Об экономических программах основных израильских партий накануне выборов января 2013 г.

До выборов в Израиле осталось меньше недели. Предвыборная кампания в стране в разгаре. С учётом того, что формальной причиной объявления досрочных выборов стала невозможность принятия бюджета страны – основного экономического документа государства, – представляется интересным рассмотреть экономические аспекты программ идущих на эти выборы израильских партий. Основным источником информации для написания этой статьи автору служил Интернет, а именно официальные сайты партий, статьи в различных онлайн изданиях как непосредственно израильских, так и зарубежных, выложенные в Интернете интервью лидеров этих партий. Были рассмотрены соответствующие материалы, касающиеся экономических программ следующих израильских партий: Ликуд, НДИ, Кадима, Авода (Партия труда), ШАС, «Ха-Баит Ха-Йегуди» («Еврейский дом»-бывшая Национально-религиозная партия), «Ха-Тнуа» ( «Движение»-новая партия, созданная бывшим лидером Кадимы Ципи Ливни), «Еш атид» ( «Есть будущее»-новая партия, созданная известным журналистом и сыном известного политика Томи Лапида Яиром). Другие партии не рассматривались в основном по причине того, что, либо у них мало шансов попасть в Кнессет (например, «Оцма Ле-Исраэль»), либо их попадание в парламент Израиля будет обеспечено таким малым количеством голосов, что их влияние на деятельность следующего правительства будет незначительным.

Основным претендентом на победу в следующих выборах является, безусловно, блок Ликуд-НДИ. Интересно, что ни на сайтах собственно этих партий, ни на сайте блока нет чётко сформированной экономической программы. Зато там показаны достижения текущего правительства, возглавляемого лидером Ликуда, в котором ключевую роль играют также и министры от НДИ. Как кажется, этому есть несколько причин.

Во-первых, по сути, текущая экономическая политика правительства и есть экономическая программа этого блока. Это тем более очевидно, если принять во внимание тот факт, что в современном Израиле нет политика, более подкованного в этой сфере, чем Биньямин Нетаньяху. Все министры экономического блока так или иначе воплощают в жизнь ту экономическую политику, которую он предлагает. Да и лидер НДИ Авигдор Либерман по экономическим вопросам имеет сходную с Нетаньяху позицию, в чём можно было убедиться, в частности, во время их совместной работы в правительстве Ариэля Шарона.

Во-вторых, как кажется, лидерам блока сейчас невыгодно публиковать чёткую экономическую программу. В Израиле сегодня мало кто сомневается, что именно им предстоит формировать новое правительство страны, а значит, в ходе переговоров придётся идти на определенные компромиссы, которые будет легче замаскировать, если у населения не будет чёткого понимания той стартовой точки, с которой сделано отступление. Единственное, о чём сейчас открыто говорит Нетаньяху, что он не намерен еще повышать налоги после раунда их повышения летом 2012 г. Он также говорит о необходимости сокращать расходы государственного бюджета, в частности, за счёт сокращения расходов некоторых министерств, однако о каких министерствах конкретно идёт речь, он предпочитает не говорить.

В-третьих, вполне можно предположить, что у лидеров блока пока нет чётких ответов на ряд вопросов экономического развития страны. Эти ответы они планируют сформулировать в рамках деятельности будущего правительства Израиля.

Судя по всему, основными социально-экономическими задачами следующего правительства Израиля будут: сокращение дефицита бюджета, значительное сокращение концентрации рынка в ряде сегментов экономики страны, формирование новой долгосрочной стратегии энергетического развития Израиля, улучшение качества образования, снижение уровня социального неравенства в стране, повышение уровня включенности в рабочую силу двух групп населения – арабских женщин и ультраортодоксальных евреев, формирование эффективной долгосрочной стратегии развития инновационной экономики.

Из рассмотренных автором партий ещё 2 не представили чётких экономических программ в своих материалах – это Кадима и ШАС. И если для сефардской религиозной партии ШАС это вполне естественно, то отсутствие четко прописанной экономической программы в Кадиме несколько удивило. Нельзя сказать, что в размещенных на сайте партии предложениях[1] вообще игнорируются социально-экономические вопросы, но они «размазаны» среди практически всех восьми тематических блоков предлагаемой программы. Никаких особенных новшеств в экономическом плане Кадима не предлагает – стандартная критика нынешнего правительства за обслуживание интересов крупного бизнеса и недостаточную работу в направлении уменьшения социального неравенства в стране.

Самую разработанную экономическую программу в нынешней предвыборной кампании представила Авода. Дух предложенной программы пронизан антагонизмом к курсу нынешнего правительства Израиля и Нетаньяху лично. Годы его управления экономикой страны называются здесь «чёрным десятилетием». Основными целями программы заявлены: сокращение социального неравенства в стране до среднего уровня по ОЭСР; возвращение основных услуг, предоставляемых государством всеобщего благоденствия; создание условий экономического процветания для всего населения Израиля. Она состоит из пяти больших блоков, а именно: возвращение основных услуг, обеспечение честных доходов населению, снижение цен на жильё и продовольствие, честная конкуренция, честное налогообложение. В данной статье нет необходимости полностью приводить основные положения программы, так как они представлены на официальном сайте партии. Здесь же отметим, что программа отличается широким охватом – в ней указаны меры по абсолютному большинству социально-экономических вопросов страны. Тут есть предложения и по улучшению системы здравоохранения и образования, изменению системы формирования прибыли и налогообложения в финансовом секторе и на рынке капитала, затронуты вопросы местного самоуправления и общественного транспорта, вопросы конкуренции и системы формирования пенсионного фонда и т.д. Программа демонстрирует левоцентристский подход, предполагающий усиление роли государства в экономической жизни Израиля. Вообще, как уже отмечалось, идеалом для изложенной программы является государство всеобщего благоденствия, которым до середины 1990-х годов во многом был Израиль и которое стремительно исчезло в последние годы в частности в следствие крупномасштабных реформ, проводимых под руководством нынешнего премьер-министра страны.

