Подпольная ячейка «братьев-мусульман» в ОАЭ

Объединенные Арабские  Эмираты (ОАЭ) – государство, в котором активная политическая деятельность сконцентрирована в двух наиболее развитых эмиратах — Абу-Даби и Дубае, входящих в федерацию из семи эмиратов. Эта деятельность имеет отношение к вопросам, связанным с взаимоотношениями между федеральной властью и властью на уровне отдельных эмиратов, разграничению их полномочий и определению положения каждого из эмиратов в политической системе страны. Данных о существовании в ОАЭ, в целом, и в двух, наиболее развитых эмиратах, в частности, какой-либо политической оппозиции, выступающей с критикой действий властей, и тем более, планировавшей свержение правящего режима, не было.

Впервые информация о том, что на территории ОАЭ действует подпольная исламистская ячейка появилась на страницах лондонской газеты «Аль-Хайят» в конце декабря 2012 г. Статья была опубликована спустя несколько дней после завершения в декабре 2012 г. саммита Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) в Манаме, на котором было принято решение об укреплении сотрудничества между государствами-членами этой организации в области обеспечения безопасности. Обнаружение подпольной террористической организации, связанной, как утверждала лондонская газета, с «Аль-Каидой», членами которой были, по ее же информации, граждане ОАЭ и Саудовской Аравии, подавалось как успех совместной деятельности правоохранительных органов двух стран. В статье не содержалось подробных сведений ни о проведенной операции, ни о деятельности подпольной группировки. В ней говорилось, что было задержано 64 гражданина ОАЭ, а также граждане Саудовской Аравии. Они, как было отмечено в статье, планировали совершение террористических актов на территории этих двух, а также соседних арабских стран. Власти ОАЭ никаких комментариев по этому поводу не дали.

В начале  января 2013 г. также в «Аль-Хайят» была опубликована статья о том, что в ОАЭ арестована группа египтян-членов организации «Братья-мусульмане», которая занималась  «противоправной деятельностью, угрожающей безопасности страны». Египет обратился к властям ОАЭ с просьбой освободить задержанных, однако, эта просьба была расценена как «странная», «противоречащая международной практике» и как «вмешательство во внутренние дела ОАЭ». В ОАЭ была направлена египетская делегация, которую возглавил заместитель президента М. Мурси по связям с иностранными государствами. Однако, официальная позиция Объединенных Арабских Эмиратов осталась прежней. Задержанные египтяне (11 человек) должны были предстать перед судом. В заявлении прокуратуры ОАЭ говорилось, что  в тюрьмах страны содержится 350 граждан Египта, которых обвиняют в различных преступлениях.  Как подчеркивалось в этом заявлении, это число невелико, так как общая численность выходцев из Египта в ОАЭ составляет свыше 400 тыс. чел.

Противоречивые сведения о подпольной деятельности в ОАЭ стали подтверждением того, что это спокойное и стабильное государство столкнулось с тем, что на его территории стали действовать нелегальные организации антиправительственной направленности. Создавалось впечатление, что эмиратские властные структуры стремятся сохранить информацию о деятельности антиправительственного подполья в тайне. В прессе ОАЭ никаких материалов по этой теме опубликовано не было.

В середине января 2013 г. газета «Аль-Хайят» опубликовала еще одну статью о деятельности подпольной исламистской группировки. В ней говорилось о начале расследования в отношении женщин-руководительниц подпольной исламистской организации.  В заявлении генеральной прокуратуры ОАЭ подчеркивалось, что женщины, в отношении которых было начато расследование, являются членами женской ячейки, входящей в организацию, члены которой планировали захват власти в ОАЭ. Они составляют, по данным генеральной прокуратуры, значительную часть среди общей численности членов этой организации. В выступлении заместителя генерального прокурора говорилось о том, что «следствие в отношении подозреваемых женщин будет проводиться с соблюдением шариатских норм». В то же время он подчеркнул, что «все равны перед законом, и не может быть никаких послаблений для женщин, которые несут равную ответственность, что и мужчины, и все должны отвечать за свои преступления перед судом».

