Саудовская Аравия: женщины в новом составе Консультативного совета

11 января 2013 г. в саудовской столице были преданы гласности два новых указа короля Абдаллы бен Абдель Азиза, касающиеся состава созданного в 1992 г. на основании специально принятого закона назначаемого монархом Консультативного совета. Первый из этих указов, сохранил прежнюю численность депутатского корпуса (150 чел.) Совета на его следующую, четвертую (продолжающуюся четыре года) сессию и сохранил пост его спикера за представителем ведущей семьи саудовских богословов, потомков Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба – Абдаллой Аль Аш-Шейхом. Этот указ в значительной степени изменял его состав, — в Совет было введено 90 новых членов. Среди них – 60 мужчин и 30 женщин.

Разумеется, важнейшей новостью, связанной с этим указом, стало осуществленное правящим монархом и провозглашенное им более года тому назад (в речи, произнесенной 24 сентября 2011 г.) желание видеть женщин в составе депутатского корпуса Консультативного совета. Свое желание король Абдалла оправдывал, в первую очередь, тем, что роль «мусульманской женщины в истории ислама была столь высока, что ее невозможно игнорировать и сегодня». Ссылаясь на эпоху Пророка, король говорил о том, что «женщины высказывали верное мнение и давали важные советы» основоположнику ислама, а также основателю нынешнего саудовского государства Ибн Сауду – отцу нынешнего короля. Ибн Сауд высоко ценил свою сестру принцессу Нуру. Уважение  высоким интеллектуальным уровнем принцессы заставляло его часто называть себя в кругу своих близких и единомышленников «братом Нуры – аху Нура»). Это обязывает и нынешних руководителей Саудовской Аравии восстановить роль женщин в саудовском обществе, содействуя, в частности, их введению в состав Консультативного совета.

Все же, вопрос об изменении состава саудовского протопарламента не ограничивался только этим обстоятельством. Абсолютное большинство новых лиц, введенных в состав Совета, обладает дипломами о высшем образовании или магистерскими и докторскими степенями. Эти дипломы и степени получены, в первую очередь, по специальностям, имеющим  светский характер. Новые члены Совета – уроженцы всех регионов страны и представляют все ее конфессиональные страты. Наконец, это, в первую очередь, «разночинцы», вовсе не обязательно связанные с традиционными знатными семьями своих регионов. Курс на превращение Консультативного совета (но также и органов исполнительной власти) в центр притяжения для нового «образованного класса» и трибуну для выражения его требований продолжается, хотя его полномочия и ограничены обсуждением планов развития государства и вынесением суждений по представляемым органами исполнительной власти документам и соглашениям о международном сотрудничестве.

Второй указ обосновывал и организовывал пребывание женщин и их деятельность в качестве членов Консультативного совета. Он, в частности, гласил: «Исходя из итогов проведенных нами консультаций с ведущими богословами страны, как из числа членов Совета высших улемов, так и не представленными в этом органе, считающими не противоречащим шариатским нормам членство женщины в Консультативном совете, следуя путем положений исламского шариата, лежащего в основе самого существования отечества, ни на мгновение не отклоняясь от этого пути, исходя из требований общественного блага, повелеваем: статья третья Закона о Консультативном совете изменяется. Ее текст отныне звучит следующим образом: “Консультативный совет состоит из председателя и ста пятидесяти членов, избираемых королем из людей науки, опыта и специализации, учитывая, при этом, что представительство женщин в его составе составляет не менее 20% от числа членов Совета”».

Далее в указе говорилось: «Статья 22 внутреннего устава Консультативного совета изменяется. Ее текст отныне звучит следующим образом: “Каждый специализированный комитет состоит из числа членов, определяемых Советом, но в нем не может быть менее пяти членов Совета, … имея в виду и участие женщин в деятельности этих комитетов”». Наконец, в нем подчеркивалось: «Женщины-члены Консультативного совета в полном объеме пользуются правами депутата, на них распространяются все обязанности депутата и лежащая на нем ответственность, включая и право инициировать необходимые запросы и законодательные акты». При этом, «женщины-члены Консультативного совета обязаны следовать нормам исламского шариата, никоим образом не нарушая эти нормы, включая и обязательность ношения хиджаба. Они, в частности, обязаны находиться в местах, предназначенных для женщин, использовать специальный вход в зал заседаний Совета с тем, чтобы исключить непосредственные контакты между ними и мужчинами. Места пребывания женщин в здании Консультативного совета должны быть полностью отделены от мест пребывания мужчин, что имеет отношение к занимаемым женщинами кабинетам, местам их работы и отдыха, а также местам молитвы».

Однако, кто эти женщины-члены Консультативного совета?

