Пакистан: федеральные власти и движение «Талибан Пакистана» — поиск компромисса или новый виток напряженности

В декабре 2012 г. пакистанские СМИ опубликовали ряд интервью экс-лидера праворелигиозной партии «Джамаат-Ислами» Кази Хусейна Ахмада, в которых ставился вопрос об открытии на территории страны офиса пакистанских талибов. В качестве примера был взят зарубежный опыт афганских талибов.

В начале января с.г. пакистанские СМИ сообщили о письме, направленном движением «Талибан Пакистана» (ДТП) в адрес федерального правительства с просьбой о мирных переговорах. В тексте говорилось, что ДТП готово к «значимому» диалогу с правительством Пакистана, которое, по их утверждению, следовало диктату внешних сил, и переговоры возможны только в случае отказа федеральных властей от иностранного давления. Борьба повстанцев, по заявлению талибов, была спровоцирована правительством и вооруженными силами Пакистана. В качестве предварительного условия ведения переговоров талибы выдвигали изменение конституции страны и введение норм шариата. И только после этого они соглашались отказаться от вооруженной борьбы и сложить оружие. Подобное развитие событий ставит несколько вопросов: возможность легализации ДТП, степень их боевой активности и угрозы безопасности в различных районах страны.

На наш, взгляд подобные действия пакистанских талибов синхронизируются, как минимум, с двумя региональными параллелями: процессом примирения широких политических сил с движением «Талибан» в Афганистане, с одной стороны; и событиями в Египте, в частности, проведением национального референдума об изменении конституции и усилении исламского фактора в светской жизни государства, — с другой.

В Афганистане в преддверии вывода коалиционных войск НАТО легализация движения Талибан и потенциальное участие его в политической жизни не вызывают сомнений. В Пакистане многие ставят вопрос о перспективах ДТП.

ДТП в стране официально запрещено, имена многих членов включены в «черный список» ООН. Организация действует нелегально в основном в ряде агентств Территорий племен федерального управления (ТПФУ). ДТП зародилось в 2002–2003 гг. в агентстве Южный Вазиристан, боевые отряды формировались в основном из пуштун племени масуд. Основной целью являются оказание помощи братьям-пуштунам в соседнем Афганистане и вооруженная борьба против коалиционных войск. Главным врагом в Пакистане была объявлена федеральная армия, проводившая рейды против боевиков. Многие годы движение возглавлялось Бейтулой Масудом. Он был убит в результате авиаудара американских беспилотных летательных аппаратов в августе 2009 г. Два месяца спустя федеральная армия успешно провела военную операцию в агентстве Южный Вазиристан. В последние годы ДТП активизировалось в соседнем агентстве Северный Вазиристан.

В настоящее время ДТП не является единой сплоченной организацией, а представляет собой несколько группировок боевиков, действующих в основном на территории своих племен. Отсюда и одна из причин раздробленности организации, и спорные вопросы о лидерстве. Не менее важной является и клановая принадлежность пуштунов ДТП. Например, Маулви Фагир Мохаммад был исключен из Совета Шуры ДТП на том основании, что, по мнению других членов руководства, «говорил вне очереди». Он настаивал на извинениях со стороны федеральных властей за действия против боевиков, заявляя, что многие из «народа» были убиты или ранены в ходе военных операций государственных сил безопасности, и требовал компенсацию за их гибель. К слову сказать, к «раздробленности» причастны и авиаудары американских БПЛА, которые четко отслеживали и атаковали значительные скопления людей в регионе. Согласно материалам пакистанских СМИ, первое предложение о переговорах поступило от руководителя пакистанским отделением «Аль-Каиды» Aсматуллы Муавии, в прошлом сотрудничавшего с пакистанской радикальной организацией «Лашкар-и-Джангви». Второе предложение поступило от Хакимуллы Масуда. Отсутствие явного лидера ДТП породило немало вопросов у федеральной гражданской и военной власти Пакистана. Одним из основных вопросов является выработка конечной цели переговоров, а главное — с кем из лидеров ДТП вести переговоры.

За годы вооруженной борьбы (с 2002 г. по настоящее время) на территории Пакистана, а также участия в боевых операциях в Афганистане отдельные отряды боевиков ДТП структурировались, значительно возросла их численность, в последнее время проявляется единый центр командования — от имени ДТП все активнее выступает Хакимулла Масуд, брат погибшего Б. Масуда.

ДТП целенаправленно проводит террористические акции, ведет борьбу против подразделений федеральной армии, отдельных политических деятелей, чьи заявления противоречат идеологии талибов. В отношении политических партий ДТП также придерживается разных подходов. Например, оно не участвует в нападениях на Пакистанскую мусульманскую лигу Наваза Шарифа и партию «Движение за справедливость Пакистана»; в то же время талибы настаивают, чтобы праворелигиозные партии «Джамиат Улема-и-Ислам» и «Джамаат-и-Ислами» придерживались своих заявлений. В «черный список» талибов включена Национальная народная партия, которой ДТП выдвинуло предложение об «амнистии» в случае, если она изменит свою «неправильную» политику.

Серия атак и нападений как на представителей гражданской власти, так и на мирных жителей в последние месяцы свидетельствует о росте агрессивного потенциала ДТП. Многие напрямую связывают этот факт с возросшей политической ролью движения Талибан в соседнем Афганистане. Отчасти это верно, но для Пакистана он не является приоритетным. ДТП, осознавая завершение части своей миссии в оказании помощи братьям-пуштунам в Афганистане, не исчезнет в одночасье в Пакистане. Официально непризнанные, боевики — в большинстве своем этнические пуштуны — являются частью пакистанского общества, диктуют свои условия федеральной власти, контролируют часть территории страны.

В период активного обсуждения в пакистанских СМИ предложения пресс-секретаря ДТП Э. Эхсана о переговорах премьер-министр Пакистана Раджа Первез Ашраф подчеркнул, что угрозы национальной безопасности исходят в основном от негосударственных субъектов, целью которых являются федеральные символы и институты, которым они стремятся навязать свою повестку дня.

Основной национальной угрозой в рамках новой военной доктрины, разработанной под руководством начальника штаба сухопутных войск генерала Ашфака Первеза Кияни, являются «внутренние вызовы». Предложение ДТП о мирных переговорах рассматривалось в первых числах января с.г. на ежемесячном совещании командиров корпусов в штабе сухопутных войск в Равалпинди. Генералитет согласился, что решение о необходимости и целесообразности диалога с ДТП принимает федеральное правительство; что предложение талибов еще не полностью оценено, и это может быть тактическим ходом с их стороны. Одновременно было подчеркнуто, что пакистанская армия продолжит «операции, направленные на ликвидацию терроризма». В прежние годы федеральное правительство Пакистана заключало ряд соглашений с отрядами боевиков — Шакай (март 2004 г.), Сарарогха (февраль 2005 г.), Мираншах (сентябрь 2006 г.), Хайбер (сентябрь 2008 г.) и Сватские соглашения (апрель и май 2009 г.). Большинство из них завершились неудачей, т.е. условия нарушались той или иной стороной.

Начальник штаба сухопутных войск генерал Ашфак Первез Кияни сформулировал свое отношение к ДТП в своей известной речи на параде в военной академии Kaкул. «Ни одно государство не может позволить себе параллельную систему управления или военные силы… в противном случае мы будем разделены и втянуты в гражданскую войну. Война против экстремизма и терроризма является не только войной, которую ведет армия, это война всего народа».

Политическое руководство Пакистана продолжает рассматривать предложение ДТП о переговорах.

52.19MB | MySQL:103 | 0,479sec