Количество верующих в Великобритании уменьшается, число мусульман растёт. Итоги переписи населения 2011 г. в Англии и Уэльсе

В начале декабря 2012 г. Национальной статистической службой Великобритании были опубликованы результаты переписи населения Англии и Уэльса, проводившейся в 2011 г. Предыдущая перепись имела место в 2001 г. и с тех пор серьёзно изменилось всё Соединённое Королевство, а не только отдельные его части. Однако ситуация в Англии и Уэльсе всегда воспринималась как наиболее показательная в масштабах всей страны. Поэтому неудивительно, что итоги переписи 2011 г. вызвали в британском обществе активную дискуссию. Так, журнал The Economist в публикации, посвящённой результатам переписи, отметил, что число этнических белых за декаду снизилось с 91,3% до 86%, а массовая доля в обществе белых британцев снизилась ещё больше – на 7% (с 87,5% до 80,5%). Примечательно, что в Лондоне, впервые за всю историю наблюдений, доля белых британцев составила меньше 50% от всего населения города. Кроме того, согласно обновлённой статистике, иностранное происхождение имеет каждый третий житель столицы.

Другие же этнические группы (в т.ч. и белые небританцы, среди кот., например, полмиллиона иммигрантов польского происхождения) за прошедшее время, наоборот, увеличились. Самой многочисленной не белой группой являются индийцы, численность которых с 2001 г. возросла на 500 тыс. и достигла 2,5 млн. На эти же 500 тыс. от индийцев отстают пакистанцы с результатом в 2 млн. Именно они составляют львиную долю мусульманского сообщества Англии и Уэльса, насчитывающего, согласно переписи, 2,7 млн человек.

Впервые вопрос о религиозной принадлежности был включён в перепись только в 2001 г. Тогда же появились и первые хоть сколько-нибудь достоверные данные о количестве мусульман в Соединённом Королевстве – 1,5 млн адептов ислама. И хотя статистика по Англии и Уэльсу демонстрирует увеличение мусульманского сообщества на 80% (1,2 млн), держа в уме перепись населения в Шотландии и Северной Ирландии, которая будет опубликована позже, можно смело делать вывод о том, что на самом деле прирост за последние 10 лет составляет все 100%. Т.е., мусульман в Соединённом Королевстве стало минимум в 2 раза больше.

Это означает, что с показателем никак не меньше 3-х млн последователей (без учёта нелегальных мигрантов) ислам к настоящему времени укрепил свои позиции второй религии Великобритании. Конечно, тех, кто называет себя христианами, больше чем мусульман минимум раз в 10 (33,2 млн в Англии и Уэльсе). Но их число неуклонно снижается, тогда как исламское сообщество, наоборот, постоянно растёт. И в ближайшей перспективе не просматривается никаких предпосылок для изменения этой тенденции. Кроме того, среди британских мусульман в разы больше практикующих верующих, чем среди христиан. Так что уже довольно скоро в Соединённом Королевстве может сложиться ситуация, подобная той, что сегодня наблюдается во Франции, где по числу практикующих верующих ислам уже стал главной религией страны. В Великобритании эти процессы происходят на фоне всё более усиливающегося отхода населения от религии. За десять лет количество неверующих в Англии и Уэльсе с 14,8% увеличилось до 25,1%.

Ещё один важный момент: вопрос о религиозной принадлежности в прошедшей переписи был единственным свободным вопросом, и не отвечать на него предпочли 7,2% процента опрошенных. А это значит, что процент мусульман в стране может быть ещё больше, чем приведённые выше цифры. Больше всего мусульман, по данным переписи, проживает в Тауэр Хэмлетс , районе в восточной части Лондона – 34,5%. Всего же порядка 40% или около 1 млн всех мусульман Англии и Уэльса в настоящее время проживает в британской столице, делая её самым «исламским» районом страны. Значительный прирост мусульманских общин по итогам прошедшей декады наблюдается в Манчестере (больше, чем на 100 тыс.), Бирмингеме (на 96 тыс.) и Брэдфорде (на 55 тыс.).

Мусульманский совет Великобритании (МСВ), первая общественная кампания которого в конце 1990-х гг. как раз и была посвящена включению в перепись вопроса о религиозной принадлежности, приветствовал результаты опроса, отметив, что «рост числа мусульман указывает на то, что они играют значительную роль в увеличивающемся разнообразии британского общества». В то же время, в МСВ считают, что пропорционально увеличению численности исламского сообщества возрос (особенно после терактов в июле 2005 г.) и уровень предубеждения и агрессии, проявляемой по отношению к нему: «Ненависть, которую ультраправые группы в прошлом выражали по отношению к евреям, католикам и чернокожим, в настоящее время смещается в сторону мусульман. Все перечисленные общины в своё время обвинялись в подрыве традиционных британских ценностей и в том, что они живут параллельной жизнью, используя чуждый язык, одежду и обычаи. Сегодня в таком свете видят мусульман… Нынешние власти даже отказываются иметь дело с основными мусульманскими организациями, такими, как МСВ, несмотря на исследования, показывающие, что британские мусульмане часто выражают более сильное чувство принадлежности к обществу, чем другие граждане. К сожалению, негативное восприятие затмевает эту реальность».