Представляется, что формирование такой широкой экономической программы – это, во-первых, попытка предъявить претензии на лидерство в левом лагере и заявить о возрождении партии труда, а, во-вторых, сказывается опыт работы лидера Аводы Шели Яхимович в финансовой комиссии Кнессета. Если возникнет вероятность того, что Авода каким-либо образом будет входить в будущую коалицию, возглавляемую блоком Ликуд-НДИ, то, исходя из опубликованной экономической программы, по экономической стратегии развития Израиля мнения министров от этой партии и от правоцентристского блока будут сильно расходиться. Но известно, что ум политиков очень гибок, так что и тут компромиссы будут вполне возможны.

Интересную динамику приобрела в текущей кампании наследница Национально-религиозной партии (МАФДАЛ) партия «Ха-Баит Ха-Йегуди», лидером которой стал амбициозный молодой политик Нафтали Беннет. Начальный политический опыт он получил в качестве главы штаба Ликуд, куда он пришёл в 2006 г. после Второй ливанской войны. Беннет также имеет успешный бизнес-опыт в сфере высоких технологий. Всё это делает его убеждённым сторонником открытой либеральной экономики. Его, по сути единственная, критика Нетаньяху заключается в том, что он требует больше обращать внимание на социальные аспекты экономической политики. Здесь нет ничего ни нового, ни оригинального, так как это всем известная ахиллесова пята экономического курса нынешнего премьер-министра. В экономической части своей программы лидер Ха-Баит Ха-Йегуди отдельное внимание уделяет необходимости скорейшего создания «газового фонда», который должен был быть создан еще в конце 2011 г., но этого до сих пор не произошло. С точки зрения Беннета, деньги этого фонда должны в основном идти на образование и решение социальных проблем, а не на оборонные нужды. Отдельной строкой в экономической программе этой партии упоминается необходимость уделять гораздо больше внимания вопросам защиты окружающей среды, в частности повышения качества воды, воздуха, использования альтернативных источников энергии.

Беннет и его партия могут быть удобными партнёрами по коалиции для блока Ликуд-НДИ. Следует отметить, что для национально-религиозного лагеря, который эта партия представляет, экономика никогда не стояла на первом месте. Однако, как кажется, при лидерстве Беннета, она вполне возможно будет играть более важную роль.

Отдельный экономический блок есть и в программе созданной бывшим лидером Кадимы Ципи Ливни партии «Ха-Тнуа». Он представляет собой попытку соединить лучшее в практике государства всеобщего благоденствия и достижениях либеральной экономики. То есть, предлагается продолжать развивать либеральную конкурентную модель экономики Израиля, но осуществлять эффективные (по мнению авторов программы) методы государственного регулирования так, чтобы богатство распространялось более равномерно. В программе отдельно отмечается необходимость развивать периферийные районы страны и больше внимания уделять среднему классу, который является опорой экономического развития (упрёки Нетаньяху и его команде в том, что он игнорирует требования и нужды этой группы населения, звучат со всех сторон). Представляется, что в случае необходимости «Ха-Тнуа» достаточно легко сможет найти точки соприкосновения с блоком Ликуд-НДИ.

Если до этого в статье рассматривались экономические аспекты программ партий либо существующих уже какое-то значимое время (Ликуд, Авода, НДИ, Кадима, ШАС, «Ха-Баит Ха-Йегуди»), либо новых, но созданных опытным политиком («Ха-Тнуа»), то в завершение этой небольшой работы рассмотрим экономический блок новой партии, созданной новичком в политике. Речь идёт о партии «Еш атид» Яира Лапида. Экономическая часть опубликованной программы предлагает сконцентрировать усилия государства на развитии малого и среднего предпринимательства, поддержав, таким образом, средний класс, который является становым хребтом экономики любой страны. Лапид предлагает создать специальное агентство для этой цели в рамках министерства промышленности, труда и торговли Израиля. Это агентство должно не только определять какие бизнесы могут получить прямые гарантии от государства, но и предоставлять разного рода консалтинговые услуги для этой категории бизнеса по доступным ценам. По мнению авторов этой программы, такая система позволит желающим открыть своё дело избежать ряда неприятных бюрократических моментов и получить доступ к относительно дешёвым кредитам, что должно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства. Представляется, что такой подход позволит Лапиду найти общий язык с нынешним премьер-министром Израиля и его командой в случае, если такая необходимость возникнет.

Итак, как мы видим из рассмотренных программ, очень сложно по существу критиковать в целом успешную макроэкономическую стратегию инновационного развития страны, осуществляющуюся в Израиле в течение ряда последних лет под руководством Биньямина Нетаньяху и его соратников. Единственную существенную альтернативу ей предлагает программа партии Авода. Остальные же нащупали слабые места в этой стратегии – а именно проблему усиливающегося социального неравенства и излишней концентрации в ряде секторов экономики страны – и предлагают свои варианты их решения. Таким образом, скорей всего, следующее правительство Израиля продолжит текущий либерально-экономический курс, но внесёт определенные коррективы (может быть даже вполне существенные) в социальную политику, а также более активно займётся вопросами формирования эффективной конкурентной среды в стране.

1.Кадима с точки зрения своего веб-представительства сделала довольно оригинальный ход. Если ввести доменное имя www.kadima.org.il, то попадаешь не на стандартную партийную страницу а в Фейсбук, где всё и размещено. Автору так и не удалось найти онлайн представительство этой партии в другом формате.

52.26MB | MySQL:103 | 0,431sec