахмадинежада – бывшего премьер-министра страны Мир-Хоссейна Мусави и его соратников – экс-спикера парламента Мехди Кярруби, и экс-президентов, не всегда последовательно  оппонировавших Ахмадинежаду –  Мохаммада Хатами и Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани, поставила под сомнение чистоту выборов, их свободный характер, а также и тот факт, что  в Иране достигнут действительно высокий уровень электоральной демократии,  не имеющий аналогов ни в одном из арабских и мусульманских государств  ближневосточного региона, не считая Турции.

Проявлением такого беспокойства стало последнее публичное выступление  духовного лидера  Ирана аятоллы Али Хаменеи, состоявшееся 8 января. В нем аятолла открыто высказался по поводу предстоящих в июне президентских выборов, заявив, что  те,  кто «…твердят о том, что выборы в стране не являются свободными, являются пособниками врагов». Это заявление аятолла Хаменеи сделал, выступая в религиозной столице страны – Куме,  на встрече, посвященной 35-ой годовщине начала антимонархических выступлений  января 1978 г. в Куме, вылившихся в широкое народное движение, которое привело в феврале следующего, 1979 г. к победе исламской революции в Иране.  В своей речи Хаменеи прошелся по адресу тех деятелей религиозной элиты страны, которые постоянно твердят о том, что нужно добиваться максимальной демократичности, прозрачности  и свободы в избирательном процесс.  «Совершенно очевидно, что выборы должны быть свободными, — сказал Хаменеи. – Но разве проводившиеся в последние годы в стране  выборы не были свободными. Разве есть в мире страны, где выборы были бы более свободными, чем у нас?  Я не хочу, чтобы заявления о несвободе выборов в Исламской республике насторожили простых избирателей и отвадили их от участия в выборах». «Наши функционеры должны сделать все от них зависящее, чтобы выборы прошли при максимально широком участии избирателей»,- продолжил Хаменеи и подчеркнул:0 «Те, кто много рассуждают на темы демократичности нашего избирательного процесса, должны знать, что всякие пересуды на эту тему играют на руку врагам, которых у нас немало. За период развития исламской революции у нас проведены десятки выборов , разве можно утверждать, что они были несвободными?».

Безусловно, многое из сказанного 8 января  было обращено против лидеров послевыборных протестов предыдущей президентской кампании 2009 г. – Мир –Хоссейна Мусави и  Мехди Кярруби, до сих подвергающихся различным административным  наказаниям.  Как сказал Хаменеи, они уже более трех лет ведут постоянную работу по дискредитации основ иранской демократии, в том числе – ее выборного аспекта. « Это нанесло большой вред как самой стране, так и ее народу, которому постоянно вбивается мысль о несовершенстве избирательной системы, нерелевантности  таких структур как Наблюдательный совет, стремящегося лишь к тому, чтобы только преданные революции люди могли быть избраны на высшие посты в государстве».  Хаменеи вновь обратил внимание на то, что выборы должны быть прозрачными и «здоровыми»,  для чего в иранских избирательных законах  предусмотрены  максимально  действенные механизмы контроля как на уровне подготовки к выборам,  так и на этапе их реализации.

Хаменеи акцентировал  внимание и на том, что на нынешних выборах, до проведения которых еще осталось 5 месяцев,  «…нашими недругами вновь будут  предприняты попытки предпринять акции и провокации политического или экономического характера, с целью помешать их проведению, разуверить народ  в демократическом характере исламского строя,  незыблемости его основ.   Это – планы тех, кто сомневается в правоте нашего дела. Но наш народ  умнее их и он не поддастся на уловки провокаторов и не даст поводов для радости нашим врагам».

Разумеется, «повод  для радости врагам» создает само иранское  руководство, допустившее и спровоцировавшее на выборах 2009 г. массу злоупотреблений и фальсификаций.  Как известно, они были отражены  в специальном докладе, опубликованном основным  соперником Ахмадинежада  в президентской гонке — Мир-Хосейном Мусави.

Возьмем одно из серьезных злоупотреблений – использование административного ресурса. В этом аспекте  нарушения совершались «открыто, нагло и в невиданных масштабах».  К агитации  в пользу  действующего президента были мобилизованы его подчиненные –  министры, губернаторы, государственные служащие. Как говорилось в докладе, «широко использовались государственные ресурсы в ходе поездок президента по провинциям, когда в предвыборную пропаганду включались все имеющиеся возможности муниципальных органов» . Во время таких поездок, отмечается в докладе Мусави, президент проводил активную, массированную и агрессивную пропагандистскую работу, используя все возможности исполнительной власти для привлечения больших масс населения.  Нарушения зафиксированы и в деятельности государственных СМИ,  «которые не занимали нейтральной и объективной позиции по отношению ко всем кандидатам на пост президента, предпочитая нынешнего главу исполнительной власти».