В данном случае (как и почти всегда) бывший генсек МСВ Мухаммед Абдул Бари, как минимум, лукавит и искажает факты (за что, среди прочего, британская пресса и общественность очень не любят многих мусульманских общественных деятелей страны). Нынешнее правительство вовсе не потому не сотрудничает с МСВ, что политикам застит глаза какое-то исламофобское предубеждение, как это пытается представить г-н Бари. А ведь именно при нём активисты МСВ разжигали межнациональную и межрелигиозную ненависть, бойкотируя День памяти жертв Холокоста в Соединённом Королевстве, и демонстративно выражали презрение к собственной стране, подписывая документы, оправдывающие атаки на британских солдат в Ираке и Афганистане. Впрочем, это лишь малая часть сомнительных акций, в которых участвовал МСВ в последние годы. Не меньше совет вредит Великобритании и своим бездействием, игнорируя, например, процесс превращения многих мечетей страны в центры пропаганды экстремизма, из которых изгоняются добропорядочные мусульмане. Британское правительство прекрасно осведомлено обо всём вышеперечисленном и именно поэтому не считает МСВ достойным выделения бюджетных денег.

Помимо прочего, говоря о «важной роли» мусульман в британском обществе, МСВ обходит стороной другие нелицеприятные для исламских общин темы. Например, ту, согласно которой среди мусульман страны из года в год увеличивается уровень молодёжной преступности. Так, издание WalesOnline приводит статистику ежегодного исследования детей и молодых людей, находящихся в заключении, в соответствии с которой среди заключённых тюрем для молодых преступников представительство мусульман за последний год возросло на четверть. Каждый пятый заключённый (21%) сегодня идентифицирует себя как мусульманина. В 2010 г. этот показатель был равен 13%, а годом позже составлял уже 16%.

Впрочем, отчасти данная статистика связана с тем, что в настоящее время всё больше заключённых немусульман принимают в тюрьме ислам. Стимулом для совершения подобного шага обычно бывает банальное стремление улучшить бытовые условия: большинство немусульман в тюрьмах сидят взаперти во время пятничных намазов у мусульман, поскольку для поддержания порядка в это время требуется слишком много охранников, а для обеспечения обеда слишком много тюремных сотрудников. Как результат, многих заключённых в исламе привлекает не само учение, а перспектива улучшения питания и обращения с ними в тюрьме.

Как бы то ни было, а ислам объективно является самой быстро распространяющейся религией в Соединённом Королевстве. И игнорировать это не только сложно, но и опасно. Особенно в условиях большой диверсифицированности общества. Тот же Мухаммед Абдул Бари пишет, что «ислам исторически имел успех в абсорбции самых разных людей». И продолжает: «Вот почему мусульмане естественным образом процветают в плюралистическом обществе, где множественные идентичности не воспринимаются, как угроза. Мусульмане сами по себе очень разнообразны. По всей стране живут чёрные, коричневые и белые мусульмане, корни и наследие которых пересекают многие этнические и национальные границы, так же, как и конфессии».

Что касается белых мусульман, то в настоящее время их ряды ежемесячно пополняют сотни принявших ислам коренных британцев. Такие выводы содержатся в результатах недавнего исследования, проведённого межконфессиональной группой Faith Matters. Согласно полученным данным, число перешедших в ислам британцев совсем недавно преодолело отметку в 100 тыс. человек. Каждый год вероучение пророка Мухаммеда принимают не менее 5 тыс. британцев. При этом женщины составляют две трети из вновь обращённых, а средний возраст произнесения шахады – 27 лет. Авторы исследования из Swansea University в Уэльсе спросили принимающих ислам британцев о том, что им не нравится в британской культуре и, соответственно, побуждает принимать новую веру. Среди самых распространённых ответов были «алкоголь и пьянство», «отсутствие морали и сексуальная вседозволенность», «безудержное потребительство».

Следствием роста мусульманского сообщества Великобритании является и пропорциональный рост притязаний со стороны адептов ислама. Однако власти далеко не всегда готовы их удовлетворять. Так, 5 декабря 2012 г. Комитет по стратегическому развитию управляемого лейбористами совета лондонского округа Ньюхэм единогласно отклонил заявку на постройку рядом с Олимпийским стадионом «супер-мечети», поступившую от мусульманского движения «Таблиги Джамаат». По проекту мечеть должна была вмещать не менее 10 тыс. верующих, что сделало бы её самым большим зданием религиозного назначения в Британии и самой большой мечетью в Европе. Для сравнения, собор святого Павла, одна из главных достопримечательностей Лондона, способен вместить не более 2,5 тыс. верующих.

В целом же, можно говорить о том, что итоги переписи 2011 г. не стали большим сюрпризом для британского населения, подтвердив практически все тенденции, которые на протяжении предыдущей декады обсуждались в обществе. Поэтому в данном контексте наиболее важным представляется не столько вопрос о том, что происходит с Великобританией и её исламским сообществом сейчас, сколько о том, что случится с ними в ближайшем будущем, а именно – в течение следующей декады. Ведь уже сегодня многие эксперты и журналисты делают прогнозы, согласно которым численность британских мусульман ещё раз удвоится к 2021 году, времени проведения следующей переписи, и составит уже 10% от всего населения Соединённого Королевства.

62.84MB | MySQL:102 | 0,532sec