Среди них дочери двух предшественников короля Абдаллы на саудовском троне – Фейсала и Халеда. Это принцессы (и общественные деятельницы, поборницы женского равноправия) Сара бинт[i] Фейсал бен Абдель Азиз и Мода бинт Халед бен Абдель Азиз. Остальные же 28 женщин – литераторы, специалисты в области медицины, педагогики, экономики и журналистики. Некоторые из них получили известность и в качестве деятелей в сфере мировой политики, — речь идет, например, о Сорайе Убейд – работавшей заместителем Генерального секретаря ООН и директором-исполнителем Фонда ООН в области народонаселения, став первой саудовкой – международным чиновником.

Но и иные женщины-депутаты (получившие магистерские или докторские степени как в саудовских, так и в американских университетах) – не менее яркие личности и специалисты. Среди них доктор Сальва Аль-Хазаа, возглавляющая отделение офтальмологии крупнейшего саудовского лечебного и научно-медицинского центра эр-риядского Специализированного госпиталя имени короля Фейсала. В списке женщин-депутатов присутствует также доктор Хола Аль-Курейа, специалист в области органической химии (докторская степень получена ею в Гарвардском университете), доктор Сорайя Аль-Арид, имеющая степень доктора планирования и управления в области педагогики, полученная ею в Университете Северной Каролины, и работавшая консультантом по планированию в компании Саудовская АРАМКО. Как свидетельствуют уже опубликованные в саудовской прессе данные о женщинах-депутатах, 7 из них связаны с медицинскими специальностями, а 20 – специальностями  в различных областях научного и гуманитарного знания.

Конечно, причины, определившие решение правящего саудовского монарха ввести женщин в состав Консультативного совета многомерны и многообразны. Это – внешнее давление, связанное с непрекращающейся критикой Саудовской Аравии со стороны ведущих государств мира и международных правозащитных организаций в связи с дискриминацией женщин. Это и влияние событий «арабской весны» и процессов, которые происходят в окружающем страну пространстве. Это также и внутренние проблемы Саудовской Аравии, где важнейшим требованием нового «образованного класса» остается адекватное решение проблем женской эмансипации. Но, вместе с тем, не приходится говорить, что, вне зависимости от этих причин, шаг, сделанный королем Абдаллой – беспрецедентно смел, поскольку у действий короля есть и еще один значительно более важный аспект. Эти действия доказывают, что Саудовская Аравия медленно, но неуклонно движется по пути секуляризации, если иметь в виду под этим процессом сокращение сферы воздействия религии, связанных с ней лиц и символов на жизнь общества. Собственно, это обстоятельство и требует преодоления жесткого сопротивления со стороны традиционалистско-патриархальных сил, хотя уже сегодня можно говорить и о том, что это сопротивление далеко не сломлено.

В этой связи достаточно лишь напомнить содержание второго указа короля Абдаллы, где говориться, в том числе, о его «консультациях» с представителями богословского корпуса и, прежде всего, с теми из них, кто считает «не противоречащим шариатским нормам членство женщины в Консультативном совете». Конечно, саудовский монарх уже не в первый раз именно так преодолевает сопротивление наиболее жесткой оппозиции его начинаниям в кругах носителей ваххабитской версии ханбалитского мазхаба, но, вместе с тем, это сопротивление остается реальностью саудовской жизни. Не стоит забывать, в частности, о том, что наиболее яростным приверженцем отказа от введения женщин в процесс принятия политического решения выступает верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз бен Абдалла Аль Аш-Шейх.

Сопротивление патриархальных традиционалистов требует от короля уступок. Эти уступки видны в самом тексте второго указа монарха, где жестко регламентируется присутствие и работа женщин-депутатов в Консультативном совете, когда исключается любая форма их «совместного пребывания» с коллегами-мужчинами в каких-либо помещениях Совета. Вместе с тем, эти уступки вовсе не означают, что обе стороны – король и улемы-консерваторы пришли к окончательному консенсусу.

Отвечая на вопросы корреспондента «Аш-Шарк Аль-Аусат» в интервью, опубликованном 12 января 2013 г. на страницах этой газеты, Сорайя Убейд, в частности, говорила: «Группе женщин, которые начнут работать в Консультативном совете, будет брошен вызов со стороны тех, кто отказывается видеть женщину в этом органе власти». Однако, по ее мнению, им будет брошен вызов и теми, «кто, возможно, примет их присутствие в Совете». Иными словами, вопрос касается не только традиционалистской оппозиции улемов, но и огромного числа тех в саудовском обществе, кто все еще колеблется в отношении поддержки начинаний власти. Второй вызов, по ее мнению, более существенен, чем первый. Единственным же способом дать ответ на него, как подчеркивала С. Убейд, является «деятельность группы женщин в Совете, способная доказать, что они стремятся внести новое в жизнь саудовского общества, а не содействовать его разрушению».

 


[i]               Арабское «дочь» (в случае мужчины – бен или ибн – «сын»). В саудовской традиции (но и более широко в арабо-мусульманской, ныне все чаще уходящей в прошлое) используется для указания на отца человека.

62.87MB | MySQL:102 | 0,597sec