США углубляют сотрудничество с Алжиром в сфере ВТС

США серьезно пересмотрели свои отношения с Алжиром в сторону резкой активизации сотрудничества с этой страной по линии спецслужб и военно-технического сотрудничества. Еще в ходе последнего октябрьского визита 2012 г. в эту страну госсекретарь Хиллари Клинтон сопровождавшие её представители американского разведсообщества инициировали начало переговоров относительно продажи  Алжиру разведывательного спутника.

Это произошло в ходе  контактов с президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой, который в очередной раз отказался предоставить воздушное пространство своей страны для действий авиации США в регионе, в основном, БПЛА, оперирующих с баз в Буркина-Фасо и Марокко. Однако усилившиеся потребности американских спецслужб (ЦРУ, Разведывательного управления министерства обороны или DIA, Национального агентства геопространственной разведки или NGA) в регулярном детальном мониторинге Сахеля вынудили Вашингтон высказать Алжиру новые предложения, вызвавшие интерес у алжирского руководства.

Правда, последнему потребовалось время для того, чтобы проанализировать инициативы США. Алжирское руководство традиционно отнеслось к таким предложениям с большим подозрением. Некоторые его представители задавались вопросом: для чего американцам потребовалось изучение региона с помощью БПЛА при наличии у них мощной орбитальной спутниковой группировки? Однако при учете ограниченных возможностей спутников для ведения непрерывной детальной разведки, а также сравнительно больших временных затрат на обработку полученной ими информации, применение беспилотной авиации позволяет в достаточной мере решить эти проблемы. Кроме того, в случае получения разрешения на её использование в воздушном пространстве АНДР американцы получат возможность проводить ликвидационные миссии с помощью тех же ударных беспилотников.

Не случайно, что алжирская сторона воспользовалась этим моментом для возобновления переговоров по продаже ей ударных БПЛА, которые завершились безрезультатно два года назад. Важно отметить, что сейчас США проявляют готовность к положительному решению этого вопроса.

Столь резкая перемена настроений Вашингтона связана с активизацией в регионе радикальных исламистов, которая выразилась не только в событиях в Мали, но и в сентябрьском убийстве в Ливии американского посла Кристофера Стивенса.

Важным дополнением относительно намерений Вашингтона в регионе служит то, что Командование Специальных Операций армии США (SOC) намерено обновить имеющиеся в его распоряжении карты Северной Африки, чтобы «максимально подробно изучить местность».

В связи с этим SOC поставило Espial Services Inc (служба разведки и анализа) соответствующую задачу. Примечательно, что до сих пор эта спецслужба (штаб-квартира во Флориде), выполняла в основном миссии в Афганистане и Ираке.

Это является важным индикатором, свидетельствующим об активизации борьбы с террористическими сетями и в частности, для непосредственного проведения акций против «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» и других радикальных группировок.

В связи с этим с высокой долей вероятности можно предположить, что её оперативники будут развернуты в странах Северной Африки, которые будут работать на основании не только поступающих агентурных данных, но и информации спутниковой и воздушной разведки.

Что же касается Алжира, то в том случае, если стороны договорятся, возможности местных силовиков для ведения наблюдения за районами, в которых в той или иной мере наблюдается активность вооруженной оппозиции (например, в южных сахарских или восточных горных районах страны), заметно возрастают.

О том, что диалог в этой сфере развивается, наглядно свидетельствует то, что в середине декабря в Алжир прибыла американская делегация, в которую входили официальные лица, а также представители компаний, работающих на космическую индустрию. Главной целью визита стало обсуждение возможности продажи для алжирских военных структур оптического спутника-шпиона. Представителей АНДР интересует получение новейшей техники, тогда как американская сторона пока к такому формату работы не готова. Тем не менее, подобные встречи отражают усилившиеся в последние месяцы связи между разведслужбами двух стран.

Кроме того, активизацией контактов между двумя странами намерены воспользоваться и прочие производители военной техники из США. Так, компания «Боинг» пытается получить контракт по замене имеющихся на вооружении алжирской армии транспортных самолетов С-130 и Ил-76. Вашингтон продвигает эту сделку, рассматривая его своего рода бонусом за разрешение продавать АНДР ударные БПЛА.

Следует особо заметить, что возможное развитие американо-алжирских отношений несет угрозу не только российским интересам в Алжире, но и французским. Несмотря на то, что Париж упустил возможность инициировать контакты с руководством этой страны относительно возможных поставок спутников-шпионов и БПЛА, компании из Евросоюза не намерены уступать американцам местный рынок.

Так, EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн, штаб-квартиры во Франции и в Германии) намеревается пролоббировать продажу Алжиру военно-транспортных самолетов А-400М. Но в отличие от «Боинга», пытающегося добиться выгодного контракта на фоне активизации американо-алжирских связей, его позиции менее выгодные. И чтобы изменить ситуацию, уравновесив шансы в конкурентной борьбе, представителям ЕС необходимо предложить Алжиру свои контракты по спутникам-шпионам и БПЛА. Вопрос в том, захотят ли те же французы вступать в такую борьбу за алжирские заказы и настолько далеко заводить конкуренцию.

Но с другой стороны, по имеющейся информации, алжирская сторона не видит реальной альтернативы тяжелым ударным БПЛА из США. И поэтому позиции Франции и России выглядят заведомо слабее американских, поскольку они, по мнению военных АНДР, пока не могут сделать адекватное контрпредложение.

Что касается Алжира, то для него это может стать удачным моментом, чтобы сыграть на противоречиях западных стран, внеся тем самым диссонанс в их позицию по отношению к этой стране и уменьшая вероятность усиления против нее подрывных действий.

52.27MB | MySQL:103 | 0,601sec