Доклад Мусави отметил и подкуп избирателей, а также прямую покупку голосов. Так, накануне выборов  и за счет государственного бюджета Ахмадинежад реализовал такой откровенно популистский план как повышение пенсий, раздачу наличными помощи тем избирателям, кто присутствовал на встречах с президентом во время его поездок по провинциям, бесплатное выделение продуктов нуждающимся накануне выборов в различных регионах страны, распределение талонов на сумму от 60 до 80 тысяч туманов за два-три дня до проведения голосования.  Мусави привел многочисленные примеры оскорблений личного характера в адрес других кандидатов.  Вот еще пример: в ходе теледебатов и других публичных акций президент десятки раз искажал цифры, статистические данные, заурядно лгал. Все эти поступки также могут быть расценены как противоречащие законодательным актам.

Все эти факты получили в свое время достаточную огласку в Иране и многим хорошо знакомы. Вот почему в реакции на заявление Хаменеи многие политики сочувствовали подвергающимся нападкам  деятелям оппозиции. Так, Хабиболла Асгароулади, известный тегеранский предприниматель – экс-председатель  партии «Мусульманская коалиция», активно поддерживавший  упомянутых выше лидеров послевыборной оппозиции и поэтому постоянно подвергающийся  критике со стороны официальных СМИ, сказал, выступая в тегеранском  религиозном медресе «Мотаххари» что он высказывает  свое личное мнение, отличающееся от позиции партии,  но считает, что  Мусави и Кярруби не являются  провокаторами и врагами исламского строя,  но к ним прилипли  и сгруппировались настоящие провокаторы, вредящие делу революции.  Его публично поддержал в интервью информационному агентству «Фарс»   Мохсен Резаи – секретарь Совета по определению целесообразности принимаемых решений, заявивший, что он солидаризируется со словами Асгароулади, несмотря на то, может подвергнуться критике со стороны  противников  Мусави и Кярруби.

Однако более слышны голоса тех, кто поддерживает позицию духовного лидера страны. Один из этих политиков, Голам-Али Хаддад-Адель – экс-спикер парламента, воспользовался трибуной законодательного органа страны,  чтобы обрушиться на лидеров послевыборного протестного движения: « Мы не забудем, в какую беду затянули нас радетели «чистоты выборного процесса», которых до сих пор не наказали по всей строгости закона».  Другой видный политик, аятолла Ахмад Хатами, член президиума Совета экспертов,  сказал, что на предстоящих выборах нет места  тем, кто ассоциирует себя с политическим силами, выступавшими за пересмотр результатов прошедших  выборов. Он поддержал  слова аятоллы Хаменеи, рассматривающего критику в  адрес избирательного процесса в Иране как атаку на иранскую демократию.  В таком же духе высказался и ходжат-оль-эслам  Мохаммад-Реза  Саиди, представитель религиозного лидера страны в Корпусе стражей исламской революции (КСИР). Он сказал в интервью  студенческому информационному агентству ИСНА, что  нельзя оправдывать Мусави и Кярруби: «Разве их действия, на деле порочащие исламский строй,  не заслуживают серьезного осуждения»?  Саиди  подверг критике  оппозицию за то, что она настаивает на утверждениях о вмешательстве КСИР в президентские выборы. «Этому нет никаких подтверждающих документов»,  — сказал Саиди. Однако в том же докладе Мусави  зафиксированы десятки фактов, как  на средства КСИР  организовывались и финансировались митинги и манифестации в поддержку  Ахмадинежада, где  большинство  участников являлись служащими КСИР, переодетыми в гражданскую одежду. Их число, говорится в докладе, исчисляется десятками тысяч человек. Как правило, за участие в таких «мероприятиях» их участники получали  солидное денежное вознаграждение.

Таким образом, можно сказать, что выступление духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи  дало старт  политической кампании, главная цель которой состоит в том, чтобы не допустить повторения   событий, последовавших за президентскими выборами 2009 г.

52.22MB | MySQL:103 | 0,659sec