В статье отмечалось, что ранее были задержаны 64 члена этой подпольной исламистской группировки, которая  связана с организацией «Братьев-мсульман», и имеет контакты с иностранной державой.

Кроме того, по оценке политических наблюдателей, дело подпольной исламистской группировки приобрело новой поворот после публикации сведений о задержании 11 египтян, имеющих отношение к организации «Братьев-мусульман». Таким образом, возможно существование прямой связи между египетскими «Братьями-мусульманами» и их сподвижниками в ОАЭ. Как свидетельствуют публикации западных исследователей, опирающихся на данные ЦРУ, деятельность исламистских группировок в ОАЭ приобретает ныне все более ощутимый характер.

Помимо связей эмиратских «Братьев-мусульман» с Египтом, были обнародованы данные о том, что им оказывала финансовую помощь и организация «Братьев-мусульман» в Кувейте. В статье, опубликованной 11 января 2013 г. в лондонской газете «Аш-Шарк Аль-Аусат», отмечалось, что состоялось посвященное вопросам безопасности закрытое заседание кувейтского парламента, на котором министр внутренних дел страны сообщил депутатам Национального совета о том, что финансирование деятельности «Братьев-мусульман» в ОАЭ осуществляется из Кувейта.

Кувейтская организация «Братья-мусульмане» существует с 1950-х годов. Эта одна из старейших общественно-политических организаций страны. Ее члены всегда были представлены в парламенте. Как правило, кувейтские «Братья-мусульмане» входили в состав парламентской оппозиции. В начальный период своей деятельности эта организация имела связи с египетскими «Братьями-мусульманами», но впоследствии они стали действовать самостоятельно, как национальная политическая сила. Можно предположить, что приход к власти в  Египте представителей организации «Братьев-мусульман» меняет ситуацию и в Кувейте.

Арабские и западные исследователи, занимающиеся проблемами государств Залива, отмечали, что победа «Братьев-мусульман» в Египте вызвала опасения у правящих элит государств-членов ССАГЗ, которые считают возможным усиление влияния египетских «Братьев-мусульман» на аналогичные организации в своих странах.  Подтверждением этого может быть выступление начальника полиции Дубая Дахи Калфана Тамима 18 января 2013 г. на конференции, организованной ССАГЗ в Манаме и посвященной вопросам обеспечения безопасности. Он заявил, что «угроза «Братьев-мусульман» для безопасности государств ССАГЗ сравнима с иранской угрозой». Он же опубликовал статью в одной из кувейтских газет, в которой утверждал, что ««Братья-мусульмане» готовят перевороты в странах ССАГЗ, которые завершатся к 2016 г., а первой жертвой будет Кувейт, где этот заговор будет осуществлен в 2013 г.». Кроме того, Д. Калфан Тамим после ареста членов исламисткой ячейки в ОАЭ стал говорить о существовании «иностранного заговора», целью которого является свержение режимов в арабских странах Залива, которые он призывал быть готовыми  к отражению угрозы, исходящей от «Братьев-мусульман».

По информации западных исследователей, министр иностранных дел ОАЭ Абдалла бен Зайед также критиковал «Братьев-мусульман» «за их неуважение государственных границ», обвинив их в «организации заговоров, подорывающих национальный суверенитет». Он призвал страны ССАГЗ к сотрудничеству для отражения этой угрозы.

Опасения в отношении «Братьев-мусульман», которые пришли к власти в Египте, особенно сильны в ОАЭ, где местная организация «Братьев-мусульман» не имеет легальной возможности участвовать в политической жизни. Аресты, которым подверглись члены эмиратской группировки «Братьев-мусульман», являются ярким подтверждением этого.

Отношения между ОАЭ и Египтом в последнее время складываются непросто. ОАЭ не предоставили обещанную египетским властям помощь. В тоже время, Египет заверяет государства Залива в том, что он не намерен «экспортировать революцию» и вмешиваться в их внутренние дела. Тем не менее, можно предположить, что межгосударственные отношения двух стран будут нормализованы, и на них не будут существенным образом влиять деятельность эмиратской группировки «Братьев-мусульман».

62.84MB | MySQL:102 | 0,538sec